IV. Отделим ошибочную информацию от правильной

«Да-нетка» (выскажите свое согласие / несогласие с данными утверждениями):

Утверждение Да Нет
1. Стилистика сформировалась как самостоятельная отрасль знаний в начале XIX века    
2. Стилистика происходит от слова стиль (так древние называли заостренную палочку, стерженек для писания на восковых дощечках).    
3. От слова стиль в современном русском языке образовано слово стило. Это неологизм.    
4. Словами синонимами к слову стиль являются почерк, манера, способ, особенности речи.    
5. Предметом изучения стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка; обучение языковому мастерству, умению говорить и писать выразительно; изучение стилей; закономерностей употребления языковых средств.    
6. Основными направлениями стилистики являются функциональная стилистика, практическая стилистика, стилистика текста, фоностилистика.    

V. Установим соответствие между основными понятиями стилистики и их определениями (после того как вы все сделаете правильно, одно толкование останется лишним)):

1. Стилистика I. Анализирует закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций.
2. Стиль II. Изучает образные, ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками
3.Функциональная стилистика III. Заостренная палочка для писания на восковых дощечках; почерк, манера, способ, особенности речи.
4.Практическая стилистика IV. Изучение выразительных средств, ресурсов языка; обучение языковому мастерству, умению говорить и писать выразительно; изучение стилей; закономерностей употребления языковых средств.
5. Стилистика текста V. Лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.
6. Фоностилистика VI. Изучает функционально-стилистическую дифференциацию (расслоение) языка, то есть функциональные стили.
  VII. Изучает закономерности построения и функционирования текстов.

VI.Заполним лакуны

История термина

 
  IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru

IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru СТИЛИСТИКА

             
   
устар. слово ?
  IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru
 
 
    IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru
 
    IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru

IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru АСПЕКТЫ СТИЛИСТИКИ

                   
 
Изучение выразительных средств, ресурсов языка
   
Обучение языковому мастерству
 
?
       
?
 
 
    IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru
 

IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru Основные направления

СТИЛИСТИКИ

   
  IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru
 
  IV. Отделим ошибочную информацию от правильной - student2.ru

VII. Учимся сопоставлять

Задание 1. В приведенном ниже отрывке из произведения А.К.Толстого «Князь Серебряный» укажите выразительные средства языка. Скажите, какую роль они играют в тексте?

Задание 2. Проведите стилистический эксперимент: исключите из текста все выразительные средства, сравните варианты и скажите, что ушло из текста вместе с выразительными средствами? (Рекомендуем сначала внимательно прочитать текст, вчитаться в него, затем выписать все выразительные средства и подумать, что они дают тексту, какова их роль).

Верст тридцать от Слободы, среди дремучего леса, было топкое и непроходимое болото, которое народ прозвал Поганою Лужей. Много чудесного рассказывали про это место. Дровосеки боялись в сумерки подходить к нему близко. Уверяли, что в летние ночи над водою прыгали и резвились огоньки, души людей, убитых разбойниками и брошенных ими в Поганую Лужу.

Даже среди белого дня болото имело вид мрачной таинственности. Большие деревья, лишенные снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и черной. Отражаясь в ней, как в туманном зеркале, они принимали чудный вид уродливых людей и небывалых животных. Не слышно было вблизи болота человеческого голоса. Стаи диких уток прилетали иногда плескаться на его поверхности. В камыше раздавался жалобный крик водяной курочки. Черный ворон пролетал над вершинами дерев, и зловещее карканье его повторялось отголосками. Иногда слышны были далеко-далеко стук топора, треск надрубленного дерева и глухое падение.

Но когда солнце опускалось за вершины, когда над болотом подымался прозрачный пар, стук топора умолкал, и прежние звуки заменялись новыми. Начиналось однообразное кваканье лягушек, сперва тихое и отрывистое, потом громкое, слитым хором.

Чем более сгущалась темнота, тем громче кричали гады. Голоса их составляли как бы один беспрерывный и продолжительный гул, так что ухо к нему привыкало и различало сквозь него и дальний вой волков, и вопли филина. Мрак становился гуще; предметы теряли свой прежний вид и облекались в новую наружность. Вода, древесные ветви и туманные полосы сливались в одно целое. Образы и звуки смешивались вместе и ускользали от человеческого понятия. Поганая Лужа сделалась достоянием силы нечистой.

К сему-то проклятому месту, но не в темную ночь, а в утро солнечное, Малюта и опричники его направляли бег свой.

В то самое время, как они торопились и погоняли коней, другие молодцы, недоброго вида, собирались в дремучем лесу недалеко от Поганой Лужи.

Вывод: _________________________________________________________________

Наши рекомендации