Религиозные истоки культуры.
Религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества: не только с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти), но и с нормами, обычаями и традициями. Для установления характера взаимосвязи между культурой и религией необходимо уточнить сам термин «религия» ( от лат.religio), которое отличается разнообразием трактовок. Слово «религия» в культурный обиход вводится в период крушения Римской империи. Цицерон, знаменитый философ и ритор, выводил данный термин из латинского глагола (relegere), что в переводе означало – созерцать, бояться, перечитывать. Ключевым словом в этой трактовке у Цицерона было слово «бояться». Лактанций – апологет христианства утверждал, что «религия» переводится от латинского глагола (relegare) как связывать, сковывать, т.е. это связь человека с Богом, повиновение и служение Богу. Русское слово «Бог» происходит от санскритского bhaga, что означает «богатый». На церковнославянском это выражено словом «вседовольный», иначе говоря Бог есть полнота бытия. Английское God или немецкое Goft происходит от древнеготского слова, который означает: «Тот, перед которым падают ниц в поклонении, священном ужасе». В восточных культурах слово «религия» имеет другие смыслы. Din – слово, восходящее к аравийскому языку, переводимое как власть (подчиненья, воздаяния). Отсюда появляется власть Аллаха в Исламе. Dharma - слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, долг, закон, справедливость. Сhiao – китайское слово переводится как учение. Все эти слова становятся содержательной предтечей буддизма.
У каждого человека возникает множество ассоциаций, связанных со словом «религия». Кому представляется Парфенон и Собор Святого Петра в Риме, мечеть аль Масжид аль Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, для кого иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды.
Знаменитый философ И. Кант связывал религию с чувством нравственного долга, воспринимающегося как божественная воля; для ученого антрополога Э.Тэйлора религия определялась как вера в сверхъестественное, психолог З.Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог М.Вебер рассматривал ее как важнейший фактор общественного развития.
Попытайтесь проанализировать, как соотносятся такие понятия, как «Культ» и «Культура». По – Бердяеву, это не просто однокоренные слова. Согласны ли вы с позицией русского религиозного философа?
Для классификаций многообразия религий существуют типологии религий. Религии разделяются на политеистические, т.е. связанные с почитанием множества богов и монотеистические, приверженцы которого почитают единого Бога. Также наибольшее распространение получило деление религий на первобытные или ранние; народно – национальные, связанные с какой – то одной этнической группой и, наконец; мировые, объединившие представителей разных народов мира.
Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной идеологии, и к нему следует отнести магию, тотемизм, фетишизм, анимизм. Различные элементы ранних религиозных форм: мифы и ритуалы, представления и культовые действия, верования и обряды – это система мышления и освоения окружающего пространства, способ передачи информации от поколения к поколению, условие формирования и развития духовной культуры. В этот период культура носила синкретический характер и мифологическое сознание интегрировало в единую целостность: древние зачатки эстетического, нравственного и религиозного в жизни первобытного человека. Мировым религиям предшествовали более простые религиозные формы, такие как:
фетишизм – почитание объектов действительности (камней, деревьев), которым приписывались сверхъестественные свойства, способность предохранять от врагов. В Современной культуре бытуют амулеты, обереги, которые наделены, такими свойствами как способность защищать от врагов;
тотемизм выражался в представлении о сверхъестественном происхождении рода или племени от какого – либо животного, растения; тотем считался их покровителем. Сегодня сохранились следы тотемизма: в запрете на употребление в пищу мясо некоторых животных – коров в Индии, а также в символах геральдики. К.Леви – Стросс – французский этнограф и социолог пришел к выводу о том, что основное взаимоотношение структуры тотемизма – это противоположность между природой и культурой (Растительные или животные виды идентифицируются с отдельными людьми);
анимизм, т.е. вера в духовные сущности, которые управляют судьбой человека как при жизни, так и после смерти (Виды анимизма выражены в автономных проявлениях души и в погребальных обрядах, явившихся следствием представлений о связи земной жизни с загробной).