ФЛЕРОН– см. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНЫХ ПАРТЕРОВ

ФЛОРА– исторически сложившаяся совокупность видов расте-ний, обитающих на определенной территории или в составе конк-ретного растительного сообщества. Подразделяется на дикорасту-щую, культурную, в том числе и флору интродуцентов.

ФОКАЛЬНАЯ ТОЧКА– точка в парке или садово-парковом ансамбле, с которой наблюдается самый красивый вид.

ФОКУСИРОВКА– выделение главного объекта, осуществляе-мое с помощью подсветки, или выделения цветом, или вспомога-тельной группой предметов, явно указывающих на главный объект.

ФОН– поверхность или пространство, на котором выделяются главные элементы ансамбля, внешнее окружение, среда объекта. В частности, в парке архитектура выделяется на фоне деревьев, цветник на фоне газона и т.д. Существенную роль играет, с одной стороны, достаточная цветовая или фактурная контрастность фона по отношению к объекту, а с другой – его относительная однород-ность, позволяющая выявить силуэт объекта, подчеркнуть его зна-чение, не отвлекая от главного.

ФОЛЛИ– происходит от англ. folly, что означает модульный сад (см.).

ФОНТАН – см. ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА.

ФОРМА – внутривидовая таксономическая категория. В бота-нической номенклатуре «форма» в иерархической системе рангов таксонов занимает самое низкое положение. В биологической лите-ратуре термин форма широко используется для того, чтобы отме-тить различные особенности, связанные с циклом развития, дина-микой и становлением вида или морфологическими признаками. . ФОРМА ЖИЗНЕННАЯ(биоморфа, экоморфа) внешний облик и биологические особенности растений, отражающие их приспособ-ленность к определенным условиям среды обитания. В соответствии с морфологической классификацией выделяют деревья, кустарни-ки, лианы и травянистые (одно- и многолетники) растения. В эко-логической классификации это группа растений со сходными при-способительными структурами, не обязательно связанными род-ством.

ФОРЭСКИЗ– схема расположения всех элементов озеленения, учитывающая зонирование участка и имеющиеся постройки, в том числе малые архитектурные формы. Может быть выполнен в цвете. Для каждого озеленяемого участка предлагается один или несколь-ко графических рисунков, отражающих наиболее эффектные пейза-жи, открывающиеся с определенных видовых точек.

ФОТОПЕРИОДИЗМ– реакция растений на суточный ритм осве-щения, т. е. на соотношение длины дня и ночи, выражающаяся в изменении процессов роста и развития и особенно цветения. В соот-ветствии с фотопериодической реакцией выделяют длиннодневные, короткодневные и нейтральные растения (см. соответствующие статьи).

ФОТОТРОПИЗМ– ростовые изгибы органов растений под влия-нием одностороннего освещения. При положительной форме фото-тропизма воспринимается не направление света, а разность в коли-честве света между теневой и освещенной сторонами органа. Лис-тья способны осуществлять диатропическую реакцию, поворачива-ясь перпендикулярно падающему свету.

ФРАНЦУЗСКИЙ САД– один из типов этнографических или исторических садов, по структуре и планировке это почти всегда регулярный сад, характеризующийся четкой геометрической пла-нировкой, размещенный на более или менее плоском участке. Для

него характерно наличие перед домом цветочного партера, окайм-ленного бордюром из самшита, бирючины и т. д., трельяжи и пер-голы, увитые лианами, умеренная топиарная стрижка (в основном геометрические фигуры: кубы, конусы, шары). Вдоль мощеных или гравийных дорожек и перед домом расставлены контейнеры с ду-шистыми или экзотическими комнатными растениями. Стены обычно увиты лианами. Типичным элементом такого сада являются боскеты с цветниками-арабесками, скульптуры на пересечении до-рожек, правильной формы водоем.

ФРИЗСКИЙ ВАЛ– земляной вал, с одной стороны укреплен-ный крупными камнями, для прочности угол наклона составляет 10-15°. Камни обычно укладывают без использования раствора, са-мые крупные (до 50 см в диаметре) в основание, более мелкие – ближе к верху вала.

X

«ХАОС»– нагромождение диких скал, крупных каменных глыб в романтических парках XVIII-XIX вв., хаос символизировал со-бою бездну, начальное состояние материального мира, из которого произошло все сущее – Большой и Малый Хаосы в Алупке (цв. вклейка фото 109).

