Тема 4. Чрезмерные заимствования, жаргон, вульгаризация речи

«Вирус канцелярита», многословие, нарушение норм литературного языка, фонетическая небрежность, активное воздействие разговорного стиля на книжные, снижение речевой культуры.

IV. Культура речи в контексте феномена общения.

Тема 5. Феномен общения. Его виды и формы.

Речевая деятельность и её виды (чтение, говорение, слушание, письмо) в повседневной коммуникативной практике человека.

V. Специфика учебно-образовательной коммуникации.

Тема 6. Принципы создания учебно – информационных текстов.

Тезисы, конспект, реферат.

Тема 7. Речевая деятельность как вид деятельности.

Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение; виды слушания: нерефлексивное и рефлексивное; приемы активного слушания (аудирования): визуальный контакт, рефлексия, сентенция, вопросы к собеседнику; «продуктивное» чтение, осмысление и перекодировка информации; понятие «вторичного» текста на основе чтения и аудирования; требования к голосу: дикционная чистота, помехоустойчивость, тембральная окраска, темпо-ритмовый режим.

VI. Официально деловой стиль.

Тема 8. Типы и принципы создания подобных текстов в повседневной жизни.

Речевой этикет в документе; жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, объяснительная записка, расписка, резюме, автобиография

VII. Речевая культура в контексте публичного выступления.

Тема 9. Принципы осуществления публичной коммуникации.

Виды аргументов; нисходящая и восходящая, односторонняя и двусторонняя, опровергающая и поддерживающая, индуктивная и дедуктивная аргументация; правила аргументации, приемы эффективной аргументации; публичное выступление убеждающего характера, дебаты, правила для участников дебатов, типичные недостатки и ошибки при их проведении

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

  Наименование тем и разделов   ВСЕГО (часов) Аудиторные практические занятия (часов) Самосто-ятельная работа (часов)
I. Литературный язык. 0,5 2,5
1. Понятие литературного языка. 0,5 2,5
II. Современные функциональные стили речи. 0,5 2,5
2. Понятие функциональных стилей. Принципы их типологии. 0,5 2,5
III. Понятие культуры речи. Актуальные проблемы речи.
3. Понятие «культура речи». 0,5 2,5
4. Чрезмерные заимствования, жаргон, вульгаризация речи. 0,5 2,5
IV. Культура речи в контексте феномена общения. 0,5 2,5
5. Феномен общения. Его виды и формы. 0,5 2,5
V. Специфика учебно-образовательной коммуникации. 1,5 4,5
6. Принципы создания учебно – информационных текстов.
7. Речевая деятельность как вид деятельности. 0,5 2,5
VI. Официально деловой стиль.
8. Типы и принципы создания официальных текстов в повседневной жизни.
VII. Речевая культура в контексте публичного выступления.
9. Принципы осуществления публичной коммуникации.
  ИТОГО

Распределение учебного материала по семестрам

Год Сем   Содержание разделов дисциплины (курса)
Аудиторные занятия Сам. работа Экзамен/ зачет
III курс 28(6+22) Основная задача: овладениеосновными методами решения профессиональных и общекультурных задач, основными методами логического и филологического анализа, культурой мышления, ясностью письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности.
5 сем Понятие литературного языка. Понятие функциональных стилей. Принципы их типологии. Понятие «культура речи». Чрезмерные заимствования, жаргон, вульгаризация речи. Феномен общения. Его виды и формы. Принципы создания учебно – информационных текстов. Речевая деятельность как вид деятельности. Типы и принципы создания официальных текстов в повседневной жизни. Принципы осуществления публичной коммуникации. зачет

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В качестве заданий для самостоятельной работы студентам предлагаются вариативные упражнения по темам занятий на составление, анализ и распознавание текстов различных типов.

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Не предусмотрены

СЕМИНАРЫ

Не предусмотрены

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Зачетпо предмету «Русский язык и культура речи» предусматривает выполнение двух этапов.

Первый – подготовка мини доклада на тему: «Речевая культура студента творческого вуза: актуальные проблемы». Доклад оформляется в виде контрольной работы в письменной форме. Его текст озвучивается и анализируется в ходе проведения зачета.

