Методы и подходы к изучению
Методы изучениякорпоративнойкультуры компании.
Существуют три основные стратегии изучения корпоративной культуры, в каждую из которых входят свои методы исследования и анализа.
Холистическая стратегия предполагает глубокое погружение исследователя в культуру и действие его в ней, по меньшей мере, как глубоко сопричастного наблюдателя, а в лучшем варианте - как члена коллектива ва (можно в роли консультанта). Это так называемые полевые методы изучения ситуации путем реального погружения в нее. При такой стратегии исследователю для получения наилучшего результата необходимо стать «своим человеком» и затем включить весь арсенал средств наблюдения и получения информации.
Метафорическая или языковая стратегия предполагает изучение образцов документов, их языка, отчетности, баек, легенд, рассказов и мифов, анекдотов и шуток, стереотипов общения и языка общения, гимнов и девизов компании, т.е. всего документально-языкового арсенала общения и коммуникаций сотрудников, их героев и антигероев. А затем из этой информации как мозаика выкладывается общее представление о культуре компании.
Количественная стратегия предполагает использование опросов, анкетирования, интервьюирования и других методов, дающих количественную оценку конкретным проявлениям культуры. Для того, чтобы эти методы были действительно эффективными, необходимо построить вопросы таким образом, чтобы они действительно отражали базисные ценности и установки (т.е. культуру), а не вторичное отношение к существу явлений (т.е. социальный климат в коллективе).
Процесс формирования корпоративной культуры предусматривает следующие подходы:
внутренний подход - предполагает выбор миссии, связанной с производством или обслуживанием, определение социальной миссии, "в подбора персонала, направленности внутренней культуры организации на удовлетворение потребностей ее членов;
когнитивный подход (обеспечение знаниями) - ориентирует на планирование карьеры и развитие персонала, включая самые нижние уровни иерархии, на существование системы предложений по усовершенствованию деятельности организации и каждого ее члена, на стратегическую направленность, неформальные модели лидерств;
• символический подход - предполагает наличие в организации особого языка, символических действий, специальных церемоний, фиксированной истории организации, легенд, символических фигур (людей) и т.п.;
• побуждающий подход - привлекает особое внимание организаций к системе мотивирования работников. Фирма может оплачивать работу своих служащих так же или выше, чем в других сходных компаниях.
Вознаграждение за достигнутые результаты выражается в форме пре
доставления возможности обучения, развития деловых и личностных качеств персонала. Каждый член организации может воспользоваться ус
лугами консультантов и преподавателей для совершенствования собственной деятельности. Разрабатываются специальные программы
профессиональной и управленческой карьеры в организации. Предполагается, что создание подходящего для мотивации климата в значительной степени зависит от управленческого персонала. Обязательное
условие - обучение и планирование карьеры - осуществляется «каскадно», т.е. с самого верха иерархической пирамиды вниз, не пропуская
ни одного уровня.
Тема 2. Структуракорпоративнойкультуры.
1. Основные элементы корпоративной культуры.
2. Ценность – ядро корпоративной культуры.
3. Ценностная модель корпоративной культуры.
1. Основные элементыкорпоративнойкультуры.
Культура условий труда - это совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
Культуру средств труда и трудового процесса характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, уровень механизации и автоматизации, качество оборудовании и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обеспечение дисциплины. Очевидно, что одним из важнейших направлений повышения культуры средств труда и трудовых процессов является совершенствование организации труда и производства:
передовая техника требует передовой организации;
Культуру межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками ценностей и убеждений компании. Кроме внутренних коммуникаций корпорация активно осуществляет коммуникации с субъектами внешней среды, поэтому культура внешних коммуникаций также является элементом корпоративной культуры, важным фактором имиджа и эффективности.
Культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, принимаемые методы стимулирования, noвышние уровня удовлетворенности трудом и т.д.;
2. Ценность – ядрокорпоративнойкультуры.
Ценности - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к материальным, социальным и духовным благам, это набор стандартов и критериев, которым мы следуем в жизни.
К материальным ценностям относят товары, продукты, услуги , произведения искусства и т.п. предметы, которым мы придаем значение, которыми дорожим. Они имеют денежную оценку, которая не обязательно совпадает с их полезностью и
Культуру работника правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Нравственная культура имеет внешнюю составляющую, которая проявляется в поведении человека, знании им этикета, правил поведения, хороших манер. Внутреннюю культуру составляют нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждении и культура чувств, умение эмпатически воспринимать состояние других людей, сопереживать. Культуру труда определяют исходя из из образования и квалификации работника, его отношение к труду, дисциплинированности (включая технологическую и трудовую дисциплину,) исполнительности, творчества на рабочем месте. |
ценностью для конкретного человека. Ценности социальные и духовные включают в себя общественные идеалы, моральные нормы, эстетические и этические нормы, понятия о предназначении человека, организации в мире, о смысле жизни и т.п.
