Города отличались благоустройством: по улицам, в специально проложенных канавах текла питьевая вода. Строились каналы, акведуки, плотины
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
В Доколумбову эпоху большая часть Центральной Америки принадлежала к мезоамериканской цивилизации. Заселение региона шло с севера на юг. Индейские сообщества, в некоторых случаях развившиеся в полноценные государства, занимали территории от центра Мексики до севера Коста-Рики.
ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ
Культура ольмеков (1150—800 гг. до н. э.)
Ольмеки обитали в тропических долинах южной и центральной Мексики. Существовала с 1500 гг. до н. э. до 400 гг. до н. э.
Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес и Ла-Вента.
Культура майя (200 г. до н. э. — 900 г.)
Цивилизация начала формироваться 2000 до н. э. Существовала до прибытия конкистадоров.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Культура тольтеков (900—1200 гг.)
В VIII в. н. э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику, в IX веке создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Толлане. В X веке военные отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале. В то же время, в результате внутренних конфликтов в империи тольтеков, от них откололась и мигрировала на территорию современного Сальвадора большая группа населения. Во второй половине XII века н. э. новое нашествие с севера воинственных племён, последней волной которых были ацтеки, положило конец владычеству тольтеков в Мексике.
Культура ацтеков (1428—1521 гг.)
Предки ацтеков пришли в долину Мехико с севера. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан. К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, включало в себя центральную часть современной Мексики. В 1521 году была уничтожена испанскими конкистадорами.
КУЛЬТУРА ОЛЬМЕКОВ
Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.
Для ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка ритуальных площадок.
Поселения представлены тремя уровнями:
1. Первой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. В нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу покровительствовал бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда, между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.
Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га , 300 га и даже 690 га.
Постройки располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна.
В городе было найдено 10 колоссальных голов ольмеков из базальта (весом до 30 тонн, средняя окружность около 7 м., высота 2,5 метра.), очевидно, изображающих верховных вождей. Поверхность голов когда-то покрывала глиняная обмазка, раскрашенная красной краской.
Вторым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Центром поселения являлась "Большая пирамида" - глиняный холм высотой более 30 м, облицованый сверху слоем прочного, как цемент, известкового раствора. Пирамида имеет круглое в плане основание, имеющее, в свою очередь, несколько полукруглых выступов-«лепестков». Причина столь странной формы была объяснена тем, что точно также выглядели конусы многих потухших вулканов в близлежащих горах. По поверьям индейцев, именно внутри таких вулканических пиков жили боги огня и земных недр.
К северу от нее находятся два двора, расположенные по оси север-юг, на которой строится ансамбль. Вход в наиболее удаленный от пирамиды двор обрамлен двумя платформами, в одной из которых пол выстлан мозаикой из серпентина и цветной глины, изображающей стилизованную голову ягуара. Двор, включающий гробницу, был заглублен в землю и окружен тесно поставленными столбами из естественного колоннообразного базальта.
2. Поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.
3. Деревушки и изолированные домохозяйства.
КУЛЬТУРА МАЙЯ
Материалы и конструкции
Ядро стен, пирамид и платформ состояло из щебня и земли, заливаемых известковым раствором.
Облицовка делалась из камня или толстого слоя стука (штукатурки: гипс, мраморная пудра), который затем окрашивался в белый (известковая побелка) или красный (размоченной корой дерева чоком намазывали стены, после высыхания они были непроницаемы для дождя) цвет.
Часто употреблялся ложный свод острого профиля, со стрелой подъема, равной высоте поддерживающих стен. Делался с помощью сужения крыши особой кладкой кирпичей, в результате которой каждый ряд кирпичей слегка выступал над нижним. Стены сужали, пока в потолке не оставалось лишь небольшое отверстие, которое затем закрывали плитой.
В стенки свода заделывали деревянные или каменные затяжки.
В ряде случаев употреблялось плоское перекрытие, в котором по деревянным балкам укладывался толстый слой щебня, пропитанного известковым раствором. Перемычки над проемами были плоскими, деревянными или каменными.
