Д. А. Бундов, Е. Г. Шевлякоа

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — материальные продукты, результаты и процессы человеческой дея­тельности; то, в чем овеществляется духовная куль­тура. Еще Демокрит, называя мир результатов чело­веческого творчества “второй натурой^, подсказал нам понимание К. м. как такой же предзаданной и объективной для каждого отдельного человека, как и природа. Вместе с тем К. м. есть результат выхода человека за границы природы, инстинкта, результат сотворения того, что не создано самой природой. К. м. существует в виде артефактов — предметов, явле­ний и процессов искусственного происхождения. К кругу артефактов принадлежат: материальные вещи, созданные или обработанные людьми (предметы бы­тового обихода, одежда, жилища, орудия труда, ору­жие, средства транспорта и связи и пр.); искусствен­но преобразованные территории (города, окультурен­ные земли); материальные носители идей и образов (графические, изобразительные, звуковые, электрон­ные записи); одомашненные животные и отселекти-рованные растения. К К. м. относятся и практичес­кие действия людей, несущие на себе отпечаток ду­ховной культуры, т. е. воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной куль­туры: производственная деятельность, технологии, организационно-регулятивная деятельность и т. д. В широком смысле К. м. — это материальная сторона любого культурного процесса или деятельности. В уз­ком смысле К. м. — это культура труда и материаль­ного производства, культура быта, культура отноше­ния к собственному телу и физическая культура.

Л. А. Штемпель

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ — одно из базовых понятий, являющееся общим для целого ряда наук (культурологии, этнологии, истории, культурной ан­тропологии и др.), использующих отдельные его сре­зы. В широком смысле К. н. — культура националь­ной общности, специфический тип групповой культу­ры. В марксистско-ленинской традиции под К. н. понималась культура нации — конкретно-историчес­кой общности, обладающей внутренней классовой про­тиворечивостью. В современной науке субъектом К. н. полагают народ (этнос), а понятия К. н. и культура этническая зачастую отождествляются. В основе фор­мирования К. н. лежит опыт совместного прожива­ния людей на смежной территории и общность хозяй­ственной деятельности, на базе которых складывают­ся общие черты (язык, образ жизни, бытовая культура, система представлений и т. д.), аккумулируется куль­турно-исторический опыт народа, формируются его ценности и идеалы. К. н. представляет собой некото­рую функциональную структуру, скрепляющую дан­ное общество, предохраняющую его от распада и спо­собствующую адаптации членов общества к внешне­му окружению. Соционормативная структура К. н. обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности. В этнографии К. н. традиционно считалась этническим признаком, по к-рому определялась этническая при­надлежность отдельного индивида.

Л. П. Алексеевская

КУЛЬТУРА ОБЫДЕННАЯ — совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Углубленное теорети­ческое понимание культуры, и К. о. многими сторо­нами не совпадают, “научные сложности” медленно и не полностью проникают в К. о. Часто К. о. опира­ется на устоявшиеся стереотипизированные представ­ления, продиктованные привычной социальной сре­дой и принимающие порой вид жестко предписанных правил жизни, что нередко становится причиной за­тяжных и трудно преодолимых конфликтов (культур­но-сословных, культурно-национальных и пр.). Вмес­те с тем, К. о., при всех ее противоречиях и слабос­тях, является органичным элементом общей системы культуры. Она необходима в ней как форма широкого обиходного распространения культуры и как источ­ник подспудного формирования неосвоенных ранее культурных навыков, часть которых способна к зак­реплению и, следовательно, подлежит дальнейшему теоретическому осмыслению.

Е. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА РЕГИОНАЛЬНАЯ (от лат. regio — гра­ница, страна, область) — надэтническая культура, ко­торая складывается и существует на протяжении дол­гого исторического периода в определенном географи­ческом ареале. В качестве примеров можно привести культуру Южной Америки, Западной Европы.

Народы, населяющие тот или иной географиче­ский регион, устанавливают между собой устойчивые экономические, политические и духовные связи, вы­рабатывают общие формы жизни и обычаи, посколь­ку живут в одинаковых природных и климатических условиях. Все это приводит к образованию схожих черт в их культурах, что и определяет специфику дан­ной К. р.