Существуют ценности - цели, носящие установочный характер
- общечеловеческие (добро-зло);
-экономические (полезно-вредно), материальная обеспеченность, нищета;
- эстетические (гармония-хаос); прекрасное и уродливое (здоровье
и болезнь);
- социальные (любовь-ненависть), семья, дружба;
- политические (власть и безвластье) свобода и зависимость;
- религиозные (заповеди);
- и ценности - средства, определяющие пути достижения кие, как общение, независимость, индивидуальность, признание, честность, новаторство, готовность идти на риск, качество работы.
При формировании организационной культуры ценности – цели, как правило, лежат в основе миссии компании, а ценности – средства определяют принципы формирования политики компании, закладывающиеся в нормы поведения сотрудников организации при их взаимодействии с заказчиками, партнерами, поставщиками, друг с другом. Исследования показывают, что первостепенное значение среди целей - ценно работников имеют здоровье, семья, материальная обеспеченность, для компаний ценности - цели в значительной степени определяют характером организационной культуры. Нередки ситуации, когда личностные ценности и расположения работника приходят в противоречие с требуемым от него поведением, возникает несогласованность, диссонанс. Такие ситуации и пути их paзрешения рассматриваются теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Процесс формирования ценностей у человека начинается в раннем детстве, прежде всего его родителями. По мере роста ребенка круг лиц, оказывающих влияние на его ценностную систему, все больше расширяется.
3. Ценностная моделькорпоративнойкультуры.
Процесс перехода одних форм ценностей в другие и механизм влияния корпоративной культуры на поведение персонала организации являются основой функционирования ценностной модели культуры организации.
Предложенная ценностная модель корпоративной культуры отражает динамику культурных комплексов и культурного пространства организации в целом.
Категория «динамика» фиксирует общие закономерности социо-культурных изменений, происходящих в организации.
Волнообразность актуальных социокультурных изменений в организации свидетельствует о цикличности процесса и возможности его исследования с помощью идеальных моделей, выработанных в рамках теории менеджмента организационной культуры, поскольку в качестве первотолчка выступает переоценка ценностей, т.е. необходимость перехода одних форм ценностей в другие.
Члены организации, разделяя организационно-культурные ценности, идеалы, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции, т.е. все общеорганизационные ценности реально проявляются на поверхностном уровне организационной культуры в виде символов высокого и низкого профиля.
К символам высокого профиля условно относят те, которые были созданы с целью формирования имиджа организации и ориентированы на потребителей и партнеров организации. Зачастую у потребителей первое впечатление об организации формируется на основе символов высокого профиля — логотип, лозунг, миссия, униформа и т.д.
Символы низкого профиля являются более обыденным выражением того, как конкретно выполняется работа.
Реальное проявление ценностей ( действия и поведение сотрудников) |
Система отношений и поведенческие нормы |
Ценностные значения сотрудников |
Ценностные представления руководителей, лидеров, основателей |
Реальное проявление ценностей (символы высокого и низкого профиля) |
Организационные ценности |
Рис. 1 Ценностная модель корпоративной культуры.
Символы низкого профиля ряд зарубежных ученых подразделяет на четыре категории :
• физические формы;
• процедуры;
• общий язык;
• коммуникации.
Все это будучи воспринятым работниками помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать свое личностное значение событиям и действиям, происходящим в организации.
Физические формы включают в себя:
• расположение здания;
• открытые помещения или отдельные офисы;
• офисная столовая или талоны на обед;
• костюмы или неофициальный стиль одежды;
• переносные доски или стационарные сетевые компьютеры;
• компьютеры на одного пользователя;
• мебель и т.д.
Говоря о физических формах проявления культуры, неизбежно подразумевается материальная культура. К процедурам относятся:
· обряды;
· ритуалы;
· обычаи;
· традиции.
Обряды — это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения.
Ритуалы представляют собой систему обрядов.
Обычай — это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции и деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.
Обычай — это неписанное правило поведения.
Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени.
Общий язык.
Общий язык является основой общения, т.е. обмена информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык представляет собой систему знаков и символов, наделенных определенным значением.
Коммуникации составляют: истории; мифы; саги; легенды; фольклорные повествования
Тема 3. Типологиякорпоративныхкультур.
1. Классификация корпоративных культур.
2. Типы культур с точки зрения риска и обратной связи.
3. Типы культур с точки зрения организационных форм.
1. Классификациякорпоративныхкультур.
Существуют различные типологии и классификации организационных культур на основании разных критериев. Например, различаются культуры подгрупп, сформированных по новому признаку, т.е. учитывающих разное видение мира мужчинами и женщинами. Признаком классификации может быть и расовая принадлежность, и различия по роду деятельности, по регионам обитания и т.д.
Выделяют следующие виды культур в организации:
· Организационную
· Профессиональную
· Национальную
· Культуру правовой деятельности
· Психолого-педагогическую
· Информационную
· Экономической деятельности
· Духовную и т.д.
Более того, в рамках одной организации могут существовать различные организационные культуры, свойственные ее отдельным подразделениям, элементам управления, людям. Это объясняется тем, что каждое подразделение в процессе своей деятельности вырабатывает свое собственное видение целей организации, перспектив и направлений ее развития; формирует свою собственную систему ценностей, убеждений и правил поведения в рамках своего отдела, подразделения. Данное многообразие в дальнейшем может послужить основой конфликтных ситуаций в организации.