Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса: с одной стороны, необы­чайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую вой­ну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».

Ситуация в стране была необычайно сложной. Но в оже­сточенной вооруженной борьбе — гражданской войне, кото­рая была осложнена иностранной военной интервенцией, большевики сумели удержать власть в своих руках, добив­шись максимальной концентрации всех сил и ресурсов страны и установив свою диктатуру. Так, в силу объектив­ной ситуации вместо провозглашенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.

В 20-е годы Россию покинули выдающиеся философы, писатели, композиторы, музыканты, художники-живопис­цы. Многие из них были высланы за пределы России внача­ле по указанию Ленина, потом по указу революционного пра­вительства. Именно поэтому их неповторимый вклад в духов­ное развитие человечества долгие годы у нас замалчивался.

Обрести в тот период времени гуманистический, под­линно человеческий взгляд на эпоху смогли немногое. Только сегодня можно оценить простые, великие мысли М. Цветаевой, на десятилетия опередившие современное сознание. События гражданской братоубийственной вой­ны были поняты так:

Все рядком лежат, не развесть межой.

Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал: смерть

побелила;

Кто ты? — белый? — не пойму! —

привстань!

Аль и сзади и прямо; и красный, и белый:—

Мама!..

К руководству страной пришли люди, не имевшие доста­точного образования. Например, И.В. Сталин — духовное училище, пять лет духовной семинарии в Тифлисе не окон­чил; Я.М. Свердлов — профессиональный революционер, без образования; Л.Д. Троцкий — профессиональный революци­онер, без образования; М.И. Калинин — рабочий, токарь по металлу, профессиональный революционер, без образова­ния. Несмотря на то, что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, большевики понимали силу идеологического воздействия культуры на народные мас­сы. Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и. Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой.

Система образования.В конце 1917 — начале 1918 гг. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреж­дений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руковод­ство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР

было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А. В. Луначарским. Функции комиссии были оконча­тельно определены в Положении об организации народного обра­зования в Российской Социалистической Советской республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г.

Реорганизация системы народного образования нача­лась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церков-но-приходских и земских школ. На их месте, по Поло­жению ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предус­матривалось обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года).

В 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском язы­ке. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности совместно с Наркомпросом возглавила ра­боту по обучению грамоте населения. На время обучения неграмотным трудящимся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались шко­лы и кружки, пункты ликбеза. Большую помощь в ликви­дации неграмотности оказали общественные организации. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педа­гогических кадров.

В 1923 г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность'.», председателем которого был М.И. Калинин. Увеличение ассигнований на развитие образования и на ра­боту по ликвидации неграмотности в середине 20-х годов по­зволило правительству принять закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расшире­ния сети школ. По данным Всесоюзной переписи населе­ния, проведенной в 1926 г., численность грамотного насе­ления в возрасте старше 9 лет достигла 51,1%, в том числе по РСФСР — 55% (в 1897 г. — 24%).

Вокруг перспектив школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) школы. К середине 20-х годов школьное образование представляло следующую

систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя шко­ла в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), шко­ла фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе началь­ной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессио­нализированными 8—9-ми классами в ряде школ. В некото­рых районах и республиках продолжали существовать раздель­ные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ве­дении Главпрофобра.

Значительные преобразования были проведены в высшей школе:

— введены новые правила приема в вузы: зачисление сту­
дентов проводилось без экзаменов и без документов о сред­
нем образовании, преимуществами при поступлении пользо­
валась молодежь из среды рабочих и крестьян;

— отменена плата за обучение в вузах, установлены денеж­
ные стипендии для нуждающихся студентов;

- с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие фа­культеты (рабфаки);

— с тем, чтобы помочь высшей школе выйти из сложной
финансовой ситуации, Наркомпрсом было разрешено попол­
нять студенческую кассу доходами от кооперативов.

В 20-х годах появилось первое поколение советской интел­лигенции, политически и идеологически лояльной к советс­кой власти. Для этого принимались меры по коренному из­менению программ обучения в вузах. В качестве обязатель­ных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского госу­дарства и права, экономическая политика диктатуры проле­тариата.

Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадра­ми преподавателей, по решению ЦК на преподавание в Мос­ковский университет были направлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П.Н. Лепешинский, И.И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт крас­ной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы.

Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиоте­ки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просвещения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в собственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений, а к началу 1920 г. за­вершается работа по реквизиции и национализации библио­тек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек.

