Традиция как свойство и форма существования культуры
Традиция (от лат. (traditio – передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается:
- либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий),
- либо через фольклор.
Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи знаний. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды, медицина и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни. Традиции, как правило, характеризуют семьи, отдельные группы людей, но очень редко отдельных индивидов. Говориться обычно в моей семье есть традиции собираться за обедом всей семьей в выходной день.
В прачеловеческую эпоху традиции передавались неосознанно – через поучение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если традиции существуют достаточно долго: десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Особый интерес представляет динамика культурных традиций, факторы, влияющие на их распространение и популярность. Традиции могут сжиматься до минимума, почти исчезать, а затем в новых условиях вдруг возрождаться, набирать силу, приобретать влияние на современников. Этот загадочный феномен угасания и возрождения традиций всегда вызывал споры.
Иногда традиции под натиском различных обстоятельств разбиваются на мелкие части. В памяти и народном обиходе остаются лишь осколки, останки прошлых ритуалов, обычаев и обрядов. И эти отдельные, разрозненные «атомы» традиций обретают новую жизнь, включаясь в современные события. Контакты приводят к тому, что в создание традиций включаются также элементы культур других народов и возникает новая форма.
Традиция выполняет ряд культурных функций:
а) устанавливает преемственность культуры;
б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению;
в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей;
г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей;
Обычаи выступают как одно из проявлений традиций, то не все традиции являются обычаями. Объем понятия «традиция» шире объема понятия «обычай», так как под традицией понимаются исторически сложившиеся формы поведения людей во всех областях общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной), а под обычаями подразумевается преимущественно сфера бытовых отношений. Так, например, термин «обычай» не применим при рассмотрении революционных и патриотических традиций народа.
В процессе наследования традиции воспроизводятся сознательно. Следовательно, традиция как таковая может различаться в зависимости от целей, ценностей и установок субъектов наследования. Отсюда следует вывод: нельзя воспроизвести в традиции то, чего нет в наследии. Проблема традиции формулируется, как тот исторический опыт, который оценивается как положительный. Традиции не существуют, во-первых, если нет исторического сознания, которое следует понимать как идентификацию с преемственностью собственной культуры, с собственным наследием; во-вторых, когда отсутствует носитель этой преемственности; в-третьих, – при отсутствии единства цели поколений.
Рассмотрим культурные традиции на примерах русской, индо-буддийской и китайско-конфуцианской.
В XIX веке, обозначая суть отношения «просвещенных» писателей к русскому народу, Я.А. Брафман (1825-1879), обращаясь к знаменитому труду Нестора «Повесть временных лет» задаёт риторический вопрос «откуда есть пошла Русская земля»? И отвечает, что только в мирах космических пространств окрепли благодатные корни славян, они осознали себя, свой путь, свой долг, свою цель, и обрели точку опоры в восстановлении русского самосознания.
Н.А. Бердяев в «Русской идее» обращается к истории России, насчитывая пять разных «образов», культурно-исторических периодов: Киевская Русь, Русь времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская, Россия советская и новая Россия. Силы русского народа оставались в потенциальном состоянии почти во всех периодах. Для развития культурного менталитета большую роль сыграла идея инока Филофея периода Московского царства: «Москва-третий Рим». Идея объединения и сохранения истоков православия. Осуществиться и реализоваться в полной мере такая идея не может. Динамика русской души обнаруживается в «культурном слое» после реформ Петра. Согласно Герцену русский народ на реформу Петра ответил появлением Пушкина, а Бердяев добавляет, что и Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Лев Толстой предлагает читателям, идущим по «Пути жизни», следовать в своих поступках требованиям добра и любви, не забывать об этом во всех своих делах, в общении с разными людьми, помнить о том, что нужно им, а не себе, руководствоваться альтруистическими принципами. Автор предлагает испытать на практике ответ добром на зло и не осуждать окружающих, а затем сравнить свое душевное состояние с тем, которое было раньше. И сделать вывод, что настроение стало более радостным и светлым и общее состояние дел улучшилось.
Сын может быть не похож на отца ни в чем, кроме одной тайной черты, но она то и делает похожим отца и сына. Хаос есть первобытное, стихийное безначалие; космос – устроенная гармония, культура.