ХИМЕРЫ– растения, развившиеся из наследственно неодно-родных тканей. Примерами природных химер являются растения с пестрыми бледно-зелеными листьями (клен ясенелистный, берест листоватый). Химеры искусственные получаются из побега наплы-ва, включающего ткани привоя и подвоя в месте прививки, этот побег обычно сохраняет особенности тканей обоих растений. Такие химеры известны для боярышника и мушмулы.

ХОЛОДОСТОЙКИЕ РАСТЕНИЯ– среди травянистых это виды, всходы и рассада которых могут выдержать понижение температу-ры до -7-10 °С, поэтому их можно сеять или высаживать рассаду за 1-2 недели до последних заморозков (календула, эшшольция, ан-тирринум). К полухолодостойким растениям относятся виды, всхо-ды и рассада которых устойчивы лишь к низким положительным температурам, в связи с чем их высаживают лишь после того, как минует угроза заморозков (космос, табак крылатый).

• ХОРОМЫ– в русской архитектуре сложный и асимметричный комплекс деревянных строений, соединенных переходами. Обычно хоромы были многосторонние, связаны с окружающим простран-ством без строгого соподчинения частей и выделения главного фаса-да. Русские усадьбы до XVII-XVIII вв. представляли собой хоромы, окруженные хозяйственными постройками, дворами, небольшими плодовыми садами и огородами.

ХОСТАРИЙ– один из видов монокультурных садов. Предста-вители рода хоста (Hosta) теневыносливы, что дает возможность устроить такой сад в затененных местах. Однако, чем больше в окраске листа белых и желтых тонов, тем интенсивнее должно быть освещение.

В последнее время хоста стала одним из самых распространенных и модных декоративных многолетников. Несмотря на то что некоторые виды отличаются очень крупными ароматными цветками, хосты чаще используют как декоративнолиственные растения. Листья хосты ок-руглые, овально-яйцевидные, сердцевидные, стреловидные, ланцет-ные, края могут быть в той или иной мере волнистыми (Medusa, Calypso, Chartreuse wigges). Некоторые сорта с длинными черешками образуют пышный раскидистый куст, и их называют «фонтанны-ми» – Green Fountain, Sea Gold Star. Получены гибриды хосты с ли-лейниками, что повысило декоративную ценность соцветий.

По высоте различают высокие – 60-90 см (международная мар-кировка «L», large) средние 45-55 см («М», media), низкорослые 25-30 см («S», small) и карликовые («D», dwarf).

В зависимости от окраски листьев хосты относят к одной из сле-дующих групп:

• голубые – Blue ("В") наиболее четко окраска проявляется в первой половине лета;

• зеленые – Green ("Gr");

• золотые – Gold ("Go");

• вариегата –- Variegata ("Var"), в которой выделяют подгруппы: пестролистные – aureovariegata, с белой каймой – albomarginata, с желтой или кремовой каймой – aureomarginata;

• медиовариегата – Mediovariegata ("MV"), сорта с зеленой каймой, на которой в середине лета в центре листа преобладает белый или желтый цвет.

Сорта с двухтоновой окраской листьев сохраняют желтый цвет до середины лета, а затем «выцветают». Особенно высоко ценятся трехцветные сорта: Whirlwind – блестящие белые листья с зелено-вато-салатовой каймой, Great Expectation – желтые сердцевидные листья украшены неравномерной зеленовато-голубой каймой по краю, Spriptease – тонкая белая полоса расположена между свет-ло-зеленой центральной частью и широкой темно-зеленой каймой, Mountain Snow – серовато-зеленые листья словно «присыпаны» по краю снегом серебристо-белой каймы, Allen – листья сердцевид-ные, в центре желтые с неравномерной зеленовато-голубой каймой, Revolution – центр листа белый с желтоватыми пятнами и зеленым крапом, по краю сине-зеленая кайма.

