Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовки к практическому занятию
Советская культура начала свое развитие с Октябрьской революции 1917 г. и завершила его с распадом СССР в конце 1991 г. Начать ответ на первый вопрос следует с характеристики этапов развития советской культуры: I этап (1917-конец 1920-х гг.) – начало культурной революции; II этап (1930-е гг.) – завершении «культурной революции»; III этап (1941-1945) – культура в годы Великой Отечественной войны; IV этап – (1945-1953) – послевоенное восстановление нормальной жизни страны и ужесточение политического режима; V этап (середина 1950-х – середина 1960 х гг.) – культура «хрущевской оттепели»; VI этап (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.) – культура периода «зрелого социализма» («застоя»); VII этап (1985-1991) – культура времен перестройки.
Отвечая на второй вопрос, следует выделить характерные черты советской культуры: создание нового типа культуры, базирующегося на марксистко-ленинской идеологии, общественной собственности и общедоступности достижений культуры; господство официальной идеологии; государственная собственность; контроль над культурой со стороны партии и государства; ликвидация неграмотности; приобщение миллионов людей к достижениям русской дореволюционной, советской и мировой культуры; преодоление разрыва между этнической (народной) культурой и национальной культурой; абсолютно светский характер культуры.
Отвечая на третий вопрос, необходимо учесть тот факт, что система организации науки подверглась изменениям. Исчезли дореволюционные научные общества и сохранились большинство традиционных научных учреждений, возникли специализированные научно-исследовательский институты. При этом связи с мировой наукой были ограничены. Успешно развивались все отрасли науки.
Необходимо отметить и негативные черты развития советской науки: идеологизация, репрессии, научные достижения редко находили применение в производстве.
Отдельного внимания заслуживает развитие образования. Следует охарактеризовать Советскую систему образования.
Говоря о развитии художественной культуры и архитектуры в 1920-1980-е гг., следует отметить, что художественная культура была подчинена задачам «социального строительства». Она должна была выполнять социальный заказ государства и партии, отображая развитие общества в марксистском понимании.
С начала 1930-х гг. в искусстве утвердился стиль, именуемый социалистическим реализмом. следует выделить темы, популярные у советских деятелей искусства: жизнь и деятельность Ленина; революция и гражданская война; воспевание партии и ее руководителей; воспевание строек социализма, коллективизации и прочих явлений построения социализма и коммунизма; производственная тема – жизнь советского трудового коллектива; патриотическая тема; историческая тема; сатира и юмор.
Необходимо учесть, что развитие архитектуры и градостроительства в советский период определялось развитием промышленности и периодической активность жилищного строительства. Кроме того, следует охарактеризовать архитектурные стили, описать новые типы зданий.
Отвечая на последний вопрос, важно упомянуть, что современная социокультурная ситуация в России сложна и неоднозначна. На культуре отражаются все политические и экономические процессы, которые происходят в обществе. Необходимо охарактеризовать явления, свойственные современной социокультурной ситуации в России.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие основные черты были присущи советской культуре?
2. Что такое культурная революция и каковы ее достижения и потери?
3. Что такое ликбез? Когда и как он осуществлялся?
4. Какие ступени образования существовали в СССР?
5. Какие детские воспитательные организации существовали в СССР, каковы были их цели и в чем заключалось значение этих организаций?
6. Какова тематика произведений советского искусства?
7. Каковы были цели генеральной реконструкции городов?
8. Какие стили советской архитектуры Вам известны?
9. Как осуществлялось в советском союзе жилищное строительство?
10. Какое место занимают в современной культуре наука, церковь, искусство?
11. Кого из деятелей современной культуры Вы можете отметить? В чем заключается их вклад в развитие современной культуры?