Морфологические ошибки (1-е занятие)

Практикум № 4_культура речи

* Определите, какие нормы нарушены в предложениях; исправьте все ошибки (письменно):

1. Семь платформ обслуживают двадцать человек. 2. Это решение было одобрено восьмистами делегатов. 3. Вам необходимо выпить чашку горячего чаю. 4. Ряд членов правительства говорят, что кризис неизбежен. 5. По обоим сторонам дороги росли деревья. 6. Самый красивейший город – это Рим. 7. Чашка с кофем осталась нетронутой. 8. 61 процент граждан убеждены, что выборы состоятся. 9. Стену обработали едкой аэрозолью. 10. Эти крема давно рекламируют. 11. Мой плащ сохнул очень долго. 12. По завершению информационной программы начнётся концерт. 13. Входив в комнату, он улыбался. 14. Поэме характерен синтез лирического и эпического начал. 15. Это самый наихудший показатель за последние четверть века. 16. Хоккейный шлем выдерживает удар силой до четыреста килограмм.

1. Вокруг имён СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.1. Найдите ошибки в определении РОДА имён существительных:

крепкий кофе, ароматный какао, за тёмной вуалью, США отстаивает свои интересы, ЮАР присоединилась, известное атташе, ООН объявил, десятиметровый цунами, лечить больную мозоль, за красивой тюлью, мощное торнадо, белой гуашью, мыть шампунем, опасной аэрозолью, ФСБ рассекретило, яркие конфетти, кожаный портмоне.

1.2. Образуйте МНОЖ. ЧИСЛО имён существительных, поставьте ударение (письменно):

диспетчер…, директор…, договор…, драйвер…, катер…, инженер…, купол…, конструктор…, лектор…, лифт…, порт…, паспорт…, приговор…, принтер…, профессор…, сторож…, редактор…, ректор…, склад…, торт…, крем…, шприц…, тренер…, бант…, шарф… .

*Составьте предложения со словами:

адресА – Адресы; гОды – годА; крЕндели – кренделЯ; Образы – образА; Ордены – орденА; прОпуски – пропускА; тонЫ – тонА; кОрпусы – корпусА.

1.3. Найдите ошибки в образовании форм РОД. ПАДЕЖА МНОЖ. ЧИСЛА имён существительных:

стопка полотенец, у болгаров и грузин, 5 килограмм апельсин, 6 килограммов помидор, обработать 10 гектар земли, нет блюдцев, в казарме у солдат, много вкусных вафлей, найти партизанов, 60 амперов, пара валенок, двое новых джинс, остаться без погонов, волосы до плечей, пара белых гольфов, из кармана шортов, не хватает свечей, у новых туфлей, пачка макарон.

1.4. Прокомментируйте особенности СКЛОНЕНИЯ существительных, данных в скобках:

1. Деревья в (сад) были покрыты инеем. 2. В («Вишнёвый сад») А.П. Чехов показал неумение людей слушать и понимать друг друга. 3. В (бег) на сто метров победу одержал российский спортсмен. 4. Сидячий образ жизни даёт о себе знать: я стал задыхаться на (бег). 5. На работе она была на хорошем (счёт). 6. На (счёт) матча это не отразилось. 7. До берега он добрался на спасательном (круг). 8. Об этом можно говорить только в (круг) друзей. 9. Романы французской писательницы (Жорж Санд) популярны прежде всего среди женщин. 10. Домой мы вернулись около (полдень). 11. К (полночь) всё в доме затихает. 12. Исследования должны быть завершены к (первое мая). 13. Геркулес просил своего отца (Юпитер) помочь ему совершить этот подвиг. 14. Экспедиция на (Юпитер) пока остаётся недостижимой мечтой. 15. Разведчики получили задание непременно доставить в штаб («язык»). 16. На завтрак подали (язык) под винным соусом. 17. Я видел одухотворённые (лица) слушателей. 18. Милиция города просит (все лица), (узнавшие преступника), позвонить по телефону 02. 19. Как уже было сказано лектором (Н.П. Марвин), главный научный труд опубликован (Чарльз Дарвин) в 1859 году. 20. В (Петропавловск-Камчатский) 14 градусов тепла. 21. На проверку задания осталось мало (время).

*Найдите ошибки:Он обучал их скульптуре и леплению. А теперь эти и другие новости в подробных изложениях.

2. Вокруг имён ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и НАРЕЧИЙ

2.1. Замените, если возможно, ПОЛНЫЕ формы прилагательных КРАТКИМИ:

звонкий голос; звонкий согласный; белый снег; белый свет; круглый плод; круглая сирота; прямая дорога; прямой человек; скорый поезд; бедный человек; бедный (плачущий) малыш; живой окунь; живой организм; живой взгляд.

2.2. Найти ошибки в образованииСТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ:

глубже – более глубокий – более глубже, выше – более высокий – более выше, более низкий –ниже, веселее – веселей, звонче – звончее – более звонкий, слаще – слаже – сладче, теплее – теплей, дешевле – дешевше – дешевее – подешевле, ловче – ловчее, моложе – младше – помоложе – более моложе, самый сильнейший – самый сильный – сильнее всех, интереснейший – самый интересный, самый лучший – наилучший, самый наименьший – меньшайший, самый благородный – наиблагороднейший – более благородно, самый простой – более проще.

2.3. Найдите ошибки в образовании и употреблении формимен прилагательных:

1. Он сообщил, что дети здоровы, бодры, спокойные и веселые. 2. Стихи этого поэта, близкие народу и созвучные эпохе, переиздавались в разных переводах. 3. Образ Катерины в драме "Гроза" очень сложный для юношеского восприятия. 4. Задачи Вашей курсовой работы состоят в том, чтобы более детальнее сделать анализ романа Е. Замятина "Мы". 5. Участковая врач Николаева очень внимательная к пациентам. 6. Сегодня наша команда показала более лучшую игру. 7. Стихи начинающего поэта были удачные и по содержанию, и по форме. 8. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее. 9. Выводы в работе интересные, но не свободны от противоречий. 10. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы.

ИТОГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Спишите, исправляя ошибки:

хорошие иструктора, розовый какаду, модных туфлей, крепчайший чай, заслуженные профессоры, более терпелив, триста грамм масла, директоры школ, отряд партизанов, более простой и убедительнейший пример, восемь апельсинов, наиболее четко, разные возраста, спелых помидор, ящик макаронов, самый вкуснейший, ректора вузов, более полезнее, якоря, пара ботинок / сапогов / туфель / носок, опытные бухгалтеры, песни солдатов, ширина плечей, лёгкий тюль, пять полотенцев, наиболее известный, чашки без блюдцев.

4. Домашнее задание № 3*

Тренинг по орфографии и пунктуации (спишите, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания):

Исправны ли старые прорж..вевшие давно опоры никто видимо не знал и некому было об этом по настоящему позаботит..ся чтобы наконец был запущен запланирован..ый ещё год назад проект и чтобы разделив как раньше все обязан..ости заняли свои рабочие места люди уставшие ждать (на)столько что казалось готовы на любые условия поставлен..ые перед ними и не станут раздумывать выгодно ли им это.

Наши рекомендации