Однако большинство сортов имеют двухцветную окраску листьев:

• Summer Fragance – листья светло-зеленые с кремовым краем;

• Blue Angel – листья зелено-голубые, куст куполообразный;

• Blue Carpet – листья почти голубые, сохраняют окраску даже в полной тени;

• Hadspen Heron – карликовый сорт до 15 см высотой, с зеле-новато-голубыми листьями;

• Black Hill – листья темно-зеленые с явной морщинистостью, блестящие с отвернутыми вниз краями;

• Wide Brim – листья темно-зеленые в центре и лаймово-кре-мовые по периферии;

• Brim Cap – листья насыщенно-зеленые с нежной лимонно-серебристой каймой;

• Golden Scarpet – сравнительно низкий сорт до 40 см, с жел-тыми листьями, окраска лучше проявляется в полутени;

• Albomarginata – лавандовые цветки удивительно гармониру-ют с зелеными листьями, украшенными неровной широкой белой каймой;

• Elegans – сине-голубые листья создают фон для белоснеж-ных цветков;

• August Moon – золотистые листья и палево-лавандовые цветки;

• Golden Tiara – очень пышный куст с типичными листьями аурео вариегата и лавандово-пурпурными цветками;

• Tardiana Haleyon – листья голубые с зеленовато-голубыми жилками, цветки темно-лавандовые;

• Patriot – темно-зеленые листья с «рваной» серебристо-белой каймой оттеняют лавандовые цветки;

• Paul's Glory – молодые листья зеленые, позднее середина ок-рашивается в желтый цвет, а края – в оливково-зеленый

• So Sweet – необыкновенно эффектный сорт, благодаря изыс-канно рассеченным ослепительно белым сегментам околоцветника и темно-зеленым с серебряной каймой листьям.

Из видовых хост наиболее распространены следующие:

• хоста (функия) подорожниковая – Hosta plantaginea – лис-
тья крупные яйцевидно-округлые, ярко-зеленые, без воскового на-
лета собраны в розетку высотой до 80 см. Цветоносы несут корот-
кое густое соцветие из белых воронковидных цветков;

• хоста волнистая – Н. undulate – листья мелкие, у некото-рых форм сильно волнистые по краю, края зеленые, центр белый, или белые участки перемежаются с зелеными у основания листа, цветонос несет соцветие из воронковидно-колокольчатых с несколь-ко отогнутыми назад долями светло-фиолетовой окраски цветков;

• хоста Зибольда – Н. sieboldiana – листья с сизым восковым налетом, цветки воронковидные до 6 см, бледно-сиреневые, почти белые в коротком соцветии, цветет в июле-августе.

• хоста белоокаймленная – Hosta albo-marginata – листья тон-кие яйцевидно-эллиптические или широколанцетные, по краю бе-лая кайма, иногда языками заходящая на листовую пластинку, цве-тонос несет рыхлое, кистевидное, соцветие, цветки воронковидные до 6 см сиренево-фиолетовые с более темными полосками, сильно отогнутыми назад долями с белым окаймлением и темно окрашен-ной трубкой, цветет в июле-августе;

• хоста курчавая – Н. crispula – листья сердцевидно-яйцевид-ные, зеленые, сверху матовые, снизу блестящие, по краю широкая белая кайма, цветки до 5 см длиной, воронковидные, фиолетовые, цветет в августе-сентябре;

• хоста вздутая – Н. ventricosa – листья округло-сердцевид-ные, темно-зеленые снизу блестящие, крупные цветоносы до 120 см несут сиреневые цветки, собранные в одностороннее соцветие;

• хоста Форчуна – Н. fortunei – листья сердцевидные с воско-вым налетом на нижней стороне листа, цветки воронковидные фио-летовые;

• хоста яйцевидная – Н. ovata – куст полушаровидной фор-мы, листья широко-овальные зеленые, цветки воронковидные тем- ные лилово-голубые, собраны в малоцветковые кисти, существует разновидность с золотисто-пестрыми листьями;

• хоста ланцетолистная – Н. lancifolia – листья плотные, зе-леные, яйцевидно-ланцетные блестящие, цветки воронковидные фиолетовые с темными прожилками на внутренней стороне у осно-вания сегментов околоцветника.

Ц

ЦВЕТ В САДУ – восприятие отдельных композиций и садово-парковых пейзажей осуществляется главным образом зрительно. В.-И. Гете в своем трактате «Учение о свете» писал: «цвета воздей-ствуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают и волнуют, печалят или радуют».

По степени возбуждающего влияния и характеру эмоционально-го воздействия цвета расположены так же, как в спектре: от холод-ных, спокойных, умиротворяющих до теплых, возбуждающих.

Все цвета разделяются на две группы: хроматические и ахрома-тические.