Культовая архитектура
Храмы устанавливались на вершинах пирамид (высота пирамид достигала 50-60 метров) - теокали, изображавших гору, где, согласно поверьям майя, находилась пещера их прапредков. По этой причине в пирамидах часто были гробницы, располагавшиеся под или в пирамиде (иногда гробницы были прямо под полами храмов, а иногда пирамиды специально строили над природными пещерами). Храмы же были предназначены для изображения выхода из пещеры. К храмам вели длинные лестницы. Храмы, как правило, были квадратными, достаточно тесными, у них была одна либо несколько дверей и они не имели окон. Особенностью храмов был «кровельный гребень». На нём располагалась большая часть декоративных украшений храма. Это была высокая конструкция, предназначением которой было подчеркивать идею о приближении к небу и вертикальность храма.
Площадки для игры в мяч были украшены скульптурами, возможно, использовавшимися в игре. Также на площадках имелись кольца. Внутри площадок на платформах имелись скамейки.
Дворцовая архитектура
Дворцы, как правило, располагались на специальных платформах, имели чаще всего только один этаж, некоторые дворцы были многоэтажными (до пяти этажей). Помещения, обычно состоящие из двойного ряда комнат, были очень узкими, пролет перекрывающего их ложного свода равен толщине опоры. Свет проникал через дверные проемы. Задние комнаты были очень темным.
Различные стили
Архитектура майя была различной в разных регионах.
Стиль Петена
Свойственна большая крутизна наклона лестниц и стен пирамид. «Кровельные гребни» в были чрезвычайно большими, храмы имели очень толстые стены, иногда достигавшие толщины в 7 метров. Подобная архитектура производила впечатление снаружи, но её недостатком было чрезвычайно малое пространство внутри храмов — иногда свободное пространство там имело один метр ширины. Также свойственны внешние лестницы и украшение зданий огромными масками из штука.
Пример – архитектура Тикаля.
Стиль Паленке
Особенностями архитектуры были: портик с тремя-пятью входами, козырек зданий далеко выступал вперед, кровля была наклонной, рельефы из штука, которые располагались на фасадах (их предназначением была защита от дождя), фасады зданий имели фризы, на которых располагались лепные фигурки.
Пример – архитектура Паленке.
Градостроительство
Города майя состояли из религиозно-административных центров, окруженных небольшими, построенными из дерева и плетня хижинами земледельцев. Центр города формировался из нескольких, окружающих площади групп зданий, композиционно связанных между собой.
Город Тикаль
Центральная часть состоит из девяти больших групп зданий, занимающих искусственно выровненные возвышенности. Группы связывают широкие мощеные дороги, идущие по насыпям, облицованным рваным камнем. Щебеночное, политое известковым раствором покрытие дороги выравнивали каменными катками.
Для сбора дождевой воды в Тикале были устроены облицованные камнем резервуары.
Группы зданий города связывали были ориентированы по сторонам света. Ориентация фасадов основных сооружений производилась на фасады других главных зданий.
Наибольшее количество сооружений было сосредоточено близ больших пирамид, и дворцы около них служили жилищами жрецов.
Перед каждым храмом Тикаля устраивались большие прямоугольные площади, на которых стояли резные стелы. Тикаль имел стадион.
Город Паленке
Главную группу зданий пересекает небольшой горный ручей, заключенный в сводчатый туннель. С запада от него расположена дворцово-храмовая площадь, с востока — прямоугольная площадь, окруженная храмами.
Храмы (8 в главной группе) построены по однотипной схеме. Вершину невысокой ступенчатой пирамиды с лестницей венчало святилище, украшенное гребнем. По продольной оси святилище пересекала стена, на которую опирался гребень. Главный фасад прорезан широкими дверными с деревянными перемычками проемами. За дверью продольной стены находился полутемный тайник — небольшая камера, перекрытая деревянным накатом и украшенная особо тщательно исполненным стуковым барельефом. Столбы главного фасада были сравнительно тонкими, благодаря чему он имел вид портика. Над портиком и над остальными наружными стенами тянулись широкие наклонные, почти параллельные внутренним поверхностям ложных сводов плоскости, образующие усеченную пирамиду. Наклон был необходим в условиях изобилующего ливнями климата. Все святилище, включая гребень, было покрыто резным стуком.
Три храма были одновременно гробницами жрецов и вождей. Гробницы располагались внутри пирамиды. К камере от внутреннего помещения храма вела перекрытая отрезками горизонтальных ложных сводов двухмаршевая лестница, закрытая огромным камнем. Камера была закрыта массивной треугольной каменной плитой. Проход к саркофагу после обряда погребения был целиком заббивался крупными камнями и щебнем. От саркофага вдоль одной из стен хода к полу святилища шел квадратный в сечении канал для «переговоров» с душой умершего.
