Научный раздел. Краткое Исследование темы
Описание технических этапов. Холуй.
1. Подготовка изделия под роспись.
-заготовка покрывается черным нитролаком, матируется (шкурка, наждачка № 0;1)со смачиванием в воде для улучшения эффекта.
-матирование осуществляется для избежание, каких либо неровностей и наилучшего нанесения красок (можно матировать пензой).
2. Нанесение грунта.
-титановыми белилами (темпера ПВА) грунтуем. Их наносят, чтобы рисунок не проваливался т.к. черный цвет «поглощает» цвет. Грунт наносится плотным слоем на светлые места по контуру.
Нанесение рисунка на поверхность изделия при помощи кальки.
-вначале подготовить кальку к работе, помазать льняным маслом, а потом вытереть о газетку или бумажку, что бы ни оставалось жирных следов.
-на кальку наносится рисунок, а с обратной стороны заштриховывается мягким карандашом. Затем прикладываем кальку к изделию заштрихованной стороной, закрепляем скотчем и переводим рисунок.
4. Роскрышь (раскрытие цветовых пятен).
-нанесение производится сверху вниз при помощи кисти № 2;3 колонок, белка.
-объемное покрытие наносится при помощи приплавок цвета.
-на область лица и открытые части тела наносится «санкирь» темперой ПВА. (санкирь - окись хрома, кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, охра, белила.)
5. Пропись.
-обрисовка и уточнение драпировок, архитектуры, элементов пейзажа и т.д. осуществляется тонкими живыми линиями с помощью кистей № 1;0;2, темперой, воды, ветоши.
-пропись осуществляется краской на тон темнее роскрыши.
Полутона.
-наносятся кистью № 2;3 белка.
-осуществляется при помощи полутона, осуществляет выявления темных теневых мест всех элементов композиции, уточнение и придание объема.
-нанесение полутона производится лессировочно (жидко-прозрачно, на тон темнее роскрыши.)
Пробела.
-выделение самых светлых мест рисунка, наносится в 3 слоя:
1 пробел – лессировочный
2 пробел - более плотный
3 пробел - «насечка» в самых светлых местах.
Пробела подчеркивают детали рисунка в светлых местах.
Кисти № 1;2;3 белка, колонок.
Орнамент.
-на кузовке или на бортиках ларца при помощи твореного золота наносим кружевной орнамент в стиле холуй. Кисти № 0;1
Лакировка
-лакировка производится лаком «Тикурила», называется «Кири». Кисть синтетика № 22. кисть промывается при помощи растворителя «Whitespirit»№ 4. сушить от 40 до 60 градусов не больше, сушить сутки.
Лакируется 5-7 раз с обязательным промежуточным матированием поверхности.
Полировка.
Для этого используются масленая краска окись хрома, которая наносится на шерстяную ветошь, круговыми движениями втираем в поверхность изделия. Наждачка №0, полируется до зеркального отражения.
Техническая карта. Холуй
№ | Наименование операции | Материалы | Инструменты | Режим работы, оборудование |
Подготовка изделия | Наждачка № 800,1200, вода, ветошь | - | Рабочий стол, лампа, халат | |
Грунт | Темпера белила, вода, ветошь | Кисть № 4 белка, подручник, палитра | Рабочий стол, лампа, халат | |
Рисунок | Калька, масло | карандаш | Рабочий стол, лампа, халат | |
Роскрышь | Темпера, вода, ветошь | Кисть № 2,3 колонок, подручник,палитра | Рабочий стол, лампа, халат | |
Пропись | Темпера, вода, ветошь | Кисть № 0-1 белка, №0-1 колонок, подручник, палитра | Рабочий стол, лампа, халат | |
Полутона | Темпера, вода, ветошь | Кисть № 1-3 белка, колонок, подручник, палитра | Рабочий стол, лампа, халат | |
Пробела | Темпера, вода, ветошь | Кисть № 1-3 белка, колонок, подручник, палитра | Рабочий стол, лампа, халат | |
Орнамент | Блюдце с золотом. Вода, ветошь | Кисть № 0-1 белка, колонок, подручник, палитра | Рабочий стол, лампа, халат | |
Лакировка | Лак глянец, вайт спирит | Кисть № 20 синтетика | Комн для лакировки | |
Полировка | Окись хрома | - | Стол, лампа |
Список инструментов и материалов.
-Планшет
-Бумага для пастели
-Канцелярские кнопки
-Молоток
-Темпера
-Кисти(Колонок 1-2,Белка 0-3)
-Подстановка
-Палитра
-Иллюстративный материал
Теоретическая часть.
