Этика и культура предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Р. Рюттингер: культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях.
О. Нойбергер и А. Компа: к культурепредпринимательства относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Лапуста М.Г.: культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
В.Д. Козлов: культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства данной организационной структуры, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития».
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами:
· цивилизованная внешняя предпринимательская среда,
· общественный и государственный менталитет,
· реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды,
· сам предприниматель и его корпоративная культура.
Элементы предпринимательской культуры.
1. Законность.
2. Строгое выполнение обязательств и обязанностей.
3. Честное ведение его субъектами своего бизнеса.
4. Соблюдение предпринимателями общих этических норм и др.
В зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру. Выделяют специфические отраслевые культуры предпринимательства:
• культуру торговли;
• культуру выгодных сделок (спекулятивная культура);
• инвестиционную культуру;
• административную культуру.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.
Различают:
· корпоративную,
· предпринимательскую,
· и другие виды этики.
Этикет предпринимателя включает:
· нормы обращения, приветствия и знакомства;
· субординацию в деловых отношениях;
· организацию деловых контактов;
· деловую переписку;
· культуру телефонного разговора;
· деловой протокол;
· культуру речи предпринимателя;
· внешний облик, манеры;
· деловую одежду.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства.
Контрольные вопросы:
1. Какие факторы влияют на культуру предпринимательства?
а) уровень образования сотрудников
б) уровень образования предпринимателя
в) действующие правовые нормы и законодательные акты
г) общественный менталитет
2. Элементами предпринимательской культуры являются:
а) достижение поставленных целей любыми средствами
б) законность
в) вступление в сговор с другими предпринимателями
г) честное ведение бизнеса
3. Культура, которая проявляется в крупных фирмах, банках, страховых компаниях – это:
а) культура торговли
б) спекулятивная культура
в) административная культура
г) инвестиционная культура
4. Культура, которая встречается там, где совершаются выгодные сделки с ценными бумагами, в сферах связанных с миом моды, спортом и т.д. – это:
а) культура торговли
б) спекулятивная культура
в) административная культура
г) инвестиционная культура
5. Культура, которая проявляется в строительстве, промышленности и имеет ярко выраженную ориентацию на будущее – это:
а) культура торговли
б) спекулятивная культура
в) административная культура
г) инвестиционная культура
6. Культура, характеризующаяся относительно малым риском и быстрой обратной связью – это:
а) культура торговли
б) спекулятивная культура
в) административная культура
г) инвестиционная культура
7. Что включает в себя этикет предпринимателя?
а) организацию деловых контактов
б) внешний облик, манеры
в) деловой протокол
г) деловую переписку
8. Что включает в себя этикет предпринимателя?
а) субординацию в деловых отношениях
б) внешний облик, манеры
в) деловую одежду
г) нормы обращения, приветствия и знакомства
9. Какие принципы этикета сформировал Джен Ягер?
а) делайте все вовремя
б) говорите и пишите хорошим языком
в) будьте любезны, доброжелательны и приветливы
г) думайте о других, а не только о себе
10. Укажите этапы делового общения.
а) принятие решения
б) изучение собеседника
в) подготовительный
г) установление контакта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
1. Бусел, И.П. Основы предпринимательской деятельности: пособие / И.П. Бусел. Ч.1. – Мн.: ГУ «УМЦ Минсельхозпрода», 2008. – 184 с.
2. Бусел, И.П. Основы предпринимательской деятельности: пособие / И.П. Бусел. Ч.2. – Мн.: ГУ «УМЦ Минсельхозпрода», 2008. – 178 с.
3. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с.
Дополнительная:
4. Алейников, А.Н. Где можно получить финансовую поддержку для малого бизнеса. Мн., 2000. – А.Н. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учебник. – М.: Новое знание, 2003. – 304 с.
5. Бусыгин, А.В. Предпринимательство / А.В. Бусыгин: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 640 с.
6. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швадара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 581 с.
7. Дадалко, С.В. Основы формирования механизма стимулирования предпринимательства / С.В. Дадалко. Мн.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 2000. – 183 с.
8. Дадалко, С.В. Пути развития предпринимательства / С.В. Дадалко. Мн.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 2001. – 144 с.
9. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки / С.В. Дадалко. Мн.: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 2000. – 116 с.
10. Засмужец, С.И. Управление рисками при осуществлении инвестиционного проекта / С.И. Засмужец // «Экономика, финансы, управление», № 11, 2006. – с. 90 – 96.
11. Как провести исследование рынка для малого бизнеса. Мн., 2000. – 16 с.
12. Как составить бизнес-план для получения финансирования. Мн., 2000. – 20 с.
13. Как стать предпринимателем. Мн., 2000. – 12 с.
14. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с.
15. Основы предпринимательства в Республике Беларусь. Часть I. Правовые основы предпринимательства в Республике Беларусь. Мн., 2000. – 27 с.
16. Основы предпринимательства в Республике Беларусь. Часть II. Основы учета и налогообложения. Мн., 2000. – 33 с.
17. Основы предпринимательства в Республике Беларусь. Часть III. Экономические основы бизнеса. Бизнес-планирование. Мн., 2000. – 40 с.
18. Порядок создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельность // «Досье предпринимателя», № 30, 2007. – с. 2 – 21.
19. Швец М.Г. Основы предпринимательской деятельности. Методические указания по изучению дисциплины / М.Г. Швец. Мн.: БГАТУ, 2006. – 86 с.