В декабре 1918 г. декретом В ЦИК было образовано Госу­дарственное издательство. В течение трех лет национализа­ции подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фаб­рик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и проф­союзными.

Наука.Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой. Российская Ака­демия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В ап­реле 1918 г. СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические труд­ности, постепенно расширялась. В 1918 — 1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав Академии научных институтов и высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государствен­ный рентгенологический и радиологический, химический и дру­гие институты.

С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Н.П. Гор­буновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, консультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и профессоров (Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зе­линский, А.Н. Бах, и др.), 300 инженеров и 240 других спе­циалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследова­тельских институтов, несколько технических бюро и ряд дру­гих учреждений, издавался журнал «Научно-технический вест-

ник». В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохо­зяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н.И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук.

В области развития общественных наук новая власть взя­ла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнар­ком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социали­стической академии общественных наук (САОН). В ее деятель­ности участвовали в основном члены партии большевиков В.Д. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, Н.К. Крупская и др. Возглавлял САОН М.Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.

Российская Академия наук (РАН) занималась как при­кладными, так и фундаментальными научными исследова­ниями. Под руководством П.П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В.Г. Хло-пин руководили изучением и добычей радиоактивных ве­ществ, И.П. Павлов продолжал исследование условных рефлексов, Ф.А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Н.И. Авилов сформулировал закон гомологи­ческих рядов в наследственной изменчивости. Одновре­менно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач теории вероятнос­тей и математической статистике и др. С 1925 г. Российс­кая Академия наук стала именоваться Академией наук СССР.

Наряду с заботой о развитии науки, руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той ча­стью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась ан­тисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровс­ко-Разумовской сельскохозяйственной академии, агроно­мы, врачи, инженеры, литераторы. Среди них Н.А. Бердя­ев, П.А. Сорокин, И.О. Лосский, Ф.А. Степун и др.

Литература. Первое послеоктябрьское десятилетие потре­бовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических

разработках двадцатых годов было много противоречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт — культурно—просветительная и литератур­но-художественная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плет­нев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего клас­са. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой кри­тике даже руководством большевистской партии (знаменитое письмо В.И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской куль­туре», 1920 г.).

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей). Организа­ционно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авер­бах, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, Ф.И. Панферов и др. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП оставался на позициях пролетарской культуры.

В литературе 20-х годов, которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения:

«Серапионовы братья»: объединяла преимущественно про­заиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической платформы не имели, экспериментиро­вали в области языка и стиля, искали новые художественные

Р формы;

«Перевал»: создана при журнале «Красная новь», ее чле­нами были писатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализ­ма и конструктивизма;

«Кузница»: выделилась из «Пролеткульта»; члены — С. Об-радович, Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.); для их произведе­ний были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить содержание пос­лереволюционного времени;

«Литературный центр конструктивистов» — И. Сельвин-ский, В. Инбер, Н. Адуев называли себя выразителями «умо­настроений нашей переходной эпохи», проповедовали «совет­ское западничество»; в области поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля;

«Левый фронт искусств» — В.Маяковский, Н. Асеев, В. Ка­менский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультов­ским и футуристским теориям, концепции «литературы фак­та», отрицавшей художественный вымысел, психологизм.

Многие писатели и поэты не относились ни к каким груп­пам и объединениям. В 20-х годах появляются новые повес­ти и романы крупных мастеров дореволюционной реалисти­ческой прозы: В. Короленко («История моего современника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др.

В середине 20-х годов ЦК РКП (б) принял резолюцию « О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологизации литературы и искус­ства, закрепила над ними партийный контроль. Формально осудив действия РАППа, призывая к свободному соревнова­нию группировок и течений, в то же время рекомендовала писателям-попутчикам переходить на сторону коммунистичес­кой идеологии.

Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным признавалось лишь творчество М. Горького (толь­ко ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и от­части В. Маяковского, В. Брюсова, А. Блока. Достижения тех, кто с 20-х годов находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куп­рина, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были от­вергнуты. Не были удостоены достаточного внимания талант­ливые литераторы, оставшиеся на Родине, но по-своему воспринявшие революционные события: Ф. Сологуб, А. Бе­лый, М. Волошин, А. Ахматова, С. Есенин и другие.

