Тема 4. Чрезмерные заимствования, жаргон, вульгаризация речи
«Вирус канцелярита», многословие, нарушение норм литературного языка, фонетическая небрежность, активное воздействие разговорного стиля на книжные, снижение речевой культуры.
IV. Культура речи в контексте феномена общения.
Тема 5. Феномен общения. Его виды и формы.
Речевая деятельность и её виды (чтение, говорение, слушание, письмо) в повседневной коммуникативной практике человека.
V. Специфика учебно-образовательной коммуникации.
Тема 6. Принципы создания учебно – информационных текстов.
Тезисы, конспект, реферат.
Тема 7. Речевая деятельность как вид деятельности.
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение; виды слушания: нерефлексивное и рефлексивное; приемы активного слушания (аудирования): визуальный контакт, рефлексия, сентенция, вопросы к собеседнику; «продуктивное» чтение, осмысление и перекодировка информации; понятие «вторичного» текста на основе чтения и аудирования; требования к голосу: дикционная чистота, помехоустойчивость, тембральная окраска, темпо-ритмовый режим.
VI. Официально деловой стиль.
Тема 8. Типы и принципы создания подобных текстов в повседневной жизни.
Речевой этикет в документе; жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, объяснительная записка, расписка, резюме, автобиография
VII. Речевая культура в контексте публичного выступления.
Тема 9. Принципы осуществления публичной коммуникации.
Виды аргументов; нисходящая и восходящая, односторонняя и двусторонняя, опровергающая и поддерживающая, индуктивная и дедуктивная аргументация; правила аргументации, приемы эффективной аргументации; публичное выступление убеждающего характера, дебаты, правила для участников дебатов, типичные недостатки и ошибки при их проведении
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Наименование тем и разделов | ВСЕГО (часов) | Аудиторные практические занятия (часов) | Самосто-ятельная работа (часов) | |
I. | Литературный язык. | 0,5 | 2,5 | |
1. | Понятие литературного языка. | 0,5 | 2,5 | |
II. | Современные функциональные стили речи. | 0,5 | 2,5 | |
2. | Понятие функциональных стилей. Принципы их типологии. | 0,5 | 2,5 | |
III. | Понятие культуры речи. Актуальные проблемы речи. | |||
3. | Понятие «культура речи». | 0,5 | 2,5 | |
4. | Чрезмерные заимствования, жаргон, вульгаризация речи. | 0,5 | 2,5 | |
IV. | Культура речи в контексте феномена общения. | 0,5 | 2,5 | |
5. | Феномен общения. Его виды и формы. | 0,5 | 2,5 | |
V. | Специфика учебно-образовательной коммуникации. | 1,5 | 4,5 | |
6. | Принципы создания учебно – информационных текстов. | |||
7. | Речевая деятельность как вид деятельности. | 0,5 | 2,5 | |
VI. | Официально деловой стиль. | |||
8. | Типы и принципы создания официальных текстов в повседневной жизни. | |||
VII. | Речевая культура в контексте публичного выступления. | |||
9. | Принципы осуществления публичной коммуникации. | |||
ИТОГО |
Распределение учебного материала по семестрам
Год Сем | Содержание разделов дисциплины (курса) | |||
Аудиторные занятия | Сам. работа | Экзамен/ зачет | ||
III курс 28(6+22) | Основная задача: овладениеосновными методами решения профессиональных и общекультурных задач, основными методами логического и филологического анализа, культурой мышления, ясностью письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности. | |||
5 сем | Понятие литературного языка. Понятие функциональных стилей. Принципы их типологии. Понятие «культура речи». Чрезмерные заимствования, жаргон, вульгаризация речи. Феномен общения. Его виды и формы. Принципы создания учебно – информационных текстов. Речевая деятельность как вид деятельности. Типы и принципы создания официальных текстов в повседневной жизни. Принципы осуществления публичной коммуникации. | зачет |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В качестве заданий для самостоятельной работы студентам предлагаются вариативные упражнения по темам занятий на составление, анализ и распознавание текстов различных типов.
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Не предусмотрены
СЕМИНАРЫ
Не предусмотрены
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
Зачетпо предмету «Русский язык и культура речи» предусматривает выполнение двух этапов.