Помещения дворцовой группы объединялись вокруг двух больших (на севере) и двух малых дворов. Комплекс располагался на высокой (10 м) платформе и был окружен стеной с воротами, к которым с севера подводили две лестницы. Продольная стена делила каждый примыкающий к двору блок на два ряда сводчатых комнат. Оба ряда освещались через двери, перекрытые деревянными перемычками. Простенки были богато украшены стуковыми рельефами. Некоторые стены сохранили следы фресок.
Дворец Паленке отличался благоустройством: вода к нему подводилась из ручья подземным акведуком, вблизи башни находилась паровая баня и уборные. Башня была четырехъярусной, нижний ярус — сплошной. Коридорообразные помещения ярусов перекрыты сводами. Неподалеку от дворца находился стадион для игры в мяч.
Город Чичен-Ица
Постройки Чичен-Ицы группируются около двух естественных колодцев. Из южного колодца брали воду для повседневных нужд. Северный колодец считался священным. К нему примыкала главная группа зданий, с которыми колодец связывала прямая насыпь 300 м длины, 6 м ширины, 1-4,5 м высоты.
Главная группа четко композиционно слажена. Центральным зданием, определившим ориентировку остальных сооружений, является пирамида Кастильо — храм Кукулькана. Вход в который обращен к Священному колодцу. Пирамида имеет широкие, поставленные по всем четырем сторонам лестницы. Симметричное построение усиливало ее роль ключевого здания ансамбля. Девять уступов пирамиды имеют профилировку. Каждый уступ декорирован зубчатыми выступами. Количество декоративных зубцов каждой полосы остается постоянным, благодаря чему усиливается эффект перспективного сокращения, высота пирамиды иллюзорно повышается. Венчающее пирамиду квадратное в плане святилище имеет четыре входа, соответствующих подходившим лестницам, однако только вход, обращенный к Священному колодцу, вел к целле. Он имел вид массивного портика, образованного «змеиными» колоннами.
Храм Воинов подчинен главному сооружению ансамбля: он меньше Кастильо и обращен к нему фасадом. Вход в святилище разделяют змеиные колонны, сохранившие следы раскраски. Святилище храма Воинов состоит из двух камер, своды которых поддерживают колонны. Его переднюю обширную камеру-вестибюль делят тесно поставленные квадратные столбы. Во второй камере столбы поставлены реже.
Круглый храм Караколь (исп. «улитка») — обсерватория (12,3 м высоты), к верхней камере которого в толще здания проложен закручивающийся, как спираль улитки, ход. Отверстия в его стенах отвечали годовым переломным точкам. Внизу башни – двойное кольцо коридоров.
Все дворцы состоят из двух рядов сводчатых комнат. Наиболее раннее здание дворцового типа состоит из трех прямоугольных, окруженных свободно стоящими блоками дворов. К среднему двору примыкает храмовая пирамида.
Соединение двора с пирамидой повторяется и в более поздней группе Женского монастыря. Женский монастырь состояит из четырех, вознесенных на высокие платформы зданий
Дворец Губернатора стоит на платформе высотой 15,5 м. Он представляет собой блок размером 99,2 X 12,4 м, включающий 24 комнаты.
В западной части ансамбля главной группы самый большой (163,5 X 67,5 м по наружному обходу) из семи стадионов Чичен-Ицы. Огромная игровая площадка была ограничена по продольным сторонам массивными вертикальными стенами, на верхние площадки зрители поднимались по лестницам сзади стен. По серединам отвесных стен были сделаны каменные кольца, через которые игроки мяч. По коротким сторонам стадиона, над более низкими стенками, также служившими местами для зрителей, возвышались два храма.
КУЛЬТУРА ТОЛЬТЕКОВ
Верховным божеством был Кецалькоатль — Пернатый Змей. Храмы, посвященные верховному божеству, всегда убирались очень богато: золотом, серебром, бирюзой, изумрудами. В одном из храмов все было украшено перьями; 4 комнаты храма смотрели на разные стороны света: с желтыми перьями — на восток, с голубыми — на запад, с белыми — на юг, с красными — на север.
Город Теотихуакан
Теотиуакан расположен в высокогорной широкой долине. Центр города представляет собой ансамбль, вытянутый на 2 км вдоль широкой (около 40 м магистрали – Дороги мёртвых). Каждая часть ансамбля представляет собой симметричную, замкнутую группу зданий, поставленную вне связи с соседней группой.