Живопись.В изобразительном искусстве продолжали поис­ки художники многочисленных направлений, школ и груп­пировок: Ассоциация художников революционной России

(АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Обще­ство художников-станковистов» (ОСТ) — А.Дейнека, Д. Ште-реиберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусства» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; «Общество московских живописцев» — Р. Фальк, И. Машков, И.Грабарь и др.; «Мастера аналитического искус­ства» — Н. Евграфов, П. Кондратьев, И. Суворов и др.

Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. Инсти­тут художественной культуры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кандинского. Эти два художественных объединения сближали попытки осмыслить художественную практику, постичь ее законы и логику.

Своеобразным явлением было то, что в 20-е годы относи­тельно благоприятные условия для развития в изобразитель­ном искусстве сложились для развития течений модернистс­кого плана, куда трагичней была судьба художников старой школы реализма. Так, в нищете умер выдающийся живопи­сец В.М. Васнецов. Материальные трудности и лишения ис­пытывали и другие художники, ориентированные не ценно­сти традиционной русской культуры.

В то же время необычайно популярным становится агита­ционно-массовое искусство. Основную роль в нем играли пла­кат, монументальные и агитационно-декоративные росписи, агитфарфор. В праздничном оформлении городов участвова­ли живописцы и графики Н.И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Б.М. Кустодиев, архитекторы А.А. и В.А. Вес­нины, Л.В. Руднев, скульптор Л.В. Шервуд и др. Петроградский фарфоровый завод выпускал фарфоровые тарелки с революци­онными лозунгами в сочетании с декоративными элементами и сюжетными изображениями.

Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Рус­ском музее, Третьяковской галерее и в других сокровищни­цах культуры, стали достоянием широких народных масс. В стране были созданы новые музеи, постоянные и передвиж­ные выставки (если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х годов — 310).

Архитектура.Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищного строительства в рабочих кварталах, соору жение домов и дворцов культуры отличает развитие архитек­туры 20-х годов.

Широкое развитие получил архитектурный конструкти­визм, основой которого было производственное искусство. Объединившись в «Общество современных архитекторов» (ОСА) во главе с братьями А. В. Весниными и М. Гинзбургом, конструктивисты издавали журнал «Современная архитекту­ра». Наибольшую известность получили конкурсные проек­ты братьев Весниных. Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец культуры им. Лихачева и др.

Поисками выразительной архитектурной формы занима­лось еще одно влиятельное направление — «рационалисты». В1923 г. Н. Ладовским была основана Ассоциация новых ар­хитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным соору­жением 20-х годов стал Мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх).

Театр.По декрету совнаркома (1917) театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В.И. Лениным Декрет СНК об объеди­нении театрального дела, провозгласивший национализацию театра.

Большое значение в процессе развития театральной культуры имело творческое взаимодействие старейших русских театров, выделенных в группу академических, таких как Малый, МХАТ, Александрийский (ныне Пе­тербургский театр им. Пушкина), и вновь организован­ных — 3-я студия МХАТ (1921, позднее Театр им. Вах­тангова), Театр Революции (1922, с 1954 — Театр им. Мая­ковского) и др.

Огромное воздействие на развитие театра этого време­ни оказали талантливые режиссеры — А'. С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтан­гов, А.Я. Таиров и др. Продолжали выступать актеры стар­шего, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В.И. Качалов и др. Создавались новые театры и театральные студии, передвижные театры. На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Баталов, Б.Н. Ливанов, Б.В. Щукин, С.М. Михоэлс и др. Появились первые в мире детские театры.

Музыка.Живую связь между дореволюционным про­шлым русской музыки и новым, советским ее этапом осу­ществляла деятельность музыкантов старшего поколения: А. К. Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, А.Д. Кастальско­го, Р.М. Глиэра, М.Ф, Гнесина, исполнителей и педагогов К.Н. Игумнова, Л.В. Николаева и др., критиков и музыко­ведов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б.Ф. Астафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванов-Борецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкальное строительство». В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной работе активно участвовали многие ком­позиторы, исполнители, музыканты. Среди них С.Н. Васи­ленко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, Ф.М. Шаляпин и др.

Кино.Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускают­ся первые игровые агитфильмы»: Уплотнение» (режиссер А.П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А.Е. Разумный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие получила кинохрони­ка. В 1918 — 1919 гг. выходил периодический хроникаль­ный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуж­дена высшая премия. Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось экранизациям русской клас­сики и произведений зарубежных писателей.

Наши рекомендации