Раздел I Мировая кцдцжЕСтвпнная крырз

В ΝΒ___________________

■ В XIX пеке происходит формирование индустриально­го общества. Оно зародилось в XVIII веке и будет суще­ствовать еще до середины XX столетия.

■ Переход к рыночной экономике, расширение индивиду­альных свобод, развитие машинного производства и на­емного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет клас­сического естествознания, создания единой системы наук.

■ Художественное своеобразие культуры XIX века опреде­ляли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, такие как импрессио­низм, которые определили облик европейской культуры уже XX века.

■ XIX век стал периодом серьезных достижений в фило­софии, которая была богата самыми разными течения­ми и направлениями.

■ Самым мощным направлением первой половины XIX сто­летия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант.

■ Классицизм, или неоклассицизм, начала XX столетия на­зывают также ампиром (от фр. empire— империя), или стилем Империи.

■ На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других евро­пейских странах возникло новое направление в духов­ной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Ро­мантизм был первым направлением к искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгла­сило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Романтизм — это комплекс инди­видуальных реакций на социальные и метафизические потрясения. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировос­приятия в искусстве.Родиной романтизма считается Гер­мания, здесь были заложены основы романтической эс­тетики.

■ Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

■ В узком значении реализм представляет собой конкрет­но-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении

1 лапа 8, Крыура Европы XIX века

типичных характеров и социальных конфликтов, внима­нии к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизил­ся с социологией. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проб­лема «личность и общество». У писателей она выража­лась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового.

■ В конце XIX века возникает веризм — реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Bepvu, Л. Ка­пуста, Г. Деледда), опере (П. Масканш, Р. Леонканалло, Дж. Пуччипи), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), близкое к натурализму.

■ Символизм — художественное направление в европей­ском и русском искусстве 1870—1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эсге-тические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, ф. Ницше, творчеству Р. Ваг­нера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.

■ Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-им­прессионист пытается зафиксировать на холсте мимо­летные впечатления от сцепы, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление ис­кусства против официального академизма в художест­венном творчество.

■ Постимпрессионизм — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция па импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились в принципиаль­ных вопросах. Импрессионизм стремился уловить слу­чайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал по­стоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к фи­лософским аспектам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Их творчество положило начало многим тенденциям изо­бразительного искусства XX века.

Глава 9

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине сто­летия возникло массовое (поточное) производство, кото­рое заполнило прилавки магазинов так называемым шир­потребом — предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартиза­ция производства и потребления, вкусы и предпочтения лю­дей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура,.

§ 1. Переход от индустриального к
постиндустриальному обществу_______

Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными инди­видуальность и непохожесть людей, предпочтитель­ными ценностями считались политический плю-; рализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелко­серийному и индивидуальному, по соседству с круп­ными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бю­рократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.

Наступила эпоха безлюдного производства. Глав­ными героями стали «белые воротнички» — работни­к и, занятые в автоматизированном производстве, на­учных и прикладных разработках, а также в сфере ин­формации. Возникла особая форма занятых — «компь­ютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потока­ми информации.

Таким образом, первая и вторая полови на XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпо-х и. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человече­ского существования, привела к формированию не ви­данного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых ι тран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». 11срсональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записываю­щие устройства шагнули из научных лабораторий в по­вседневный быт людей.

Каждый год информация в мире удваивается и ут­раивается, появляются все новые информационные ка­налы.

XX век называют самым динамичным за всю ис­торию человечества. Процессы обновления, или мо­дернизации, затронули все страны мира и каждого че­ловека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники — новый стиль в искус­стве, названный модернизмом.

В § 2. Модернизм и постмодернизм_____________

Суть модернизации связывают со всемирным рас­пространением по земному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриали­зация. Однако в 80-е годы XX века появился новый тер­мин — постмодернизм. Им начали обозначатьте тенден­ции в современной культуре, которые характеризуют развитые капиталистические обществаво второйполови-не XX столетия, а точнее на рубеже 70—80-х годов, когда

Наши рекомендации