Особенности лепки в детском саду.


Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.
В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.
Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.
Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.). В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.
Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.
Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит прежде всего от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.
Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).
Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.
Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров. Во многих областях Советского Союза существуют промыслы, где делают игрушки и посуду. Например, в селе Филимонове Тульской области с древних времен занимаются изготовлением глиняных игрушек. Расписных коней и птиц из глины делают в городе Кирове, а забавные статуэтки из дерева — в селе Богородское Московской области. Мастерят игрушки и посуду гуцульские умельцы, гончары в Самарканде и Латвии.
Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа. Так, античные художники для своих скульптур чаще всего избирали мрамор. Мелкозернистость, плотность, близость по тону и цвету к человеческому телу делают мрамор наиболее подходящим для изображения обнаженного тела, его силы, красоты и гибкости. Наш современник С. Т. Коненков особенно в период своего раннего творчества отдает предпочтение другому материалу — дереву, которое благодаря слоистой фактуре, сучковатости ассоциируется с образами народной фантазии. Под резцом скульптора дерево открывает богатство расцветок и необыкновенную пластичность. В этом материале С. Т. Коненков создает сказочные образы: «Лесная кикимора», «Старичок-кленовичок», «Старичок-полевичок». Эти удивительные обитатели леса с хитрыми, умными глазами, полные фантазии и выразительности, надолго остаются в памяти.
Известный художник-анималист В. А. Ватагин в качестве материала для своих скульптур тоже часто использовал дерево, считая его живым, теплым материалом, который хорошо передает пластичность животных, фактуру их шерсти.
Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека. Например, В. А. Ватагин и И. С. Ефимов посвятили свое искусство изображению животных. Но чаще всего изображение в круглой скульптуре растений, предметов быта, машин, станков играет подчиненную роль — это дополнение к основному образу, декоративное оформление. Очень образно по этому поводу говорила известный скульптор В. И. Мухина, которая считала, что показ неживого предмета и в особенности машин крайне неблагодарен для скульптора — это всегда шестерня, которая не крутится, это всегда ремень, который не тянет. Однако если обратиться к памятникам или станковой скульптуре, то мы увидим, что использование предметов, дополняющих образ, встречается довольно часто. Рассмотрим, например, памятник И. А. Крылову П. К. Клодта в Ленинграде. Великий русский баснописец изображен с книгой в руках. Книга — немаловажная деталь, она помогает понять образ, раскрывает его содержание. В скульптуре В. И. Мухиной «Хлеб» изображены две молодые девушки, которые на плечах держат спелый сноп, символизирующий урожай.
Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.
Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.
Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.
В монументальной и станковой скульптуре нашли отражение эстетические идеалы разных эпох. Художник всегда выделяет те душевные качества человека, которые достойны подражания: доброту, храбрость, ум, нравственную чистоту, творческий импульс. Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело создал замечательную статую Давида, изобразив обнаженного юношу, исполненного спокойствия, сознания своей силы и правоты.
Рассматривая скульптуру Давида Микеланджело, удивляешься тонкости лепки тела, знанию анатомии и тому, как автор владел инструментом. Гений скульптора создал не только прекрасную статую, изображающую сильного и храброго человека, Микеланджело создал символ свободы. Флорентийцы установили Давида перед Палаццо Веккио, где находилось правительство Флорентийской республики, как память о гражданской доблести, как напоминание о том, что правители должны защищать свой город и справедливо управлять им.
Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче объема приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени.
Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.
Особое значение в скульптуре имеет ритм. Иногда он очень простой — это повторение одних и тех же мотивов (такое чередование однородных мотивов встречается в рельефах Древнего Ирана, Греции и Египта). Например, рельеф с изображением головы лучника царской гвардии из дворца в Персеполе V—VI вв. до н. э. орнаментально оформлен ритмично расположенными завитками волос, которые создают удивительно стройную, ритмичную декору.
Подобный ритм можно встретить у греческих мастеров, которые умело укладывали складки одежды на своих скульптурах. Рельефные изображения встречаются на стенах древнерусских соборов. Содержанием этих рельефов являются различные аллегорические композиции и орнамент. Примером может служить рельеф «Нестор и Дмитрий», где мастера XI в. сумели создать удивительно ритмичную композицию.
