Гвоздев А.А. Возникновение сцены и театрального здания нового времени (итальянский театр)(статья 20 страниц) // Очерки по истории европейского театра
Гвоздев рассматривает современный театр, как наследие итальянского театра эпохи Возрождения. Особое внимание уделяет рассмотрению и сравнению технической стороны театров эпох Средневековья и Возрождения.
Театром, какой он есть сейчас, мы обязаны Италии эпохи Возрождения.
Изменения происходили постепенно. В результате появилось два вида театра, произошло деление на: драматический и музыкальный.
Различие итальянского театра средних веков от театра эпохи возрождения:
Средневековый | Возрождение | |
Жанры | Мистерии(длятся долго) | Трагедия, комедия(деление на акты) |
Что представляет из себя театр | Разбросанность во времени и пространстве: декорации (небольшие домики-беседки беспорядочно разбросаны по площади – несут чисто служебную роль, отмечая многообразие места действия | Амфитеатр. Перспективная сцена – законченная сценическая картина |
Показывает огромный временной период. Нет единств: времени, места и действия | Определённый фрагмент. Соединение 3-х единств | |
Где | На площади | Во дворце |
Как осуществлялась реформа:
Учёные-гуманисты возродили в Италии интерес к античной драме. Первоначально спектакль располагается под открытым небом, во дворе или в саду княжеского дворца, но вскоре переносится во внутренние покои →необходимо видоизменение в архитектуре театра – появляется перспективная сцена. Стремление средневековой сцены развиваться в ширину прерывается – теперь развитие в глубину. В связи с этим появляется передний занавес(раскрытие перед зрителем неожиданно прекрасного зрелища. Изобретение перспективной сцены приписывают Браманте, первые чертежи – Себастьяна Серлио).
В своей книге Серлио описывает вид театрального здания:
Здание делится на 2 части – сцена и зрит. зал. Перед сценическим помостом – просцениум. К нему примыкает оркестра, в которой полукругом расставляются кресла для знатных лиц. За ними садятся важные сановники и дворяне. За креслами ступени амфитеатра (распределение мест в сословном порядке). Сцена возвышается над полом на 1,10 метра, плоская. В глубине – декорации, за ними задник, уборные актёров. Декорации неподвижны и не меняются во время исполнения пьесы, а перестраиваются.
Три типа декораций, делятся по драматическим жанрам:
· Для трагедий: изображают улицу города с дворцами знатных лиц, украшены статуями и фресками.
· Для комедий: жилища частных лиц низкого сословия
· Для сатирических драм (пасторалей): ландшафт с деревьями, холмами и цветами.
Декорации создают живописный фон для драмы, но лишены реалистического характера (декорации не нарисованные!)
Для создания празднества на сцене используется освещение: посереди сцены висят люстры со свечами (просто освещение). А на свободных стенах размещены гранёные сосуды, наполненные окрашенной в цвета драгоценных камней жидкостью. Они освещаются сзади лампами и сцена переливается многоцветными огнями (декоративное)
Палладио создал театр несколько по-другому:
Зрительный зал полуовальной формы на 13 амфитеатральных ступеней. Сцена на 1,30 метра ниже первого ряда амфитеатра.(остальное в принципе так же)
В 16 веке в связи с необычайным успехом интермедий (которые игрались в антрактах комедий и трагедий) потребовались новые изменения: необходима быстрая смена декораций, полёты колесниц…→отказ от рельефной перспективы, т.к её пристройки мешали смене декораций. Взамен появляется живописная перспектива с наложением свето-тени на самом рисунке. Вначале меняют декорации путём заготовки двух или трёх полотен, поставленных друг за другом, затем используют конструкцию с вращающимися призмами, затем её вытесняет появившаяся подвижная кулиса.
Появляется вращающаяся сцена.
В первой половине 17 века нововведения распространяются по всей западной Европе.
В связи с расширением хореографического элемента в интермедиях понадобился широкий простор для танцоров. Для этого соединяют сцену со зрительным залом ступенями, по которым участники балетных танцев спускаются со сцены в зрительный зал, где и развёртываются их номера.
Изменения касаются и расположения оркестра музыкантов. Раньше он размещался по обеим сторонам на сцене, теперь – переносится в углубление перед сценой, занимая вначале очень скромное место по середине, между широкими боковыми ступенями, ведущими со сцены в зрительный зал. Когда же развитие оперы потребовало увеличения числа музыкантов, оркестр занял всё пространство перед сценой, вытеснив соединительные ступени. Во время смены декораций оркестр покрывал нарочито громкой музыкой шум при перестановке декораций.
В связи с возникновением оперы и балета возникла необходимость создания нового вида театра→вместо амфитеатра создаётся ранговый театр с многоярусными(5-6) рядами лож – это помогало сэкономить пространство и вместить больше зрителей.
Возникновение рангового театра знаменует собой отделение театрального искусства от придворного аристократического общества, в ведении которого находился театр в 16 веке. Увлечение оперой захватило широкие круги городского населения и театр перестал быть местом для развлечения знати, а стал общественным учереждением. Однако сохранялись сословные разграничения. Кресла властелина – князя перенесли из партера в первый ярус(ныне – царская ложа). Предназначенный по существу для оперно-балетных представлений, ранговый театр, постепенно, стал служить вместилищем и для драмы.