Пирамида Солнца — колоссальное сооружение, имеющее 210X220 м в основании и около 65 м высоты. Пирамида состояла из слоев адобов (сырцовые кирпичи из глины и резаной соломы), облицованных валунами, положенными в раствор. На вершине располагалось святилище. Четыре уступа пирамиды Солнца были построены таким образом, что процессия жрецов, поднимающаяся по лестницам, казалась зрителю у подножия пирамиды таинственно исчезающей подле жилища бога.
Симметрично пирамиде Солнца были поставлены небольшие пирамиды, подчеркивающие масштаб основного сооружения.
Пирамида Луны имеет размер 120X150 м в основании, высотой 42 м. Первый марш ее лестницы прорезает ступенчатое обрамление. Группы небольших пирамид образовывали перед пирамидой просторный двор. Ядро пирамиды состоит из решетки туфовой кладки, впоследствии наполненной бутом, уложенным в глиняный раствор.
Храмовый комплекс Кецалькоатля размерами 400х400 м включает центральную пирамиду и монументальное окружение, состоящее из вала, по которому были размещены меньшие пирамиды (по четыре по передней и боковым сторонам и три на задней). Уступы пирамиды были оштукатурены и расписаны.
КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ
Город Теночтитлан
Теночтитлан был расположен на острове мелкого соленого озера Тескоко и окружен многочисленными искусственными островками-огородами, дающими основание для дальнейшего расширения города.
Ацтеки вели непрерывные войны с соседями и расположение города среди воды было исключительно благоприятным для обороны. С материком Теночтитлан соединялся мощными насыпями с подъемными мостами для пропуска лодок. Во время военной опасности мосты разбирались. Город был регулярно распланирован. В нескольких местах его пересекали облицованные цветными плитами и камнем каналы. Прямые главные улицы приводили к главной площади (320×275 м), вокруг которой были размещены священный участок и три деревянных дворца правителей. Дворцовые помещения состояли из одного ряда комнат, обращенных к внутренним прямоугольным дворам. Священный участок, в отличие от религиозных центров предшествующего времени, был огорожен каменной стеной с резными изображениями змей. Центр его составляла большая (100Х100 м в основании, высота 30 м) пирамида, на вершине которой находилось два деревянных святилища: бога дождя Тлалока и племенного бога войны Уицилопочтли (своеобразное соединение земледельческого и военного начала общества ацтеков). Уменьшенной копией храма являлась пирамида Тенаюка 65×50 м в основании, высотой 16 м. На священном участке Теночтитлана находился круглый храм Кецалькоатля и обязательный для каждого города стадион. В пределах города размещался большой рынок.
Вокруг религиозно-административного центра располагались объединенные в кварталы дома знатных родов. Дома возводились на платформах, их стены состояли из сырца, облицованного камнем или раскрашенным в белый или красный цвет стуком. Каждый квартал имел свой храм-пирамиду.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
КУЛЬТУРА ИНКОВ
Империя инков — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI веках. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Столица – город Куско, расположенный на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.
В Центральных Андах была известна бронза. Земледелие велось с помощью ирригационных систем на низменном океанском берегу и на искусственных террасах по склонам гор.
В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков было разграблено и прекратило своё существование.
Строительные материалы
Прибрежные и нагорные области Центральных Анд различаются строительными материалами: на побережье употреблялся кирпич-сырец (адобы), в горах — камень (гранит, порфир), рваный на глиняном растворе или тесаный, укладываемый насухо.
Крыши жилищ как правило покрывались соломой.
Строительная техника
Для архитектурных сооружений характерна монументальность и скудность декоративного оформления, но, в то же время, детальная точность, выражающаяся в необычайно ровной подгонке массивных каменных блоков без применения растворов (полигональная кладка). Такая кладка позволяла сохранить сооружения в условиях высокой сейсмической активности.
Через всю страну была организована сеть мощёных пешеходных дорог, посредством которых поддерживались экономические и военные связи. Две параллельные прямые главные магистрали шли по горам и по побережью на протяжении 6000 км. Они соединялись поперечными дорогами. Возле дорог устраивались постоялые дворы. Через реки перебрасывались каменные и висячие мосты, в скалах вырубались лестницы. Была построена целая цепь крепостей, связанных огненной сигнализацией.