Второй – коллоквиум на тему «Роль языка в современном социо-культурном пространстве».

Вопросы к коллоквиуму.

1. Язык в современном информационном пространстве: роль языка в обществе, язык и параязыковые явления; язык и другие знаковые системы передачи информации.

2. Язык и речь. Ортология и нормы литературного языка.

3. Изменение норм литературного языка от Пушкина до наших дней.

4. Правила «хорошей речи». Культура речи и культура общения.

5. Эффективное общение и его составляющие: речевая ситуация, речевая задача (интенция); адресация; персонификация.

6. Виды общения; стили общения.

7. Законы эффективного общения. Коммуникативные роли в общении.

8. Виды речевой деятельности и основные этапы создания текста.

9. Законы активного слушания, технологические приемы аудирования.

10. Чтение. Виды чтения. Технология продуктивного чтения.

11. Модели вторичных текстов: конспектирование, реферирование; тематические планы и выписки; тезирование. Личный архив языковой личности.

12. Говорение как вид речевой деятельности: требования к человеку говорящему; модели поведения говорящего перед аудиториией.

13. Проблемы восприятия устной речи.

14. Требования к голосовладению: полетность; помехоустойчивость; дикционная чистота; гигиена голоса; просодия.

15. Требования к письменной речи: орфография, пунктуация, каллиграфия; этикетные требования к оформлению письменного текста.

16. Основные типы орфограмм; основные типы пунктограмм.

17. Понятие «текст», «стиль», «жанр» и их определяющая роль в технологии коммуникации.

18. Информативные жанры речевой практики.

19. Убеждающие жанры речевой практики.

20. Воздействующие жанры речевой практики.

21. Жанры рекламной практики: рекламное объявление, рекламная статья.

22. Использование заимствований в текстах современной рекламы.

23. Заимствования и их место в языке (на примере названий одежды и обуви, офисной техники, сферы досуга и др.).

24. Способы аргументации в телевизионной рекламе.

25. Объекты языковой пародии.

26. Речевая культура молодежи.

27. Особенности молодежной женской речи.

28. Языковые нормы и Интернет.

29. Разговорная речь на чатах в Интернете.

30. Сетевой этикет (нетикет).

31. Различия виртуального и реального общения.

32. Телевидение и речевая культура.

33. Вопросы культуры речи в СМИ.

34. Языковая игра в СМИ (на примере молодежных изданий, качественной прессы и др.).

35. Культура речи в публичном общении.

36. Речевые ошибки в речи публичных политиков.

37. Типы речевой культуры.

38. Кто является современной речевой элитой?

39. Способы повышения речевой культуры.

40. Культура речи в русской и других национальных традициях.

41. Этикет речевого поведения: исторический комментарий и современные требования.

42. Изменения в русском речевом этикете последних лет.

43. Социально обусловленные формы обращения в русском языке.

44. Национальные различия в невербальной культуре.

45. Собеседование при приеме на работу как речевой жанр.

46. Типичные языковые ошибки в официально-деловых текстах (на примере конкретных документов).

47. Деловой этикет и культура речевого общения.

48. Подготовка и оформление делового письма.

49. Телефонный разговор в современном бизнесе.

50. Стандартные ошибки в деловом телефонном разговоре.

Характеристика оценок

«зачтено».Ответ правильный, развернутый, полный, показывающий глубокое понимание закономерностей развития языка, феноменов культуры речи, общения, связанных с ними актуальных проблем. Самостоятельный и полный ответ во время коллоквиума, выстроенный по основным принципам, полученным в ходе изучения предмета. Аналитичность и концептуальность реплик-ответов на коллоквиуме. Активное использование соответствующего специального тезауруса.

«незачтено».Отсутствие письменно оформленного доклада.Отсутствие твердых знаний по предмету. Неспособность перечислить основные стили речи. Некомпетентность в вопросах их специализации. Демонстрация незнания круга понятий в связи с феноменом речевой культуры.

Наши рекомендации