В русской культуре и душе находятся дар перевоплощения и вчувствования. Этим русская культура приближается к культуре античной. У нас «иная доброта, иная храбрость, иной семейный уклад; у нас совсем иная литература, другая музыка, театр, живопись, танец, не такая наука, не такая медицина, не такой суд, не такое отношение к преступлению, не такое отношение к нашим героям, гениям и царям», – писал Ильин И.А. Силы русской культуры и русской души разделяются Ильиным И.А. на первичные и вторичные. Первичные определяют и ведут самобытность души и культуры, а вторичные вырастают из них. Первичными силами Ильин И.А. назвал свободу, совесть, созерцание, милосердие, а вторичными – волю, мысль, форму и организацию. Автор отмечал: «Если русская духовная культура исходит из сердца, созерцания, свободы и совести, то это отнюдь не означает, что она отрицает волю, мысль, форму и организацию. Самобытность русского народа совсем не в том, чтобы пребывать в безволии и безмыслии, наслаждаться бесформенностью и прозябать в хаосе, но в том, чтобы выращивать вторичные силы русской культуры из ее первичных сил» [16, 38].
Характерные черты русской традиции: мессианская идея и нравственные основы, утилитарные интересы и материальная выгода не были для русского менталитета на первом плане выбора пути, главным были взаимопомощь и сострадание; жизнь по совести и поиски справедливости; русская идея в служении Отечеству; самобытность и уникальность; антиномичность (противоречивость) русской культуры. Особое геополитическое положение приводит к постоянному взаимодействию двух начал: восточного и западного; постоянный поиск пути, осуществление выбора.
Творческое задание:Поразмышляйте над следующими словами: Сейчас, именно сейчас закладываются основы будущего России. Какой она будет? О чем необходимо заботиться в первую очередь? Как сохранить лучшее из старого наследия?
Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сформулировал десять заповедей человечности:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть будет свободным всё, ибо рождается свободным.
Творческое задание: Докажите, что эти заповеди сформулированы именно в российской традиции.
В индо-буддийской традиции присутствует иллюзорность мира повседневности и стремление к «нирване»: растворению в бытии. В этом мире нет начала и конца, нет смерти в христианском и мусульманском понимании. Есть вечное воплощение через колесо сансары и закон кармы. Карма в узком смысле воздаяние за совершенные поступки в этой жизни в широком – закон воздаяния за совершенное в прошлых воплощениях.
Человек должен стремиться к просветлению и достигнуть его может сам с помощью учителя. Индуизм, буддизм, даосизм не просто религиозные учения – это культурно-мировоззренческие традиции. В индо-буддийской культуре личность не «tabula rasa» (чистая доска) как в западной культуре. В личности изначально содержится великое совершенство и потенциальность просветленности. Поэтому не нужно ничего «записывать» на «чистой доске». Нужно очищать сознание от «загрязнения», так как истинное «я» человека несоизмеримо больше его эмпирического телесного существования. Индо-буддийская культурная традиция призывает не к отказу от повседневной жизнедеятельности, а призывает отрешиться от мирской суеты. В индо-буддийскую культурную традицию вписана сатьяграха – (в переводе с санскрита satyāgraha, «стремление к истине»), в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Разработана Махатмой Ганди в начале XX века. Основная идея – в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через: отказ от насилия; готовность переносить боль и страдания.
Согласно Ганди, сатьяграха – средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».
В одной из телепередач об Индии был показан йог, сидевший на обочине дороге. Мужчина аскетического телосложения сидел прямо в придорожной пыли в позе лотоса. По дороге двигались повозки, шли люди, он был совершенно отрешен от всего. И эта установка является образом жизни и идеалом.
В китайско-конфуцианской культурной традиции отсутствует Бог как единое начало и творец мира и человека. С индуистским абсолютом – Брахманом сходно Небо, поэтому Китай называют еще и Поднебесной. Мир вечен как вечны небо и Брахман. Ни Будда, ни Конфуций ничего не создали, так как истина пребывает в мире независимо от человека, а божественное откровение отсутствует.
Благодаря традиции китайское общество до сего дня сохранило идеи Конфуция и его иерархия напоминает строгую семейную, где каждый занимает подобающее в обществе место.
Конфуций говорил о том, что люди страдают, ненавидят друг друга, уничтожают от того, что не осознали благодати гармонии отношений. Гармония достигается через личное благородство, кто им овладел, сердце его спокойно, ум величав, поступки добродетельны. Благодарный человек не знает горя и страха, выражает почтение предкам, родителям и особенно учителям. Оказав почтение старшим, вправе рассчитывать на такое же отношение со стороны младших. Особое почтение важно оказать учителям, т.к. они хранят великое невидимое – знания народа.
