Раздел I Мировая кудржвственная культура
испанский книжный рынок. Идеалы рыцарства к началу XVII века давно уже изжили себя. Тем не менее книга Сервантеса стала повествованием о двух нача-. лах человеческой природы — романтическом идеализ-. ме и трезвом практицизме. Сам Сервантес происходил из обедневшего рыцарского рода, долго служил в испанской армии, а затем зарабатывал на жизнь в' интендантской службе. Роман Сервантеса повествует о приключениях рыцаря-идеалиста Дон-Кихота, который упрямо отстаивает рыцарские ценности в насквозь прагматическом мире. Он закрывает глаза на окружающую его реальность, воюет с ветряными мельницами. И часто не может выбраться из плена своих иллюзий, а противоречие между реальностью и идеалом объясняет происками злых сил. Хотя книга задумывалась автором как развлекательное чтение, она стала для мировой литературы образцом серьезной нравственной литературы.
Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562—1635). Как и его младшие современники Тирсо де Молииа (ок. 1583—1648) и Кальдерон де Ла Барка (1600—1681), драматург своим поистине необъятным творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500) способствовал бурному расцвету испанской комедии, которой тогда считалась любая трехактная пьеса, написанная в стихах. Перу Лопе де Веги принадлежат исторические и социально-политические драмы, комедии о любви (наиболее известны «Учитель танцев» и «Собака на сене»).
И § В. Барокко______________________
Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. Любое великое движение рано или поздно вырождается или иссякает. Изучение античных греков и римлян, которое в Раннем Ренессансе служило источником нового, у представителей Позднего Ренессанса превратилось в подражание. Древность ι шла каноном изящного искусства, вошла в моду. Многие писатели и поэты выродились в имитаторов. Манера трансформировалась в манерность. Скульп-iy|>a, архитектура и живопись эпохи барокко — ло-I пчоское завершение процесса вырождения изящных in-кусств. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью.
! Барокко (ит. Ьагоссо, букв, странный, причудли-
I вый) — одно из главных стилевых направлений в
искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв.
Оно возникло в Италии и распространилось в боль-
I шинстве европейских стран. Воплощая новые пред-
| с.тавлеиия о вечной изменчивости мира, барокко
j тяготеет к эффектным зрелищам, сильным конт-
! растам, совмещению иллюзорного и реального, к
j слиянию искусств (городские и дворцово-пар-
' ковые ансамбли, опера, культовая музыка, орато-
| рия); одновременно — тенденция к автономии от-
; дельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита
j в инструментальной музыке).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Бор-рпмини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть ι \ожных, обычно криволинейных форм. Благодаря при-чу()ливой пластике фасадов, сложным криволинейным и к/нам и очертаниям дворцы и церкви барокко приоб-I»-тают живописность и динамичность. Интерьеры ба-I ижко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяютпро-
■ трапство, а живописытлафонов создает эффект развер-ппихся сводов. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера; парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма.
Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д' Оби-пье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фреско-
■ >альди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанрЫ
(опера). Стремление к драматической экспрессии и $
синтезу различных видов искусства проявляется и в
области культовой музыки (духовная оратория, канта-
та, пассионы). ι
ί
1 ΝΒ___________________
■ Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре I Ιοβοιό времени.
■ Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции.
■ В искусстве произошел переворот. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. По как только в центр культурной Вселенной поставили существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.
■ Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.
■ Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
— Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середине XIV — XV в.;
— Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;
— Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.
■ Вся эпоха итальянского Возрождения прошла иод знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.
а Реформация представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменении (реформации) существующей религиозной практики.
■ Барокко — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и двор-цово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).
Глава 7
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
--------------------------------- .-------------------
Новое время включает в себя XVII—XIX вв. и начинает* ся с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в AmS ли и XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789 ~ 1794 годов было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение — необходимая ступень в поступи'', тельном развитии любой страны, расстающейся с феодал!)-* ным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на" путь научно-технического и социального прогресса.
1 § 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения
Просвещение представляет собой не -только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки И( техники, свободы печати, аграрной реформы и спра-' ведливого налогообложения. Краеугольным камнем : всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.
Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк
и Иоликобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, </>. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джеф-ферсон в США, П.И. Новиков, А.П. Радищев в России.
В разных странах эпоха Просвещения наступила но в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. 11|>освещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны .'нщада. Правда, то были мирные революции: промыш-\пшая — в Англии, политическая — во Франции, фи-тцчофс.ко-эстетическая — в Германии. За сто лет— с И>!!9 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.
Великая промышленная революция в Англии и Г.еликая французская революция послужили провозве-| тпиком нового порядка вещей, при котором движущей ι плой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических пре-
■.. п >| >а.зований, его зачинщиком является интеллигенция.
< ' тех пор ни одного крупного события в Европе не
проходило без руководящей роли или непосредствен-
ного участия именно этого слоя населения. Просвеще-
1 создало новый тип людей — интеллигентов, лю-
ден науки и культуры. Они рекрутировались из всех
елоов общества, но прежде всего из третьего сословия,
т.пнедшего на арену истории и заявившего о себе и в
искусстве. Утверждение просветительных идей шло во
многом от имени этого сословия.
Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в
■ пои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоугилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой,
РЛРЛ__________________________ Раздел 2. Мироеаи кцдржветввнная цат
буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия
и дворянство давно уже имели свою собственную кулм
туру — высокую культуру, еще раньше народ создал
свою форму культуры, народную, и только буржуазия
оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, чт|
завершением эпохи Просвещения явилось, с культя
рологической точки зрения, возникновение массовой
культуры. Ее следует считать низшим слоем буржу]
азной культуры. \
В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеО| логию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естество' знания и вере в социальный прогресс. Эпоху Прос? вещения называют еще именами великих философов^ во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. |
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворот-!! ным пунктом в духовном развитии Европы, повлияв» шим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуалы! ных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего? цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостоя-; ние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость; и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое; отношение к авторитетам всякого рода, неприятна догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий! аристократии, дворян, духовенства, служащих, пред» ставителей торгово-промышленных кругов.
В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.
Отвергая существование врожденных идей, он-утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.
Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике 318 идеальные образцы научного мышления, а на природу
ι мотрелкак на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как м.ι вместилище божественного разума.
Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, эко-ппмисту и публицисту Дэвиду Юму (1711 —1776), обновившему науку о нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя— экономиста Адама Смита (1723—1790), |.|дожившего основы классической политэкономии.
Просвещение во Франции связано с именами Полутора, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.
Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689—1755) страстно выступал против hi χ олютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Его теория «разделения властей» оказала оольшое влияние на развитие конституционной мыс-Ήΐ XVIII — XX веков.
Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694—1778) выступал против абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. 1го роль в Просвещении определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнения и ι ы'птицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах— в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философ-с к их романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях.
Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя п философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые • ■формулировал главную тему своей социальной фи-\ософии — конфликт между современным обществом п человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки) и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом; романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обру^ шился на современную систему воспитания, упрекая^ ее за недостаток внимания к внутреннему миру чоло-j века, пренебрежение к его естественным потребно^ стям. В форме философского романа Руссо изложил) теорию врожденных нравственных чувств, главным из! которых он считал внутреннее сознание добра. Зада-^ чей воспитания он провозгласил защиту нравствен-^ ных чувств от разлагающего влияния общества. *
В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниА ях неравенства...» (1755), «Об общественном догово* ре» (1762) Руссо выступал против социального нора-' венства и деспотизма властей. Государство, согласно; Руссо, .может возникнуть только в результате догово-: ра свободных людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю. По если государство перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780), философ-материалист Дени Дидро (1713— 1784), как и Руссо, был неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в 1726 году даже стал аббатом. В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знакомство с исторической и философской литературой сделало его деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Вен-сеннский замок (1749).
Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». II начале 40-х годов парижский издатель А.Ф. ле Бреши решил перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро, Д'Аламбер (или аббат Де Гуа) отказались от публикации слегка измененной версии английского словаря и стали готовить самостоятельное и ;дание. Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом щохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статен и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) π Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Ичльтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор /К.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и //. Демаре, экономист Ф. Кенэ. ι 'оставители «Энциклопедии» получили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.
Кроме работы над «Энциклопедией» Дидро с1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по изобразитель-пому искусству, которые помещал в «Литературной корреспонденции» — рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам. Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации1.
1 Карп С.Я. Дидро // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Му.чрукова. М., 1997.
I 1 Кулы уроло] ия. Учебник
Появлению блестящей плеяды философов-просве-
тителей предшествовал тот интеллектуальный перевод
рот в умах европейцев, который совершили их вели-|
кие предшественники, прежде всего французский
философ Рене Декарт (1596—1650), нидерландский!
Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий Готфрищ
Вильгельм Лейбниц (1646—1716). i
Декарт являлся не только философом, но и выи дающимся ученым — математиком, физиком и физиоЧ логом. Он заложил основы аналитической геометрии,] дал понятия переменной величины и функции, ввел! многие алгебраические обозначения, сформулировал; закон сохранения количества движения, дал понятие) импульса силы. Декарт считается автором теории, объясняющей образование и движение небесных тел: вихревым движением частиц материи (вихри Декар-, та); ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).: Обыденное восприятие мира Декарт призывал подвергать сомнению, так как чувства могут быть обман--чивы и лишь разум способен отличить истинное от; мнимого. Именно разум (мышление), по убеждению-ученого, служит исходной основой всякого познания. Этот вывод Декарт облек в формулу «Ямыслю, следовательно, я существую», — основной постулат рационализма — направления в теории познания, сторонниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц.
Согласно воззрениям Спинозы мир — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения «Богословско-политиче-ский трактат» (1670) и «Этика» (1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.
Великий немецкий философ Лейбниц представлял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Реальный мир, согласно его учению, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармо-нпи; существующий мир создан Богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма
• in развил учение о прирожденной способности ума к незнанию высших категорий бытия и всеобщих и не-походимых истин логики и математики. По просьбе 11етра I Лейбниц разработал проекты развития обра-юкания и государственного управления в России.
Философия Просвещения в Германии формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Философ-рационалист был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» И. Канта.
Родоначальник немецкой классической философии, профессор университета в Кенигсберге и ино-
• транный почетный член Петербургской Академии ι мук Иммануил Кант (1724—1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую философию» {«Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790), где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в 11азвитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках.
Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — поэт, драматург, теоретик искусства,