Раскрывает связь между развитием культуры и социальными процессами, ищет закономерности такой взаимосвязиПитирим Сорокин
15. Культура – это приобретенная человеком способность разумно, по собственной воле ставить себе свободные цели, считалИммануил Кант .
16. Для крупнейшего представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля сам термин «культура» применительно к индивиду означает «образование» - возвышение индивида от «необразованной точки зрения», на которой он находится в повседневной жизни, к знаниям, даваемым научной философией.
17. К.Маркс определял культура как сферу человеческой деятельности, которая объединяет человека и природу и развивает самого человека.
18. Английский антрополог и культуролог Э.Тайлор считал, что культура – это сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык. А также способности, навыки, усвоенные человеком.
19. Культуру как систему запретов, систему табу определяет культуролог Клод Леви Стросс.
20. Технологическаякультура характеризует способ, которым люди осуществляют производственную деятельность.
21. Эвристическаякультура определяет творческий потенциал деятельности.
22. Информационнаякультура включает в себя накапливание человечеством информации, способ ее получения, распространения, овладения ею;
23. Семиотическуюкультурусоставляет совокупность знаковых систем, в которых эта информация кодируется, транслируется, передается.
24. Аксиологическая культура выражает ценностные ориентации.
25. Гуманистическая культура – способность общества реализовать сущностные силы человека.
26. Выдающийся ученый, музыкант, философ, великий гуманист Альберт Швейцер определяет культуру как итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях знаний и деятельности, которые способствуют духовному обогащению личности и общему прогрессу.
27. Альберт Швейцер выделяет важный признак культуры – служитьсовершенствованию человека и человечества.
28. Понятие «антикультура», наличие антикультуры наряду с культурой как раз и отражает противоречивость культурно-исторического процесса, помогает пониманию и оценке прошлого, дает ориентиры в современном мире.
29. Глубинное постижение культуры формирует толерантность:способность понять другого.
Американский культурантрополог Л.Уайт. определив культуру как специфический класс явлений, присущих только человеческому сообществу, выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека — это мирегокультуры.
31. В эпоху Возрождения понятие природы как предельной абстракции, основными характеристиками которой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, выдвигается на первые роли в социально-культурном плане (в условиях борьбы против религиозного догматизма и средневековой схоластики).
32. Возрождение обращается кантичному эталону понимания природы и всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства.
33. Согласно учению В.И. Вернадского, в природе и обществе существуют процессы упорядочения, становления, самообразования, накопления разумной деятельности человека, преобразующего мир, что объединяется В.И. Вернадским в понятие ноосфера.
34. Функционирование культуры связано с системой процессов производства, воспроизводства, распространения («трансляции») и сохранения культурных ценностей.
35. Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни называются культурными архетипами
36. Первичные образования русской духовности, такие как “отзывчивость” или “открытость”, устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ называются этнокультурными архетипами
37. Процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте называется ассимиляция.
38. Бог врачевания, который изображался в греко-рим. мифологии бородатым стоящим мужчиной, опирающимся на обвитый змеей посох называлсяАсклепием, или сидящим в длинной одежде, иногда вместе с дочерью — богиней здоровья Гигиеей.
39. Бог врачевания, который изображался в греко-рим. мифологии бородатым стоящим мужчиной, опирающимся на обвитый змеей посох или сидящим в длинной одежде, иногда вместе с дочерью — богиней здоровья Гигиеей.
40. Термин, обозначающий любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание определяется как артефакт культуры ( лат. arte — искусственный + factus — сделанный)
41. Здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн; постепенно приобрело форму лат. креста. Первоначально в Византии — дом высшего духовного лица города (базилевса); затем, в Древнем Риме, — общественные здания суда, торговли и др. называются базилика - (< лат. basilica < греч. basilike— царский дом, дом базилевса).
42. Представитель высшей кастовой группы — варны в Индии, жрец в брахманизме и индуизме назывался брахманом.
43. Эстетическая категория, противоп. прекрасному, определяется какбезобразное.
44. Эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV—XVI вв., величайший прогрессивный переворот, соц. содержанием которого было первоначальное становление буржуазных отношений на базе широкого развития мировых торговых связей, роста промышленности городов-коммун, освободившихся от власти феодалов называется возрождение (ренессанс) - (< фр. Renaissanse — возрождение).
45. К числу произведений, посвященных, в древнерим. мифологии — богине любви и красотыВенере, а в древнегреч. мифологии Афродите относятся скульптуры А. Ж. Майоля, О. Ренхара; картины Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, Джорджоне, Рубенса, Веласкеса, Рембрандта; басня Г. Сакса; поэма Шекспира «Венера и Адонис»
46. Составная часть философско-религ. учений древней и ср.-век. Индии; средство самопознания и освобождения человека от уз материального существования путем управления психикой и физиологическими процессами организма, а также система, совокупность методов (действий, упражнений), позволяющие достичь этого обозначается какйога - (< санскрит yoga — соединение, сосредоточение мыслей, созерцание).
47. Ценности, значения и символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, т. е. являющиеся общими для всех времен, для всех обществ составляют ядро любойкультуры.
48. Культурологич. категория, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества, складывающиеся, формирующиеся во взаимодействии совместно проживающих и общающихся между собой людей определяется как язык культуры.
49. Образное выражение, связанное с др.-греч. мифом о богине Эриде, которая, желая поссорить древних богинь Геру, Афину и Афродиту, бросила яблоко с надписью «прекраснейшей», звучит как яблоко раздора.
50. В древнерим. мифологии — царица богов, супруга Юпитера, покровительница брака и рождения; то же, что в древнегреч. мифологии Гера называлась Юнона - [лат. Juno (Junonis)]
51. Вертикальная культурная трансмиссия предполагает процесс в ходе которого культурные ценности передаются от родителей к детям
52. Горизонтальная культурная трансмиссия предполагает процесс когда от рождения до взрослости ребёнок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками
Культурологич. термин, обозначающий разнообразие геогр. и соц. параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой — осваиваемых ею, что ведет к складыванию конкретных ист. типов культуры, которые в литературе и называют локальные типы культур.
54. Массовая миграция из села в город вызвавшая не только «размывание» традиционных особенностей городской культуры, но и породившая особое явление — маргинальную культуру, в рамках которой человек никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своим прошлым и его традициями и никогда не будет совершенно принят в новое общество, в котором он теперь пытается найти для себя место.
55. — Многозначное понятие, употребляемое в культурологии и политологии, во-первых, как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и, во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией и называемый цивилизация - (< лат. civilis — гражданский).