Тема 9. Европейская культура XX века.
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Рождение модернизма как «искусства выражения». Отказ от традиций, выражение художником своей индивидуальности. Многообразие направлений и течений. Произведения искусства становятся предметом купли-продажи. Зашифрованность смысла, «легендарность» содержания, требующая комментирования со стороны самого художника или особо посвященного, в произведениях авангардного искусства. Связь представителей авангарда с власть предержащими и крупным капиталом. Миф о преследованиях авангардистов как самореклама. Уничтожение или умышленное предание забвению традиционных форм творчества и памятников культуры.
2) Роль средств массовой информации и международных выставок в формировании ложных авторитетов и псевдогениев. Андрей Белый о «штемпелеванной культуре». Книга Э.К. Метнера (Вольфинга) «Модернизм и музыка» (1.912). Пессимистический взгляд на западноевропейскую культуру рубежа XJX-XX веков в книге О. Шпенглера «Закат Европы» (1918-1922).
3) Париж, Нью-Йорк и Лондон - центры мировой культуры и формирования моды в искусстве.
4) Фовизм (от фр.- хищник) - направление во французской живописи, признающее главным цвет (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке).
5) Экспрессионизм (от фр. - выражение) - обращение к содержанию, а не к форме. Кричащие яркие краски, мрачные грязноватые тона при примитивной искаженной форме. Э. Нольде, О. Кокошка, О. Дике, К. Кельвиц.
6) Кубизм-деформации изображаемого, ограниченный круг мотивов, «искусство кубиков». П. Пикассо, Ж. Брак.
7) Футуризм - восхищение научно-техническим прогрессом, урбанистические мотивы. Дж. Балла, Дж. Северини.
8) Сюрреализм - реальные существа и предметы в необычных, фантастических сочетаниях и формах, беспорядок и отсутствие разумного смысла (С. Дали, X. Миро, П. Клее). Поп-арт (Дж. Поллок, Р. Раушенберг, Сигел).
9) Постмодернизм (термин введен в обиход американским архитектором Ч. Дженксом в 1969 году) как противопоставление «авангарду» XX века: создание коллажей и клипов, «карнавальность цитат», «энтропия (неопределенность) смыслов».
10) XX век - век распространения электронных средств, тиражирования произведений художественной культуры. Возникновение на базе кинематографа, радио и телевидения самостоятельных видов искусства с самобытной эстетикой.
11) Индустрия культуры. Разрушение, искажение и забвение традиций. Культурная политика и политический терроризм в сфере культуры. Коммерция и культура.
12) Общий кризис мировой культуры и судьба национальных культур. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность.
13) Народные промыслы как живительные источники вечной культуры.
Задания для самостоятельной работы:
1. Что не использует демагогия?
a. Ссылку на авторитет;
b. передёргивание фактов;
c. физическое уничтожение;
d. избирательная инициатива;
e. Казуистика.
2. Что не использует демагогия?
a. Ссылку на авторитет;
b. передёргивание фактов;
c. Запрет на профессию;
d. избирательная инициатива;
e. Казуистика.
3. Что не использует демагогия?
a. Ссылку на авторитет;
b. передёргивание фактов;
c. избирательная инициатива;
d. Казуистика;
e. Нет правильного ответа.
4. Что является уделом слабых или уставших личностей?
a. Нонконформизм;
b. Индеферентность;
c. Культурный резистанстс;
d. Причастность к народной культуре;
e. Конформизм.
5. Что является уделом слабых или уставших личностей?
a. Нонконформизм;
b. Конформизм;
c. Культурный резистанстс;
d. Все ответы верны;
e. Верно d.
6. Среди духовных артефактов что было первоначально?
a. Ценности;
b. Религия;
c. Миф;
d. Наука;
e. Нет верного ответа.
7. Среди духовных артефактов что было конечно?
a. Обычаи;
b. Религия;
c. Миф;
d. Наука;
e. Нет верного ответа.
8. В каком порядке исторически развивалась система ценностей, выработанная культурой?
a. Религия, миф, наука, философия;
b. наука, религия, философия. миф;
c. Философия, миф, религия, наука;
d. Наука, философия, миф, религия;
e. Нет правильного варианта.
9. В каком порядке исторически развивалась система ценностей, выработанная культурой?
a. Религия, миф, наука, философия;
b. наука, религия, философия. миф;
c. Философия, миф, религия, наука;
d. Миф, религия, философия, наука;
e. Нет правильного варианта.
10. Что входит в перечень пропаганды как идеологии?
a. СМИ;
b. Религия;
c. Этика и мораль;
d. Искусство;
e. Все ответы верны.
11. Что является противоположностью нонконформизму?
a. Конформизм;
b. Индеферентность;
c. Причастность к народной культуре;
d. Нет правильного ответа.
12. Что является противоположностью конформизму?
a. Индеферентность;
b. Нонконформизм;
c. Причастность к народной культуре;
d. Нет правильного ответа.
13. Что является крайней мерой защиты?
a. Нонконформизм;
b. Конформизм;
c. Индеферентность;
d. Самоубийство;
e. Нет правильного ответа.
14. Что является крайней мерой защиты?
a. Нонконформизм;
b. Конформизм;
c. Индеферентность;
d. Все ответы верны;
e. Нет правильного ответа.
15. Какая форм противостояния официальной культуры свойственна молодожёнам?
a. Нонконформизм;
b. .Конформизм;
c. Индеферентность;
d. Самоубийство;
e. Нет правильного ответа.
16. Какая форм противостояния официальной культуры свойственна молодожёнам?
a. Самоубийство;
b. Конформизм;
c. Индеферентность;
d. Все ответы верны;
E.Нет правильного ответа.
17. Какой элемент является парой стабильности из общих свойств культуры?
a. Толерантность;
b. Открытость;
c. Демократичность;
d. Нестабильность;
e. Прогрессивность.
18. Какой элемент является парой стабильности из общих свойств культуры?
a. Интолерантность;
b. Замкнутость;
c. Элитарность;
d. Регрессивность;
e. Нет правильного ответа.
19. Какой элемент является парой стабильности из общих свойств культуры?
a. Открытость;
b. Нестабильность;
c. Регрессивность;
d. Демократичность;
e. Нет правильного ответа.
20. Какой элемент является парой стабильности из общих свойств культуры?
a. Толерантность;
b. Прогрессивность;
c. Открытость;
d. Демократичность;
e. Нет правильного ответа.
Тематика рефератов
1. Современное религиозное возрождение и его противоречия.
2. Тотальна рационализация мира и ее опасности.
3. Техника и судьбы культуры.
4. Сюрреализм и Сальвадор Дали.
5. Кризис современной цивилизации Экология культуры.
6. Компьютер и цивилизация будущего.
7. Эволюция существ и представлений.
8. Возможна ли компьютерная цивилизация?
9. Современные биотехнологии и будущее человечества.
10. Современные религии, конфессии, братства. Сектантство.