Материальная и духовная культура
Материальная культура включает в себя вещественные артефакты созданные человеком. Например: книга, здание, картина, и т.п.
Духовная культура – продукт деятельности человеческого разума и сознания. Под духовной культурой понимается деятельность, направленная на развитее человека и общества, а так же продукты этой деятельности которыми являются: идеи, знания, традиции, обычаи, верования, эмоции, духовные ценности, и т.п.
Составляющие духовной культуры: политическая, правовая, эстетическая, этическая, религиозная, и т.п.
Духовная и материальная культура одинаково важны они всегда идут рука об руку, однако потеря образцов духовной культуры является более тяжелой утратой, чем потеря образцов материальной культуры.
3) Субкультура и контркультура
Доминирующая культура – культура, ценности которой разделяют большинство представителей того или иного общества.
Субкультура - культура определенной социальной общности, которая имеет отличия от доминирующей культуры и ограничена от неё вследствие бедности её социальных связей, затруднённости доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляции.
Примеры субкультур:
· Эмо
· Готы
· Панки
· Гопники
Характерные черты субкультуры:
· Стиль, предполагающий создание и поддержание определенного образа представителя данной субкультуры (костюм, прическа).
· Манера поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.п.).
· Жаргон
При определенных условиях субкультура переходит в контркультуру, то есть совокупность социально культурных установок крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и противостоящих им.
Наиболее часто встречаются следующие виды контркультуры:
· Экстремизм
· Сектантство
· Наркомания
4) Элитарная народная и массовая культура.
Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. К ней относятся: изящное искусство, классическая музыка и литература. Особенность элитарной культуры состоит в том, что она опережает уровень восприятий её средне образованным человеком, (это те люди, которые превосходят других в искусстве). Например: поход в галерею картин. Черный квадрат Малевича.
В отличие от элитарной, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют – любительской по происхождению или коллективной. Она включает: мифы, легенды, сказки, эпос, народные песни, танцы и т.п. Народная культура всегда локализована т.к. связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в её создании участвуют все желающие.
Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели. Она предполагает её пассивное потребление. Массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми не зависимо от места их проживания, уровня дохода, образования и т.п. (задача: быть проданной. То есть всех людей сделать одинаковыми. Пример: попса, дешевые фильмы). Массовая культура может стать и становится инструментом внедрение в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения. Может стимулировать у «массы» новые неведомые ей ранее потребности. Формировать определенные стандарты эстетического вкуса. Как утверждал уже Ницше масса преклоняется перед всем заурядным.
ТЕМА 3: Культура и цивилизация.
1) Культура и цивилизация как понятие культурологии.
Цивилизацию часто отождествляют с культурой. Однако эти два понятия не всегда выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях:
1. Цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству. Иначе говоря, она знаменует высший этап развитие человечества, степень культурного развития которые достигли далеко не все страны.
2. Цивилизация обозначает географическое место, то есть локальные, региональные и глобальные цивилизации. Например: Восточная и Западная Цивилизации.
Термин Цивилизация восходит к латинскому корню civis (горожане) Поэтому цивилизация означает городскую культуру. Народы, не знавшие городов не являются цивилизованными, хотя понятие культура распространяется и на них. Существуют основные показатели цивилизованности:
1. Уровень смертности (особенно детской)
2. Санитарное состояние городов.
3. Экология и т.п.
2) Восток и Запад как культурные понятия
На протяжении истории человечества довольно ярко прослеживается развитие двух доминирующих культурных типов: Западного и Восточного.
Восток связывается с культурами древней Индии и Китая, древнего Египта с государствами мусульманского мира. Восточные государства имеют общие черты отличные от западной культуры:
1. Коллективизм в противовес западному индивидуализму. Коллективизм стал результатом необходимости совместного ведение хозяйства. В трудных природных условиях только вместе можно было выживать и развиваться.
2. Бережное сохранение традиций в противовес западному стремлению к новым открытием, сохранение опыта предков на востоке было залогом успешного выживания.
3. Умеренный достаток (вплоть до аскетизма) и скромность образа жизни в противовес сверх потреблению и вещизму на западе. Общинный образ жизни востока требовал скромности в потреблении с целью сохранения общины.
4. Ориентация на совершенствование человека против западного изменение мира. Вера в традиции на востоке требовала от человека сохранение привычного миропорядка. Улучшить собственную жизнь в этих условиях было возможно только через саморазвитие.
3) Глобализация и проблемы современной культуры.
Глобализация – процесс сближение различных народов и культур. Процесс объединения их в единое мировое сообщества. В процессе глобализация в 20 веке человечество столкнулось с глобальными проблемами, от решение которых зависит судьба всей мировой цивилизации.
Глобальными проблемами являются те, которые касаются каждого человека на планете земля и решить которые может только все человечество вместе взятое, (проблема развитие атомного оружия). Главную глобальную проблему можно сформулировать следующим образом: должен ли человек полагаться на естественный эволюционный процесс развитие культуры или она находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении. Эта проблема находит свою конкретизацию в так называемых «Алармиских ситуациях» (от французского alarme-тревога). Первая из них заключается в том, что современные тенденции мирового развития ориентированные на принцип количественного роста ведут к исчерпанию мировых запасов многих видов ресурсов. Другая проблема связана с тем, что масштабное использование многих ресурсов ведет к тяжелым экологическим последствиям. Например, идет процесс уничтожение лесов, легких планеты. А значит, наступает угроза парникового эффекта, уменьшается озоновый слой, и т.п. Кроме того не снята ситуация не равномерного экономического роста различных регионов мира. Богатство одних стран зачастую сочетается с крайней бедностью других. При этом процветающие страны создают для себя условия, отгораживающие их от экологических проблем перекладывая риск на других. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.
Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого человечества. Все более увеличиваются угрозы гигантских катастроф (чернобыль), масштабных стихийных бедствий, социальных катаклизмов. Цена научно технического прогресса оказывается слишком высокой. Некоторые специалисты предрекают скорую гибель человечества, однако исторический опыт показывает, что человек всегда ставил перед собой только те задачи, которые мог решить. Широкомасштабная трансформация личности, культурная революция представляет наиболее адекватный способ решение современных глобальных проблем человечества.