Раздел 2. Мировая иржесгвевваи культцрз

небесным властителем, подобно тому, как Константин; был императором на земле. Новые представления о! Христе требовали пышного оформления его власти.! Простой обеденный стол, за которым собирались ран-г ние христиане на свои священные трапезы, заменили! роскошно украшенным алтарем, ставшим центром^ литургического обряда жертвоприношения. Духовная^ власть Церкви и светская власть императора были; строго разделены.

Первые христиане создали литургию, но не созда-: ли храмов для своих обрядов. Константин отказался от: использования классической модели культового храма языческого происхождения и взял за образец бази­лику — здание, где по традиции вершился гражданский \ суд именем императора, усилив тем самым связь' между Церковью и государством. Самой большой цер- · ковью, построенной в Риме Константином, был собор < Св. Петра. Он был воздвигнут на том месте, где по . преданию был похоронен первый Папа Римский. Ха- . рактерная конструкция базилики послужила моделью для христианского храма последующих эпох. Входом в нее служил атрий с портиком, характерным для рим­ских общественных зданий. Интерьер также следовал традиционным схемам — с тяжелым антаблементом на колоннах из разноцветного мрамора с их классичес­кими капителями.

Богатство внутреннего убранства контрастирова­ло с простотой внешнего вида. Это объясняется тем, что христианские службы чаще всего происходили внутри храма, а не снаружи, как у язычников. Здание отражало иерархический характер церкви: арки нефов и хоров символизировали императорскую власть, а ; украшения из драгоценных металлов свидетельствова­ли о богатстве Церкви.

В архитектуре византийского крестово-купольно-го храма отражено представление о цикличности вре- \ мени, а не о развитии его от начала до конца, как в ' романской и готической сакральной архитектуре. ; В крестово-купольном храме церковный канон выделил j три зоны: обычно в куполе храма находилось изобра­жение Христа Пантократора, реже «Вознесение» или «Сошествие Св. Духа на апостолов». В церковной аб­сиде, символизирующей собой место рождения Хри-

<τ<ι (Вифлеемскую пещеру), изображали Богоматерь. II верхних частях стен храма художники развертывали ■1ММ30ДЫ из жизни Христа, своего рода монументаль­ный календарь, включавший изображения двенадцати праздников. В третьей зоне, самой нижней, пред­ставлены обычно отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в хронологическом порядке, соответственно дням памя­ти каждого персонажа.

С IX века утверждается новый тип крестово-н упольного храма. Динамичный ритм построек VI века уступает место застывшей массе пластически вырази­тельных объемов, ажурность стен — их торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает соб­ранность пирамидальной композиции храма. Типич­ным памятником крестово-купольного храма является Католикон в монастыре Хосиас Лукас в Фокиде (пер­вая половина XI в.). Рациональность конструктивной системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Ви-

1.штии.

В V—VI веках культ объединил все виды искусств: архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое ■ облачение священников, зрелищность церковного цере­мониала), многоголосые хоры — в единый грандиозный художественный ансамбль, гениально воплощенный в храме Св. Софии Константинопольской (532—537). < 'троители храма, используя опыт Пантеона, воплотили идею могущества христианства, представление людей того времени о необъятности мироздания, его все­объемлющей цельности и гармоничности.

В церковном интерьере формируются новые прин­ципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания — сюжеты, композиция, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспри­нимались и запоминались зрителем. Постепенно иконо­графические типы и композиции превратились в ут­вержденные Церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом, ставшим выразителем эмоционального нача­ла. Золотые фоны придают изображениям празднич­ность и отрешенность от реальной жизни. Мозаичные панно были дороже живописных и свидетельствова­ли о богатстве владельца. Цветные смальты в сочета­нии с золотым фоном позволяли достигнуть глубины изображения, звучности и мерцания тонов, что созда­вало дополнительный таинственный, почти мистиче­ский эффект, к которому стремилось христианское ис­кусство.

Пять с половиной столетий, с середины VII до начала XIII века, составляют центральный период византийской истории, эпоху расцвета империи и последовавшего затем ее упадка. В это время поздне-рабовладельческая Восточная Римская империя, какой она была к концу VI века, стала феодальной средне­вековой монархией. Именно в это время культура Византии обрела свои наиболее характерные, ярко вы­раженные черты, особую систему духовных ценностей. Став патриархом в 858 году, Фотий объявил во всеу­слышание об особой важности искусства. Он приказал покрыть мозаиками с изображениями святых Золотой зал дворца, Палатинскую (дворцовую) часовню, начать воссоздавать мозаичные композиции в соборе Св. Софии.

