Культура России XVIII века
В первой половине XIX века в художественной культуре утверждается литературоцентризм, то есть литература становится основным стержнем русского искусства.
Схема 14.8
IV. Факторы, определившие специфику социокультурного процесса советской России:
1. Россия пережила за ХХ век две мировые войны;
2. ощутила на себе влияние научно-технического прогресса;
3. произошёл переход к информационной цивилизации;
4. значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур;
5. была создана тотализированная мифология, сопровождавшаяся манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции;
6. наблюдалось определяющее влияние на внутреннюю жизнь чувства внешней опасности.
Схема 14.9
К концу ХХ века возник небывалый по своей противоречивости и драматизму «синтез» всех предшествующих культурных тенденций – классических и неклассических, созидательных и разрушительных, тоталитарных и антитоталитарных, поверхностных и глубинных.
Основы новой советской культуры закладывались в первое послеоктябрьское десятилетие. Начало этого периода (1918-1921 гг.) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
К особенностям культуры того времени можно отнести следующие:
1. утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма;
2. активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.
Утверждению социалистических ценностей способствовал авангард (творчество Казимира Малевича, Владимира Маяковского, Владимира Татлина). Беспредметное искусство стало символом новой власти. Появляются новые движения – конструктивизм, проекционисты.
С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов». Формируется тоталитарная идеология. В России после 1921 года партия и государство делают ставку на то художественное направление, которое впоследствии под именем социалистического реализма обретет официальное положение в государствах тоталитарного типа. Появляется специфика тоталитарных архитектуры, визуальных искусств (изображение праздников, отдыха, военной подготовки, учёбы), массовой песни.
Схема 14.10
Схема 14.11
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами – всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием «оттепель». Прямая альтернатива официальной культуре – нонконфомистское искусство.
Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха «застоя», которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. Давление идеологического пресса порождает в среде интеллигенции диссидентство.
Схема 14.12