Первый – подготовка мини доклада на тему: «Речевая культура студента творческого вуза: актуальные проблемы». Доклад оформляется в виде контрольной работы в письменной форме. Его текст озвучивается и анализируется в ходе проведения зачета.
Второй – коллоквиум на тему «Роль языка в современном социо-культурном пространстве».
Вопросы к коллоквиуму.
1. Язык в современном информационном пространстве: роль языка в обществе, язык и параязыковые явления; язык и другие знаковые системы передачи информации.
2. Язык и речь. Ортология и нормы литературного языка.
3. Изменение норм литературного языка от Пушкина до наших дней.
4. Правила «хорошей речи». Культура речи и культура общения.
5. Эффективное общение и его составляющие: речевая ситуация, речевая задача (интенция); адресация; персонификация.
6. Виды общения; стили общения.
7. Законы эффективного общения. Коммуникативные роли в общении.
8. Виды речевой деятельности и основные этапы создания текста.
9. Законы активного слушания, технологические приемы аудирования.
10. Чтение. Виды чтения. Технология продуктивного чтения.
11. Модели вторичных текстов: конспектирование, реферирование; тематические планы и выписки; тезирование. Личный архив языковой личности.
12. Говорение как вид речевой деятельности: требования к человеку говорящему; модели поведения говорящего перед аудиториией.
13. Проблемы восприятия устной речи.
14. Требования к голосовладению: полетность; помехоустойчивость; дикционная чистота; гигиена голоса; просодия.
15. Требования к письменной речи: орфография, пунктуация, каллиграфия; этикетные требования к оформлению письменного текста.
16. Основные типы орфограмм; основные типы пунктограмм.
17. Понятие «текст», «стиль», «жанр» и их определяющая роль в технологии коммуникации.
18. Информативные жанры речевой практики.
19. Убеждающие жанры речевой практики.
20. Воздействующие жанры речевой практики.
21. Жанры рекламной практики: рекламное объявление, рекламная статья.
22. Использование заимствований в текстах современной рекламы.
23. Заимствования и их место в языке (на примере названий одежды и обуви, офисной техники, сферы досуга и др.).
24. Способы аргументации в телевизионной рекламе.
25. Объекты языковой пародии.
26. Речевая культура молодежи.
27. Особенности молодежной женской речи.
28. Языковые нормы и Интернет.
29. Разговорная речь на чатах в Интернете.
30. Сетевой этикет (нетикет).
31. Различия виртуального и реального общения.
32. Телевидение и речевая культура.
33. Вопросы культуры речи в СМИ.
34. Языковая игра в СМИ (на примере молодежных изданий, качественной прессы и др.).
35. Культура речи в публичном общении.
36. Речевые ошибки в речи публичных политиков.
37. Типы речевой культуры.
38. Кто является современной речевой элитой?
39. Способы повышения речевой культуры.
40. Культура речи в русской и других национальных традициях.
41. Этикет речевого поведения: исторический комментарий и современные требования.
42. Изменения в русском речевом этикете последних лет.
43. Социально обусловленные формы обращения в русском языке.
44. Национальные различия в невербальной культуре.
45. Собеседование при приеме на работу как речевой жанр.
46. Типичные языковые ошибки в официально-деловых текстах (на примере конкретных документов).
47. Деловой этикет и культура речевого общения.
48. Подготовка и оформление делового письма.
49. Телефонный разговор в современном бизнесе.
50. Стандартные ошибки в деловом телефонном разговоре.
Характеристика оценок
«зачтено».Ответ правильный, развернутый, полный, показывающий глубокое понимание закономерностей развития языка, феноменов культуры речи, общения, связанных с ними актуальных проблем. Самостоятельный и полный ответ во время коллоквиума, выстроенный по основным принципам, полученным в ходе изучения предмета. Аналитичность и концептуальность реплик-ответов на коллоквиуме. Активное использование соответствующего специального тезауруса.
«незачтено».Отсутствие письменно оформленного доклада.Отсутствие твердых знаний по предмету. Неспособность перечислить основные стили речи. Некомпетентность в вопросах их специализации. Демонстрация незнания круга понятий в связи с феноменом речевой культуры.