Города отличались благоустройством: по улицам, в специально проложенных канавах текла питьевая вода. Строились каналы, акведуки, плотины.
Город Куско
В столице Куско могли жить только господа-инки или особо знатные подвластные им вожди. Первоначальный центр города составляла небольшая, расположенная на возвышенности площадь с храмом Солнца (100х80 м) и дворцом инки рядом с ней. Храм Солнца, как и жилые дома, был перекрыт соломой. Декор снаружи минимален – по верху стены тянулся фриз из кованых золотых пластин. Внутри стены были покрыты золотыми пластинками, мебель и утварь также изготовлялись из золота и серебра.
С XIV в. каждый верховный инка уже не занимает родовой квартал предков, а строит собственный родовой комплекс. В середине XV в. на севере основывается новый общественный центр с дворцовыми кварталами инков-правителей. Позади них располагается храм, Дом знания (академия инков) и склады. К центральной площади сходятся четыре главные дороги, соединяющие столицу с провинциями. Город был разбит на кварталы — родовые комплексы инков. Каждый квартал был окружен высокой каменной стеной, имеющей только одни ворота. Внутри располагались покрытые соломой одноэтажные здания с дверями, обращенными во дворы. Разделяли кварталы узкие улицы. Главные улицы были достаточно широкими (до 15 м). Стены, выходящие на улицы, состояли из полигональных блоков или квадров черной лавы, уложенных насухо и снабженных для придания кладке сейсмостойкости шипами и гнездами. Проемы имели трапециевидную, форму. Единственным украшением здания были трапециевидные ниши.
Город-крепость Саксайуаман
Крепость Саксауйаман (Соколиное гнездо) располагалась на крутой горе, ограниченной с двух сторон глубокими речными склонами, с третьей, северной, по доступной для прохода седловине, она была огорожена тремя, возвышающимися один над другим рядами зигзагообразных в плане стен. Каждая стена имела протяжение около 3 км и содержала около 40 выступов. Стены имеют около 3 м толщины и 6,5-3 м высоты. Стены крепости были сложены насухо из огромных полигональных блоков серого гранита весом до 200 тонн, пригнанных настолько точно, что, по выражению одного исследователя, между ними нельзя было «просунуть волоса». Некоторые камни достигали 3 м в ширину и 6 м в высоту. Каждая стена имела закрытый поднимающейся каменной плитой тесный трапециевидный проход. Все три прохода были расположены не по одной оси. Внутри крепости находились три башни: одна круглая и две прямоугольные. В круглой башне жили знатные инки. Внутри ее стены были отделаны серебром и золотом и украшены изображениями животных и растений. В основании башня имела изобильный колодец, вода в который была подведена с очень большой глубины.
В двух других башнях Саксахуамана размещался гарнизон.
Город Мачу-Пикчу
Поселение расположено на седловине (2520 м над уровнем моря) между двумя горами. С соседними крепостями крепость связывали дороги, проложенные в скалах. Почти отвесные скаты к реке были покрыты террасами, на которых располагались огороды. Выше, на менее крутой местности, находились жилые дома. Они или окружали небольшие дворы, к которым были обращены продольной стороной, содержащей двери, или были вытянуты цепочкой. Проемы имели трапециевидную форму. Кровля крепилась к фронтонам посредством особых каменных выступов, к которым привязывалась деревянная обрешетка. Дома сооружались или из бута на глине, или из хорошо отесанных камней, без раствора.
Крутой рельеф почти не давал возможности проложить улицы, строения соединяли более чем 100 лестниц, частично вырубленных в скалах. Среди селения находилась большая, протянувшаяся с севера на юг прямоугольная площадь. Жилые строения окружали ее с юга и запада, на востоке находились культовые сооружения. К югу от площади располагался храм –башнеобразный, открытый кверху выступ. Внутри его находилась священная скала, в глубоких нишах стен вокруг нее содержались мумии. Сооружение было выстроено из прекрасно отесанных каменных блоков.
КУЛЬТУРА ОСТРОВА ПАСХИ
Остров Пасхи (Рапануи)— небольшой (около 160 км2) кусок суши вулканического происхождения в крайней западной части Полинезии.
Остров был заселён в 300-400 гг. н. э. переселенцами из Восточной Полинезии. Время культурного расцвета на острове Пасхи – XVI—XVII вв. Есть гипотеза о пребывании в 1480-х годах на тихоокеанских островах флота инков, имеющая косвенные подверждения, в том числе и в сходстве архитектурных сооружений.