Ареал распространения К. р. может увеличиваться или уменьшаться. Это может быть связано с процесса­ми столкновения культур (когда, например, культура североамериканских индейцев была уничтожена в ходе колонизации их земель европейскими поселенцами) или ассимиляции, взаимослияния (например, в ходе проникновения европейцев в Южную Америку).

В. Махонько

КУЛЬТУРА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ. Это понятие фик­сирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в ти­пологически однородном сообществе. Эта специфич­ность означает особенность данной культуры, ее отли­чие от всех иных, и проявляется по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выс­тупать т. н. “маргинальная культура”, которую иног да называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жиз­ни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу). Люди маргиналь­ной культуры испытывают затруднение с культурной самоидентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.

Во-вторых, К. с. может выступать как субкульту­ра — особая форма организации жизни людей (соци­альных групп), стремящихся обустроить внутри гос­подствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.

В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заме­нить ее фундаментальные ценности своими, претен­дуют на “срединный” характер.

В. К. Королев

КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ — понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое “ядро культуры” не позволяет спе­цифическим крайностям разрушать данный способ жиз­недеятельности, предотвращает опасность раскола об­щества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”. К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и по­требности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.

К. с. воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает ста­бильность и своеобразие культурной жизни. Разруше­ние К. с. несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепля­ет свою К. с. — основу жизни и самоидентификации данного социального организма.

В. К. Королев

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ— самобытная над­национальная культура, возникшая в ареале Рим­ской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии. К. х. проходит период становления с I по VI вв., обретает классические формы в средневековой Византии с VI по XIV вв. и Древней Руси с IX по XVI вв. (греко-православная ветвь) и средневековой Западной Европе с VI по XVI вв. (латино-католическая ветвь). Основным культуросозидающим институ­том К. х. выступает Церковь, деятельность к-рой реа­лизуется в двух сферах — церковной и мирской. Цер­ковная культура осуществляет хранение и трансляцию сакральных содержаний в формах богослужения, бо­гословия и церковного искусства; мирская — вносит христианские смыслы во внецерковные сферы обще­ственной жизни. Характерными признаками К. х. яв­ляются: а) христоцентризм — главный принцип орга­низации и функционирования культурных смыслов К. х., согласно к-рому существование личности Бого­человека Иисуса Христа полагается центральным со­бытием истории (введение нового летоисчисления), богослужения (литургия и таинство Евхаристии), ас-кетико-мистического опыта, искусства и др.; б) сло-воцентризм — почитание слова Священного Писания высшим откровением Бога, а слова молитвы — глав­ным культуросозидающим фактором, богословие, книжность и образование — важнейшими элемента­ми культуры; в) аскетизм — высшее искусство преоб­ражения собственной человеческой природы упраж­нением в добродетели; г) эсхатологическое отношение к истории, заключающееся в ожидании конца мира и его последующего преображения, перенесении главных культурных смыслов из земного, материального и пре­ходящего мира в духовный мир вечных ценностей; д) символизм — отношение к видимому материально­му миру как символу духовного невидимого мира.

А. В. Трухан

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ — присуща привилегиро­ванным слоям общества либо считающим себя тако­выми, отличается сравнительной углублённостью,

сложностью, иногда изощренностью форм. К. э. исто­рически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные усло­вия приобщения к культуре, особый культурный ста­тус. К. э. противопоставляет себя распространенным массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет не­сколько замкнутый характер. Вместе с тем, для К. э. характерны нетривиальность подходов к устоявшим­ся нормам, настойчивое освоение мало изученных об­ластей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в част­ности, в культуре художественной.

F. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ — культура определен­ного этноса, творческая форма его жизнедеятельнос­ти по воспроизведению и обновлению бытия. Обще­ственная сила этноса может накапливаться в межлич­ностном пространстве публичной коммуникации, составляющей важнейшую часть К. э. Коллективная сила этноса проявляется в стремлении обновлять куль­турное бытие (а не просто хорошо жить), в общей гор­дости за достижения, веру в идеалы, в стремлении действовать по матрице “Мы можем” (а не “Я могу”), Формирование К. э. происходит в процессе: а) синте­за первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особеннос­тей ведения хозяйства и быта; б) синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной ком­муникации, эволюции городов, преобладания той или иной религии; становления определенного хозяйствен­но-культурного типа в экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияния поли­тических факторов; а также в) психологических осо­бенностей, стереотипов поведения, привычек, менталь­ных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства изаего пределами. В формировании К. э. особую роль иг­рает историческая память.

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ (лат. area — площадь, про­странство) — географический район, пространство, внутри к-рого у разных культур обнаруживается сход­ство в основных чертах. Концепция К. а. или “куль­турных областей” была создана в конце XIX - нач. XX вв. американскими этнографами. Наиболее полно теорию К. а. разработал американский антрополог А. Кребер (1876-1960). Под К. а. он понимает опре­деленный географический район, к-рый характеризу­ется сходством значительного числа культурных черт. Внутри К. а. выделяются “культурный центр” — об­ласть наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабева­ют признаки собственной культуры и увеличиваются заимствования из соседних ареалов. Развитие куль­туры складывается из внутренних инноваций и вне­шних заимствований. Те и другие могут либо тормо­зить, либо ускорять культурное развитие. Неудачное нововведение, напр., противоречащее сложившимся традициям, замедляет культурный рост. И наоборот, удачные инновации и заимствования ускоряют раз­витие культуры. Исследование К. а. — одна из цент­ральных проблем этнологии и культурологии.

С. А. Махош

КУЛЬТУР ТИПЫ — идеальные абстрактные логиче­ские модели реальных культур. К. т. никогда полнос­тью не совпадают с содержанием реальных культур, к-рые охватывают одновременно более одного К. т., представляя собой некий переходный тип, не соответ­ствующий в полной мере никакой идеальной модели. Напр., греческая культура была сочетанием военного, религиозного, цивилизационного и научного типов с преобладанием цивилизационного. Несмотря на то, что идеальные модели культур не совпадают с реальными культурами, категория К. т. имеет теоретико-позна­вательную ценность, позволяя применять для изуче­ния реальных культур и их сравнения некие идеаль­ные эталоны, образцы.

Г. П.Матяш

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ — культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате се­рии природных вызовов (“вызов моря” — Минойская культура, “вызов засушливой земли” — Египет) в ал­лювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шу­мер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Ти­пологические черты локальных культур: а) вписан­ность в природные ритмы; б) идеал личности, симво­лизирующий ненарушение своим моральным и соци­альным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов (“выпрямление имен” Кон­фуция); г) знание носит сакральный характер; д) ис­кусство имперсонально и канонично.

Локальные культуры — закрытые общества с вер­тикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур — сословный ин­дивид (качества личности — функция от качеств со­циальной группы, к которой он принадлежит). Доми­нанта локальных культур — религия этнического и ритуалистического типа.

С. A. Пешкова

СУБКУЛЬТУРА — культура группы людей, объеди­ненных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Рост С. совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриаль­ного общества, развитием разделения труда и про­фессиональной специализации, укреплением идеоло­гии плюрализма. Среди основных форм выделяют про­фессиональные, возрастные, культурные, региональ­ные и т. д. Примеры субкультур: хиппи, вегетариан­цы, культуристы, различные электронные сообщества и т. д. Функция С. — помогать человеку найти соци­альную и культурную связи с др. людьми.

Но существует и иное понимание С. как локальных групповых культур, возникших в результате социаль­ной дисгармонии, часто как способ защиты от нее. С. стремится к собственным видам культурного сознания и поведения, нередко принимая за них искаженные общекультурные нормы. Само явление С. исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкрет­ных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы об­щения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения. По отношению к срединной культуре С. настроены критически либо даже оппозиционно, склон­ны к изоляции от нее, нередко агрессивны по отноше­нию к общему социальному устройству. Большинство групп С. быстро распадаются с изменением породив­ших их социальных, возрастных, имущественных и пр. условий. При всей уязвимости основных позиций, функционально С. — надежный индикатор общих культурных и социальных несовершенств.

Наши рекомендации