Хроматические – это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый, при этом различают теплые (красный, оранжевый, желтый) и холод-ные (синий, голубой, фиолетовый). Активные цветовые тона про-изводят возбуждающее действие, например красный, пассив-ные – успокаивают (голубой). Несколько особняком стоит зеле-ный – он связующий, успокаивающий, мирный, пассивный, светло-зеленый – оживленный, веселый, темно-зеленый – хо-лодный, сдержанный.

Любой хроматический свет можно полностью охарактеризо-вать тремя величинами: насыщенностью, светлотой и цветовым тоном.

Насыщенность или степень хроматичности характеризует разли-чия цветов в пределах одного тона. Наибольшая степень насыщен-ности у спектральных тонов (НСТ), и ее принимают за 100%, насы-щенность тона снижается при добавлении к нему белой или серой окраски и измеряется в % от НСТ.

Светлота – степень отличия любого хроматического цвета от
ахроматического (белого), равного ему по светлоте. Часто термин
светлота заменяют понятием яркости. Чем больше в тоне ощущает-
ся белый цвет, тем выше его светлота. На практике светлота выра-
жается коэффициентом яркости. '

Ахроматические– черный, белый, все оттенки серого, характе-ризуются светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Цветовой контраст – один из основных приемов создания ком-позиций и представляет преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Контрасты могут быть цве-товыми и яркостными – сочетание различных яркостей, равных по цвету.

В зависимости от восприятия различают два вида контрастов:

• последовательный – обусловлен инертностью зрительного процесса, наблюдается при переводе взгляда с одного цвета на дру-гой, контрастный первому. При этом на сетчатке глаза появляется третий цвет, называемый цветом последовательного образа, напри-мер, если смотреть на квадратную по форме клумбу с цветками пурпурной окраски, а затем перевести взгляд на белую стену, перед глазами возникает пятно, близкое к квадрату, но зеленого цвета;

• одновременный контраст возникает в пограничной зоне со-прикасающихся цветов и представлен изменением цветов в этой зоне, он может быть светлотным (яркостным) и цветовым, светлот-ный наблюдается на сочетаниях ахроматических тонов: черный – серый, серый – белый, или равноярких хроматического и ахроматического тонов; цветовые контрасты характерны для соче-таний двух или нескольких хроматических тонов.

Если цветы неяркие, ненасыщенной окраски, к ним подбирают растения-«усилители», например, бледно-красный цвет станет за-метнее рядом с зеленым, желтый – с синим, фиолетовый – с жел-тым. Ощущение насыщенности снижается при следующих сочета-ниях: синий рядом с красным становится голубее, светло-фиолето-вый фон снизит сильную насыщенность темно-фиолетового.

В цветниках наиболее часто используют контрастные сочетания тонов, близкие контрастам цветового круга. Для подбора оптималь-ных цветовых соотношений используют так называемые «цветовые круги». Один из самых подробных – цветовой круг Иттена, вклю-чающий 12 цветов: три первичных – красный, желтый и синий, напротив каждого первичного лежит цвет второго порядка (вторич-ный), полученный смешением соседних в равных долях, т. е. 1:1, и, наконец, между первичными и вторичными располагаются цвета

третьего порядка (третичные), где соотношение основных цветов со-ставляет 1:3 (рис. 114). Полный круг Иттена имеет следующую пос-ледовательность цветов:

• красный

• красно-оранжевый

• оранжевый

• желто-оранжевый • желтый

• желто-зеленый

• зеленый

• сине-зеленый

• синий

• сине-фиолетовый

• фиолетовый

• красно-фиолетовый

ФЛЕРОН– см. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНЫХ ПАРТЕРОВ - student2.ru

Рис. 114. Цветовой круг Иттена: 1 – первичные тона; 2 – тона второго порядка; 3 – тона 3-го порядка

Первичные цвета обозначены жирным шрифтом, вторичные – курсивом.