Основной темой моего курсового проекта стал жанр фантастичекой литературы.
Фэ́нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд РуэлТолкин[2].
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр.
В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
В России предтечей современного фэнтези можно считать романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845). В Белоруссии основоположником жанра можно считать Яна Барщевского с его книгой «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях» (1844).
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля Эльфландии» (1924) лорда Эдварда Дансени, «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950—1956) К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла.
Майкл Уэлан — художник — является одним из наиболее известных иллюстраторов в литературе жанра фентези.
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
Этот жанр достаточно популярен и современен, работы этих иллюстраторов вдохновили меня, поэтому я решила его выбрать на создание своего курсового проекта.
Немного о холуе:
Холуй- культурный феномен мирового значения. Село Холуй распложено по обоим берегам реки Тезы, неподалёку от места ее впадения в реку Клязьму. Этим обстоятельством объясняется быстрый рост Холуя как богатого торгового села. Места эти некогда были заселены финно-угорским племенем мерян, которые по преимуществу занимались рыболовством и охотой. Река Теза служила одним из путей славянской колонизации этих земель, в результате чего здесь образовались северо-восточная часть Владимиро-Суздальского княжества.
В13 в. земли эти входят в состав Стародубского княжества. После его раздела на ряд уделов они относятся к владениям князей Ряполовских.
Древнее поселение, носящее ныне имя Холуй, именовались прежде Новые соли наХолую, так как здесь находились солеварницы, где путем выпаривания, добываемого из-под земли рассола производилась высоко ценившаяся в средневековье пищевая соль.
Именно так именовалось поселение в грамоте от 4 октября 1543 годаВеликого князя Иоанна Васильевича, данной Троицкому Сергиеву монастырю об освобождении от пошлин Стародубских и Киржачских соляных варниц. Это первое известное на сегодняшний день письменное упоминание о Холуе.
Солеварение определило и значение Холуя как начального пункта на древней Балахонской дороге, важном сухопутном торговом пути, выводившем в Нижегородскую губернию.
С Холуем и его окрестностями связано имя освободителя Отечества от иноземных захватчиков князя Д.М. Пожарского. По распространенному преданию, от нынешнего местечка Борок начался освободительный поход ополчения К.Минина и Д.Пожарского.
Холуй- село с богатым историческим прошлым, известное по преданию с 13 века, по летописи с 16 века. В документальных упоминаниях датируемых 17 веком, о холуе говорится как о сложившемся иконописном центре, иконы которого расходились по всему миру.
В Холуе есть прекрасные архитектурные памятники - церкви Святой Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, часовня имени святого благоверного князя А.Невского, старинные купеческие дома, построенные в 19 веке; шлюза, основанные ещё во времена Петра I и находящаяся недалеко от Холуя Борковско-Николаевская пустынь.
Разлив в Холуе и ярмарки.
Холуй нередко называют «Южской Венецией», весной у нас разливается река Теза. Она магнитом притягивает к себе многочисленных туристов. Основным средством передвижения в это время являются лодки. Катание на лодках под звуки гармошки, когда в любой момент тебя подстерегает опасность - окунуться в ледяную воду, добавляет адреналина туристам. Вот где русская экзотика!
Благодаря расположению на Тезе, Холуй с 17 века славилось как крупное торговое село, в котором проводилось до 5 ярмарок в год. С 2003 года была сделана удачная попытка возрождения Тихвинской ярмарки. Из года в год популярность Тихвинской ярмарки растёт: если вначале она была организована как районное мероприятие, то сегодня мы выходим на межрегиональный уровень.
Путь к искусству лаковой миниатюры был сложным и трудным. Бывшие иконописцы, стремясь найти применение своему мастерству, пробовали свои силы в росписи деревянных токарных изделий и настенных ковриков на полотне, пока пример их старших братьев-палешан и мстёрцев – не привёл к росписи изделий на папье-маше.
Первые робкие попытки холуйцев в росписи изделий из папье-маше начались в 1932 году. Здесь коллектив мастеров расписывал декоративные коврики на холсте. Эта деятельность не могла удовлетворить наиболее талантливых мастеров, поэтому замечательные энтузиасты С.А.Мокин, К.В.Костерин, Д.М.Добрынин и В.Д.Пузанов-Молёв начали свои опыты в области миниатюрной живописи на папье-маше. В начале 1940-х годов ими выполняются первые миниатюры: « Пастушок», « Строчеи за работой» С.А.Мокина, « Колхозный обоз»,
«С базара» К.В.Костерина и другие.