И в первом и во втором случае ритмично чередующиеся элементы располагаются на поверхности произведения. Но ритм в скульптуре может иметь и другой характер: он может служить не только оформлением предмета, но и выражением определенного настроения, движения. Например, в скульптурной группе О. Родена «Граждане Кале» изображены люди, добровольно идущие на смерть во имя спасения жителей своего города.
В создании образа часто определенную роль играет одежда. Направление складок одежды, ее положение и характер определяют движение тела и его покой; кроме того, одежда может указывать на профессию человека, его социальное положение и национальность. Художник может заставить заговорить и складки одежды, передавая с их помощью внутреннее состояние, эмоции человека.
Так, в скульптуре Т. Н. Белашовой «Моя дорогая» складки одежды и положение фигуры прекрасно подчеркивают внутреннее состояние женщины-матери. Каждая из сторон скульптуры по-новому раскрывает зрителю глубоко поэтическую тему материнства. Выдающимся достижением советского искусства явилась созданная одним из ведущих советских мастеров-монументалистов В. И. Мухиной 24-метровая скульптурная группа из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница».
Скульптура стоит на высоком постаменте перед входом на Выставку достижений народного хозяйства. Очертания монумента видны издалека. Сталь оказалась исключительным материалом благодаря тому, что бесцветно-серебристая ее поверхность воспринимает все оттенки освещения. Вся скульптура как бы врастает в пространство.
Устремившиеся вперед в неудержимом порыве фигуры юноши-рабочего и девушки-колхозницы являются ярким олицетворением целеустремленности, оптимизма, символом рабочего класса и крестьянства. Скульптурная группа отличается большой эмоциональной выразительностью образов, мастерством художественного обобщения, динамикой композиции, могучей пластикой фигур.
Олицетворение идей, связанных с жизнью и подвигами советского народа, мы видим в современных скульптурах. В Москве на проспекте Мира в честь выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства установлен монумент, авторами которого являются скульптор А. К. Файдыш-Крандиевский и архитекторы М. О. Барщ и А. Н. Колгин. Серебристая одиннадцатиметровая модель космической ракеты гордо устремилась ввысь. Общая высота всего монумента достигает 107 м.
Обелиск утвержден на стилобате, облицованном полированным гранитом, по которому с двух сторон расположены бронзовые горельефы, олицетворяющие подвиг советских ученых, конструкторов и рабочих. На лицевой части постамента высечены строки Н. Грибачева:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы открывали пламенные крылья
Себе,
стране
и веку своему!
Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик — кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения дети дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.
Например, форма в их работах упрощена: голова человека изображается в виде шара, руки и ноги в виде цилиндров. Изображая дополнительные детали, дети почти не отбирают их по степени выразительности, иногда опускают основное и тщательно лепят второстепенные детали.
Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они еще не понимают красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель — создать предмет, с которым можно играть. Исследования и практика показывают, что ребят старшей группы можно научить понимать, какие предметы получаются красивее из глины и пластилина (например, фигуры человека, животных, овощи, фрукты), а какие (машины, деревья, дома) лучше рисовать или делать из спичечных коробок, дощечек, палочек и т. д.
При соответствующем обучении и руководстве воспитателя дошкольники пользуются стекой, сознательно подбирают каркасы — палки и применяют их не только для скрепления частей, но и для передачи характерных особенностей формы.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако овладевают они быстрее всего изображением предметов конструктивной и растительной формы. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.
В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки. Сюжетная лепка по сравнению с рисунком также имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения (например, изображение человека сбоку передается в рисовании с одной видимой стороны; предметы первого плана изображаются крупно по сравнению с фигурами второго плана и т. д.), то в лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.
Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет — это можно наблюдать и в младшей, и в средней, а иногда и в старшей группе. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка детей. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения дети начинают лепить развернутые сюжеты.
Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее, дополнить лепку деталями.
Для составления сюжетной композиции прежде всего нужно подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Вначале, как правило, дети не задумываются над объемом и формой подставки, не прикрепляют к ней предметы, часто делают ее тонкой. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка — это лишь поверхность (пол, земля), на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера.
Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2—3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.
Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.
Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.
Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).
Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.
Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой — печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Наши рекомендации