По кругу Иттена легко определяются принципы построения гар-моничных цветовых соотношений:

• гармония на основе двух цветов – на противоположных кон-цах диаметра круга находятся гармоничные сочетания – крас-ный – зеленый, желтый – фиолетовый, сине-зеленый – красно-оранжевый, красно-фиолетовый – желто-зеленый;

• гармония на основе трех цветов использует технику «три-ад» – внутрь круга встраивают равносторонний треугольник, цве-та, находящиеся на его вершинах, дают гармоничное сочетание: красный – желтый – синий, красно-оранжевый – желто-зеле-ный – сине-фиолетовый;

• гармония на основе четырех цветов легко выявляется при пост-роении внутри круга квадрата, гармонические сочетания основаны на двух парах дополнительных цветов – оранжевый – сине-фиоле-товый – красно-фиолетовый – желто-зеленый, при этом вершины квадрата могут приходиться на любые цвета, квадрат можно заме-нить прямоугольником, два соседних цвета соединяет меньшая сто-рона – красный – оранжево-красный – сине-зеленый – синий;

• чтобы подобрать гармоничные сочетания из шести цветов, в круг придется вписать правильный шестиугольник, гармонирующие цвета находятся на его вершинах или на хордах, их соединяющих.

Гармония цветовых решений может быть основана на принципах контраста или сходства. В первом случае используются контраст-ные цвета одинаковой насыщенности и светлоты, при использова-нии цветового круга большой контраст достигается при интервале между цветами, равном 110-180°, средний – 70-110°, малый – менее 70°, в случае трехтоновых комбинаций используются угловые расстояния – 120°.

Один из самых трудных гармонических контрастов – по насы-щенности, при котором используют цветки однотонной окраски, одинаковой по светлоте, но ступенчато изменяющейся по насыщен-ности. Гармония сходства основана на плавном, ступенчатом изме-нении цветовых характеристик и тесно связана с принципом нюан-са, эффектно выглядят композиции с использованием, 3-4-х цветов с малым интервалом.

Используя цвет, можно визуально менять глубину перспективы, «выступающими» тонами являются в основном теплые и ахромати-ческие, «отступающими» – холодные и некоторые темные хрома-тические, например, темно-красный. Белый цвет, отражая боль-шинство лучей, создает наименьшую степень удаления, поэтому бе-лые предметы кажутся более крупными, чем на самом деле, а белые здания словно «выдвигаются» вперед из рамки пейзажа. Желтый свет становится более бледным при ярком освещении и более ин-тенсивным при матовом свете. Оранжевый, один из самых ярких тонов и всегда отчетливо виден. Красный обладает двойственным характером, он может либо приближать, либо удалять объекты, на-пример, в сочетании с желтым он становится алым и приближает объект, а с синим приобретает пурпурный оттенок и объект словно удаляется, отступает вдаль и теряет теплоту. Зеленый в сочетании с желтым становится теплым и активным, а с синим – холодным и пассивным, белый, оранжевый, красный отодвигают зеленые пред-меты на второй-третий план, а синий, черный, фиолетовый и серый выдвигают их на первый. Синий максимально ярок при сильном освещении. В сумерки синий и зеленый производят впечатление светлых, если находятся на переднем плане, в то же время красный и желтый – более отдаленных и глубоких.

При дневном освещении все теплые тона производят впечатле-ние близких, это цвета переднего плана, зрительно приближаю-щиеся к наблюдателю, холодные – наоборот, отдаляются. Чистые насыщенные тона в отдалении тускнеют, становятся размытыми, словно «утопают» в голубой дымке, в то же время синие и голу-бые тона не только не изменяются, но даже несколько темнеют вдали.

Известно, что цветовая палитра сада чрезвычайно велика – до 130 тонов. К тому же в течение года общий колорит пейзажей, по крайней мере в средней полосе России, меняется не менее девяти раз, в зависимости от состояния растений, и если в поздней осенью и зимой преобладают темные тона: серовато-черный, темно-серый, сине-фиолетовый и серый, то весна – это господство зеленого – от светлого до насыщенного яркого в конце (май – начало июня), летом колорит в основном темно-зеленый, а осень – буйство крас-ных и желтых тонов разной насыщенности.

В практике современного ландшафтного дизайна руководствуют-ся тремя основными правилами цветовой гармонии:

• любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насы-щенным, сочетание контрастных тонов позволяет повысить общую насыщенность композиции;

• при сочетании некоторых цветов снижается ощущение их на-сыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета расположены в цветовом круге;

• контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и на-сыщенности.

Знаменитый английский ландшафтный архитектор Гертруда Джекил называла создание живых садовых картин «живописью ра-стениями».