Особенность исламской духовной традиции заключается в слитности сакрального и земного, религиозного и светского, она наиболее религиозна из представленных. Это особенно ясно если сравнить ислам с христианской традицией. В христианской традиции принято, что человек создан по образу и подобию Бога. Его первородный грех искуплен распятием Христа. Если человек грешит в повседневной жизни, то ему необходимо покаяться и грех будет прощен. В христианстве личность воспринимается как самоценность. Жизнь как Божественный дар, истина – откровение Бога. В исламе нет безусловной ценности человека. Безусловность принадлежит в этой традиции Аллаху и пророкам. Абсолютная данность находится вне человека и поэтому его жизнь может бытии этим абсолютом отменена. Отсюда возникают разные экстремистские толкования этой традиции. В христианской традиции интересы верующего, общины и церкви являются взаимообусловленными и совпадают, в исламской же Часть растворяется в целом. Индивид в общине и вне ее полноценное существование личности невозможно.
Современный мир объединяется, и в то же время в нем присутствуют центробежные тенденции, поэтому знание традиций должно помочь в распространении толерантности.
Вопросы и задания:
1.Какие традиции существуют в Вашей семье, в студенческой группе, сообществе студентов, в нашем вузе?
2. Из вышеприведенных традиций какой Вы придерживаетесь и почему?
3.Приведите примеры рождения и передачи традиций.
4. Что отражает система традиций?
5. Какие ценности лежат в основе традиционных обществ?
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТЕХНИКИ И КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА
Техника является культурным феноменом. Стремительное её развитие как фактор социальных и культурных преобразований актуализирует богатый спектр мировоззренческих вопросов. Например, каковы формы и пределы воздействия техники и технологии на человеческое бытие? В чем проявляется общественная обусловленность техники? Является ли она благом для человечества или таит в себе роковые непредвиденные обстоятельства?
Городской урбанистический пейзаж, грохот автомобильных магистралей и многочисленных строек... Серые запылённые дороги и здания… Яркое личное воспоминание из впечатлений автомобильных путешествий: в оренбургской степи рядом с автомагистралью вдруг появляется море огней, какие-то высотные сооружения и кажется, что это громада города, потому-то освещены ровные ряды окон высотных зданий, но эта махина оказывается газоперерабатывающим заводом.
На планете Земля не осталось мест, где отсутствовали бы технические сооружения. Если бы радиосигналы были видимы нашими глазами, то Земля казалась бы покрытой тонкой мелкой и густой сетью. Если поместить молодого человека из XIX века в наш – XXI, то он проживёт всего несколько лет– загрязнённость воздуха и воды, низкое содержание кислорода ( за один только взлёт Боинг сжигает несколько тонн), радиация – всё приведёт к быстрому изнашиванию и повреждению систем организма. Техники и технологии изменили нашу жизнь, внедрили другую культуру. «По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга»– писал Тоффлер. Он выделил три типа развития общества и связанной с ним культуры. Эти типы различаются развитием техники и технологии: доиндустриальная культура – аграрное общество. Люди были заняты в основном сельским хозяйством. Они трудились под властью королей или князей, вождей, богов или святых. Люди редко испытывали сомнения относительно того, кто имеет право и возможность распоряжаться ими. Крестьянин, одетый в лохмотья, оторвавшись от пахоты, видел за полями усадьбу или монастырь, во всем своем величии возвышавшийся на горизонте. Ему не нужны были ни газеты, ни телевидение, чтобы разгадать загадку иерархии. Каждый человек знал свой уклад жизни: будни и праздники, чередование природных ритмов и правила подчинения. Культура предавалась из поколения в поколение: шло медленное чередование ритмов жизни, спокойное действие, красота изготовленных вручную предметов церковной и бытовой жизни, «ажурные» украшения архитктурных сооружений. Годами оттачивалось ремесло, годами создавались шедевры культуры, которыми мы восхищаемся и сегодня. На знаменитой «Троице» А. Рублёва краски «живые» и яркие сохраняются веками.