В эти годы константинопольских художников при­глашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сици­лии. На Русь после принятия князем Владимиром хрис­тианства (в 988 г.) приезжают архитекторы, мастера по фрескам и мозаике из разных городов империи. В Ки­евское, а затем и во Владимиро-Суздальское княжест­ва привозят иконы и рукописи из Византии.

50-летнее правление императора Василия II (976—1025) — эпоха наивысшего могущества средне­вековой Византии. Ее границы раздвинулись почти до пределов ранней Восточной Римской империи (1 млн кв. км). Население империи к началу XI века достигало 20—24 млн человек. Восточная Римская империя ос­тавалась и самой «городской» страной Европы. В ее почти 400 городах проживали 1,5 млн человек. Самый блистательный и многолюдный город Европы средне­вековья был Константинополь — крупнейший центр мировой торговли.

В IX—XII веках, в эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057—1185) визан-

ι пава 5. Художественная культура предавшим

гийская художественная культура переживает новый расцвет. В искусстве усиливаются спиритуалистиче­ские тенденции, оно подчиняется строгим догматиче­ским правилам. Стиль XI—XII вв. называют «комни-повским». Тесная связь монументальной живописи и архитектуры, ритм композиций, благородство колори­та, величие образов святых в одинаковой степени присущи всем произведениям этого периода. Начина­ет господствовать тип лица с восточными чертами. < )бъем лица и рук передается легкой светотенью, трак­товка одежд, покрытых геометрическими орнамента­ми, отличается плоскостностью. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к минимуму. Особое значение сцепы часто подчеркивается с помощью золотого или голубого фона.

При Комнинах утверждается торжественный визан­тийский стиль. Фронтально стоящие фигуры утрачи­вают материальность, лица приобретают аскетический характер, пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внима-пие сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созер­цательного покоя становится воплощением наивысшей религиозности.

Последний расцвет византийское искусство пережи­нает в XIII—XIV веках, в период правления династии 11алеологов. Возрождается интерес к античной тради­ции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры. Новое направление наиболее ярко проявилось в живописи и мозаике, фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений, они располагаются в несколько планов. Чувства раскрываются в действиях, в мимике выра­зительных лиц и жестах. Вводятся отдельные жизнен­ные детали, динамичный архитектурный пейзаж.

Однако при всем блеске искусство Палеологов оз­начало закат большой культуры. В XV веке искусство утрачивает монументальный размах и значительность. В 1453 году, с завоеванием Византии Турцией, закончи­лось тысячелетнее существование великой культуры, передавшей последующим векам дух античной тради­ции, завоеваний культуры эллинизированного Передне­го Востока и собственных открытий. Богатство Византии­ского искусства оказало огромное влияние на христи­анских государей Западной Европы, пытавшихся при своих дворах имитировать пышный византийский стиль.

1 § 2. Каролингское возрождение_______________

Как известно, после распада Великой Римской империи европейский мир в IV—VI веках разделился на две части — восточную и западную. Великое проти­востояние Византии и империи Каролингов надо рас­сматривать не как ноле военных битв, а как способ утверждения двух великих культур: православной и католической.

Две великие культурные державы создали великие правители. Расцвет византийского искусства произо­шел при царях Юстиниане I (527—565), Константине (первом христианском императоре, в 324 г. ставшем единственным правителем еще не расколовшейся на две части Римской империи) и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической куль­туры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Ан­глии, Голландии, Испании, Германии — великих куль­турных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I (912—973).

Династия Каролингов, названная так по имени Карла Великого (77—814), самого выдающегося ее представителя, насчитывает восемь правителей, кото­рые определяли политику Европы и заложили фунда­мент ее культуры в период с 751 по 987 год.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX веках (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к коро­левскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил ФлаккАльбин Алкуин (ок. 735—804), англосаксонский ученый, автор богословских трак­татов, учебников философии и математики, советник Карла Великого, аббат Турского монастыря.

Наши рекомендации