ЦВЕТЕНИЕ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД– до срокам цветения выде-ляют следующие группы:

• ранневесеннего цветения (конец февраля – начало марта) – яйва японская, андромеда японская, вереск древовидный, жимо-лость блестящая, кизил обыкновенный, форзиция пониклая, цер-цис обыкновенный;

• весеннего цветения (апрель-май) – абрикос обыкновенный, акация желтая, робиния псевдоакация, аморфа обыкновенная, ак-тинидия коломикта, боярышник обыкновенный, бузина красная и черная, гортензия крупнолистная, гребенщик четырехтычинко-вый, груша лохолистная и обыкновенная, дейция изящная, дрок испанский, калина гордовина и обыкновенная, жимолость капри-фоль и татарская, каштан конский, кизильник мелколистный и самшитолистный, ракитник анагиролистный, различные виды ши-повника, рябина круглолистная и обыкновенная, сирень обыкно-венная, спирея Тунберга, черемуха обыкновенная, чубушник обыкновенный;

• летнего цветения (июнь-август) – актинидия остролистная, бирючина блестящая и японская, гибискус сирийский, гортензия черешковая, жимолость Альберта, липа мелколистная и серебрис-тая (войлочная), ломонос виноградолистный, клематис фиолетовый, кампсис укореняющийся, лох узколистный, различные сорта роз, рододендрон древовидный, спирея Бумольда, Вангутта, войлочная, Дугласа, альпийская, софора японская;.

• осеннего цветения (сентябрь-декабрь) – гортензия метельча-тая и древовидная, лох колючий, роза морщинистая, спирея сире-нецветная;

• зимнего цветения (декабрь-февраль), в основном это растения южных регионов, в первую очередь черноморского побережья – акация серебристая, камелия японская.

ЦВЕТНИК– наиболее распространенный вид цветочного офор-мления, в зависимости от стиля парка имеет свободные живопис-ные очертания или более или менее строгие геометрические формы. Цветники размещают на открытых пространствах, по краю групп деревьев или под ними, желательно, чтобы они просматривались со всех сторон.

К регулярным цветникам относятся бордюры, рабатки, клумбы, партеры, к свободным, естественным – миксбордеры, группы, ро-карии, сейчас большое распространение получил прием создания цветников с характерными контурными линиями – волна, дуга, сегмент (цв. вклейка фото 110). На длинных вытянутых участках целесообразны цветники-«ленты» – вытянутые, относительно уз-кие цветники свободной волнистой формы, используются главным образом для оформления дорог, полян, партеров.

ЦВЕТОЧНЫЕ МАССИВЫ– крупномасштабные цветочные ком-позиции от 80-150 м2 до 1000 м2 на опушках рощ и групп деревьев, обычно создаются из многолетников, чаще всего это одно- или двух-тоновые композиции, широко применяются в партерных частях парка.

ЦВЕТОЧНЫЕ ШОУ– выставки ландшафтных композиций или определенных культур, проводимые в различных странах мира. Не-сомненно, первое место в этом ряду принадлежит Челси шоу (Shelsea Show), которое проводится ежегодно в Англии уже много лет. Организатором его является Королевское садоводческое обще-ство. Проекты представляются по таким номинациям, как дворо-вый сад (courtyard), шикарный сад (chic), муниципальный, (city) и яркий (sunflower) – возможно, его следует трактовать как сельс-кий.

Фестиваль цветов в Шомоне на Луаре (La Festival des Jardins de Chaumon sur Loire) также проводится ежегодно. Участникам выде-ляется определенная довольно ограниченная площадь, выделяется

одинаковый бюджет и строго задается тема, например, в 2004 году это была тема: «Да здравствует хаос. Порядок и беспорядок в саду». Девиз выставки: «Приходите и подхватывайте наши идеи».

Осенью в Вилландри во Франции проводится День огорода, а вес-ной в Кейхенхофе (Голландия) – выставка луковичных культур.

ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА– стены из больших необрабо-танных или грубо обколотых камней неправильной формы, харак-терные для древнейшего периода зодчества и часто воспроизводи-мые в парках позднего классицизма и романтизма (Екатерининс-кий парк в Царском Селе).

ЦИРКУМФЕРЕНЦИИ- низкие, иногда полукруглой формы служебные постройки, окружающие парадный двор перед дворцом, они отделяют его от улицы, парка, например, при Екатерининском дворце в Пушкине.

ЦУКИЯМИ– специальные длинные бамбуковые желоба, ис-пользуемые в японском чайном саду для создания звуковых эффек-тов и полива.

Ч

Наши рекомендации