Индустриализм подрывает основы общинной жизни и традиционной культуры. Распадается общественный уклад, рушатся традиции, возникает эклектичное нагромождение: фабрики, заводы, церкви, школы, профсоюзы, тюрьмы, больницы и т. п. Устраняются отношения подчинения между церковью, государством и индивидом, науку делится на самостоятельные отрасли, трудовой процесс – на отдельные операции. Культура модерна отражает всю эту эклектичность Кубизм Пикассо – нет больше цельного человека – есть конвейер. Поток, который движется постоянно, есть «текучее время» Дали и психоанализ Фрейда и предтеча постмодернизма ницшеанский «Сверхчеловек».
Прежде всего необходимо заметить, что нигде в других сочинениях философа мы не находим столь решительного утверждения идеи абсолютной уникальности каждой личности. Ницше настаивает на том, что эта уникальность является по существу только заданной, а не данной, личность призвана к тому, чтобы всю свою жизнь посвятить раскрытию своего внутреннего неповторимого содержания, своей уникальности. «В сущности, - пишет Ницше, – каждый человек хорошо знает, что он живет на свете только один раз, что он есть нечто единственное и что даже редчайший случай не сольёт уже вторично столь дивно- пестрое многообразие в то единство, которое составляет его личность; он это знает, но скрывает, как нечистую совесть, - почему? Из страха перед соседом, который требует условности и сам прячется за неё… Одни лишь художники ненавидят это небрежное щеголяние в чужих манерах и надетых на себя мнениях и обнажают тайну, злую совесть каждого, – положение, что каждый человек есть однажды случающееся чудо…». Главная проблема нашего существования в том, что мы подчиняемся общепринятому, живем в соответствии с всеобщими нормами и требованиями среды и тем самым теряем свою уникальность, т.е. теряем себя; «никто не осмеливается проявить свою личность, но каждый носит маску или образованного человека, или ученого, или поэта, или политика». Эта своеобразная «маска» скрывает наши душевные устремления, навязывается корпоративная культура и одинаковая «форменная одежда».
Творческое задание: Подумайте, почему возможно на других планетах подобных Земле уже нет жизни, потому что их студенты, школьники учёные или пенсионеры опередили наших? Выберите одну категорию из перечисленных, объясните свой выбор.
Наука с каждым днем делает шаг на пути развития техногенного производства, и это также смещает центральное положение человечества. Даже способ взаимодействия с природой, базирующийся на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Этот способ закрепляется в мышлении и распределяется на другие сферы человеческой жизни.
Даже на самых ранних этапах развития человечества люди стремились к комфорту и улучшению условий жизни. Наши древние предки селились в пещерах, поддерживали огонь, изготовляли орудия труда и оружие для защиты племени и охоты. Стремились к теплу, уюту, сытому, безопасному существованию. Они научились одеваться, тесать камни, готовить пищу. То есть первобытные люди стремились не только выжить, но и достичь оптимальных условий существования, т.к. только в этом случае особь способна на размножение.
В индивиде первоначально заложено стремление к самосовершенствованию и совершенствованию инструментов жизнеобеспечения, с помощью которых достигается комфорт. Но каждый представитель человеческого общества по-разному использует и развивает потенциал, данный ему свыше. В большинстве своем общество лишь потребители продуктов прогресса. Например: каждый из нас знает, что такое телевизор и умеет им пользоваться, но лишь немногие могут его отремонтировать, и тем более изготовить или внести что-то свое в его конструкцию, то есть проявить творчество. Такая ситуация сложилась не сейчас, а гораздо раньше, еще с зарождением родо-племенного строя. Лишь немногие люди племени могли качественно затесать камень на оружии охотника. Творчество – дело немногих. Сущность его заключается в поступательном развитии научной мысли. Научная мысль – это не реализованный светлый ум отдельного человека, а сумма всех научных достижений человечества. Развитию мирового прогресса присуще ускорение, т. к. на фундаменте прошлых открытий строятся новые, в отдельных случаях коренным образом отличающиеся «по форме и содержанию» от прошлых. В целом, модель развития мирового технического прогресса можно представить в виде усеченного конуса.
Площадь каждого поперечного сечения представляет собой количественный и качественный состав открытий данного периода времени. Существование нижнего основания свидетельствует о том, что сама идея прогресса возникла в прачеловеческом обществе. Само появление человека можно рассматривать как научное открытие. Верхний поперечник отсутствует, потому что теоретически прогресс бесконечен в силу неисчерпаемости вещей необъятного космоса.