Признание искусства Холуя пришло не сразу. В 1937 году художники Холуя участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали. В военные годы(1941-1945) впервые в творчестве холуйских миниатюристов появляется историческая тема. Ярким примером тому служат произведения С.А.Мокина «Призыв Степана Разина» и «Князь Игорь».
В.Д.Пузанов-Молёв удачно соединяет в своём творчестве традиции иконописи и реалистические приёмы народного искусства. Он был художником яркого лирического дарования. Удивительны по красоте его пейзажи «Пейзаж», «Осень». Этот жанр ведёт своё начало с его работ.
В 1943 году в Холуе открывается художественная профтехшкола. Её первые выпускники: Н.И.Бабурин, Н.Н.Денисов, Б.И.Киселёв, В.И.Фомин, Б.В.Тихонравов и другие создают свои первые работы.
В центре внимания народного художника России Н.И.Бабурина - пушкинские сказки и поэмы, хотя ему не чужды и жанровые темы. « Сказка о царе Салтане», « Сказка о рыбаке и рыбке», «Илья Муромец», «Песня Леля» - вот названия некоторых, из свыше чем 700 работ, написанных художником.
Б.И.Киселёв- ученик Пузанова-Молёва. Подлинный виртуоз, блестяще владеющий секретами миниатюрной живописи, Б.И.Киселёв прослыл в кругах специалистов и зрителей как « холуйский Левша». Он старался искать новые формы предметов из папье- Маше, расписывает миниатюрнейшие ларчики, бисерницы, игольницы.
Н.Н.Денисов продолжает в своём творчестве живописное направление в холуйской миниатюре. Чаще других обращается к современной и литературной теме. Это и «Снегурочка»(по А.Н.Островскому) и «Песнь о купце Калашникове» (по М.Ю.Лермонтову).
Стараниями этих мастеров холуйская лаковая миниатюра приобрела свой язык и заняла достойное место в ряду русских художественных лаков.
Современные художники Холуя: П.А.Митяшин, А.А.Смирнов, Седов В.Н., Новоселов Б.К. Грачев Е.Ю.и другие, приняв наследство от старых мастеров замечательного центра лаковой миниатюры, сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранили лучшие традиции лаковой миниатюры, её народной основы.
Научный раздел. Краткое Исследование темы.
Мой курсовой проект состоит из корпуса настольных часов.
Центром моей композиции стала сказочная фея, ее окружает природа.
На голове феи надет красивый венок из цветов, рядом с которым кружится пчелка.
На заднем плане видно дворцы и ледяные арки из которых видна рыже-алая луна, окруженная прозрачными облаками.
На дверцах я изобразила с одной стороны лягушку, наблюдающую природу в виде девушки, с другой – птицу колибри, порхающую среди цветов.
Неприметная на первый взгляд растительность – листья, цветы – при внимательном рассматривании напоминают старинную узорчатую ткань, порчу.
На определенном этапе работа цветом переходит в стадию декоративного обобщения. Здесь я уделяю меньше внимания живописному анализу формы, пространства. И больше цветовым сочетаниям , ритму пятен , силуэту, а главное – композиционному решению плоскости корпуса настольных часов.
Цветовые сочетания контрастные и сближенные, цветовые гаммы теплые и холодные создают в моем курсовом проекте определенный эмоциональный настрой. Есть веселые , радостные цветовые аккорды: сочетания желтых, красных теплых красок и противоположные им сочетания холодных синих, голубых , лиловых.
Мой курсовой проект это один из вариантов декоративного решения композиции в тиле фентези, сделанный с уплощения пространства по принципу цветового обобщения мотива.
Заключение.
Данный курсовой проект – это результат накопленных знаний о стиле Холуй.
Мне , в процессе изучения этого стиля последовательно открывались знания, которые помогли создать декоративную композицию Фентези.
Благодаря изучению технических этапов я смогла передать живописное изображение природы, типичной для данного стиля.
В работе над эскизами я изучала движения бабочек, птиц, пчел и лягушки.
Изучала стремительность и неуловимость их движений. Фиксировала главное, что заинтересовала остановила взгляд : цвет, пластическая форма и растительные мативы.
Следуя всем правилам технического процесса росписи в стиле холуй, мне удалось сделать быструю и качественную работу, что способствовало моему творческому росту как художнику – мастеру ДПИ.
Было бы очень здорово воплотить этот проект в жизнь.
Я подумываю над тем, что бы в дальнейшем сделать этот проект темой моего дипломного проекта, который предстоит мне в будущем.