Техногенная цивилизация, являясь формой развития индустриального общества, утверждала себя как качественно новый уровень цивилизационного процесса под лозунгами справедливости, демократии, равенства и просвещения, что, несомненно, определяло новое содержание общественной свободы и гуманизма. В то же время в условиях техногенной цивилизации формировался и новый тип социальных противоречий. Он отразил несоответствие между провозглашаемыми гуманистическими ценностями и реальным положением рабочих людей, определяемым тяжелыми материальными условиями их жизни и ограниченными возможностями свободного духовного развития. В этих условиях человек не может выйти за рамки ограниченности, фрагментарности, узости мышления, развернуть универсальное богатство своего потенциала. В данном случае человек − элемент системы, винтик, который не обладает собственной ценностью. Также потеряна связь с природой, из-за убыстрившегося ритма повседневной деятельности. В настоящее время техника господствует над человеческим сообществом, диктуя свои законы и свою волю. Примером может служить то, что многие впадают в зависимость от Интернета, от компьютера, такие люди имеют название зомбированные компьютероманы.
Да, мощь человеческого интеллекта увеличивает микроэлектронная революция, но что остаётся для самого человека? Стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация – вот принципы, которыми руководствовалось капиталистическое, так и социалистическое крыло индустриального общества. Они неизбежно выросли из одного и того же базового разрыва между производителем и потребителем, а также благодаря всевозрастающей роли рынка. В свою очередь, эти принципы, усиливая друг друга, неумолимо привели к росту бюрократии. Они создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, которые когда-либо существовали на земле, оставляя человека блуждать в напоминающем Кафку* мире призрачных мегагородов и организаций. Таким образом, мы видим систему из шести ведущих принципов, некую «программу», которая в той или иной степени действует во всех странах второй волны.
В тех сдвигах и потрясениях, которые вскоре произойдут, элитам всех индустриальных обществ, столь привыкшим к установленным правилам, видимо, уготована участь феодальных сеньоров прошлого. Некоторые из них останутся. Некоторые будут свергнуты. Некоторые будут низведены до состояния полного бессилия или жалкой, захудалой знати. Некоторые - наиболее разумные и умеющие приспосабливаться - трансформируются и превратятся в лидеров цивилизации Третьей волны.
Франц Кафка (1883 - 1924) – австрийский писатель, использовал приемы «абсурда» Чтобы понять, кто будет делать погоду завтра, когда Третья волна станет доминировать, мы должны сперва точно узнать, кто делает погоду сегодня.
Профессор Оксфорда Тьерри Иглтон, объясняя постмодернистское мировоззрение, пишет: «Мы переживаем процесс перехода к постмодернизму – этому вееру разнообразных стилей жизни и разнообразных игровых кодов… Наука и философия должны освободится от своих грандиозных метафизических претензий и взглянуть на себя с большей скромностью как на еще один возможный набор текстов» Итак, постмодерн означает плюрализм, который имеет свои античные, средневековые и модернистские прообразы. Отличает постмодерн от модерна XX века то, что постмодернистский плюрализм радикальнее, чем любой предшествующий. Ж.Ф. Лиотар развил идеи постмодернизма, в основной характеристике которого содержится последовательная философия множественности. Согласно его концепции, постмодерн рассматривается как культурно-исторический феномен, который определяется мировидением и мироотношением, выраженном в мирочувствовании и мироощущении.
Ж.-Ф. Лиотар считает, что переход общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, начался, по меньшей мере, с конца 1950-х гг., обозначивших в Европе конец ее восстановления после Второй мировой войны. Он описывает особенности постсовременного знания, ориентированного не на согласие и устранение различий, а на разногласие.. Освоение новой культурной парадигмы происходит вне традиционной оппозиции понятий: целое-часть, субъект – объект, центр – периферия, реальное – воображаемое. Культура постмодерна выражается в отказе от систематизации, от попыток построить стройную систему окружающего мира.
Итак для современного общества характерны: отрицание противопоставления «субъект-объект», «смерть» субъекта, который перестает быть центром познания, открытие возможности философствова-ния без субъекта,. представление культуры и мира как совокупности текстов.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете технику, ее природу и истоки?
2. Каковы проявления взаимоотношений «человек – техника»?
3. Какую ценность представляет техника в культуре?
4. Каковы социокультурные смыслы техники?
5. Инженеры, бесспорно создают современное техногенное общество, но является ли этот вклад безусловной пользой для человечества?
6. Как вы понимаете культуру постмодернизма?