Ко времени заселения полинезийцами остров был покрыт густым лесным покровом. Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд, так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения.
История острова была поделена на три периода: ранний (400-1100 гг.), средний (1100-1680 гг.) и поздний (1680-1868 гг.). Рубеж каждого периода ознаменовывался изменением типа монументальной архитектуры. Конец позднего периода — активным введением христианства, переходом к постройкам европейского типа.
Ранний период
Культовые сооружения
Длинные и узкие прямоугольные в плане платформы (аху) высотой 2-4 м с более низкими крыльями, примыкающими к двору для собраний, иногда окруженному земляным валом. Горизонтальный двор простирался в сторону суши. От платформы к нему шла небольшая мощеная насыпь. Всего было обнаружено 15 платформ. Ядро платформы состояло из земли и необработанного камня. Поверхности платформы — из базальтовых плит, имеющих на фасадах вертикальное или горизонтальное положение камней. Кладка в первом случае была особенно тщательной. Каждый камень, имеющий выпуклую наружную поверхность, был на глубину нескольких сантиметров насухо и в высшей степени точно пригнан к соседним камням. Платформы были ориентированы на утренние точки летнего солнцестояния или равноденствия.
Средний период
Культовые сооружения
В среднем периоде вновь строятся и ремонтируются старые платформы (свыше 50). Они имели иную конструкцию: ядро состояло из булыжника, а облицовка — из подобранных по форме небольших камней, уложенных насухо. Форма платформы не менялась, однако поверх нее водружались колоссальные статуи (моаи), олицетворяющие погребенных у их подножия в каменных гробницах племенных вождей. Стилизованные, отличающиеся лишь размерами (от 2 до 10 м, наибольшая — 22 м) статуи ставились на специальных плитах от 1 до 15 шт. на каждую платформу.
Желто-серые статуи из туфа венчали огромные (6-18 м3) цилиндрические или конусообразные ржаво-красные лавовые навершия, имитирующие рыжеволосые прически. Помимо нового назначения (надгробия) сооружения получили новую ориентацию главного фасада: статуи повернуты лицом в сторону суши, в сторону площадки для собраний, насыпь перед ними вымощена большими булыжниками.
Жилища
В среднем периоде известны каменные и тростниковые жилища. Для жилища использовались также серпообразно замкнутые кладкой склоны террас; вход в жилище вел через каменное покрытие. Широко употреблялись естественные пещеры.
Каменные жилища разделяются на ряд типов:
1. Дома культового центра в Оронго — низкие, с ложносводчатым покрытием сооружения, составляют комплекс, обладающий общими стенами. Как правило, дом имеет овальные очертания плана. По концам дома стены значительно понижаются и общая форма интерьера имеет вид перевернутой лодки. Посередине длинной стороны находился тесный тоннелеобразный лаз. Сдерживающие распор покрытых землей сводов стены имеют толщину до 2 м. Наружные слои кладки стен состоят из горизонтально положенных насухо, необработанных плит базальта, ядро — из плит, положенных в землю. Большие вертикальные плиты облицовки по низу стен в интерьере были расписаны.
2. Другим типом дома являлись толстостенные жилища, представляющие собой скопления, иногда вокруг двора, разнообразных по конфигурации помещений, разделенных толстыми бутовыми стенами, сложенными без раствора и покрытыми тростниковой крышей. Очаги располагались внутри и вне дома. К некоторым комнатам примыкали кладовые-ниши.
3. Своеобразной формой жилья была так называемая тупа — высокое башнеобразное сооружение, сложенное из необработанного камня и служащее в основном для наблюдения за продвижением морских рыб и черепах. Тупа имела небольшую сводчатую жилую камеру; очаг располагался вне сооружения.
Тростниковые жилища в основном располагались на побережье и стояли или по одному, или цепочкой. Дома имели самую разнообразную вместимость (от 6 до 100 человек) и различные размеры. Форма повторяла форму жилищ Оронго (форма перевёрнутой лодки с тесным туннелеообразным входом на длинной стороне). Очаги располагались вне построек. В основании низкого дома по овальному периметру выкладывался ряд отесанных по форме плана камней, верхние плоскости которых содержали углубления (в небольших домах бортовые камни отсутствовали). В углубления вставлялись шесты, постепенно укорачивающиеся к концам дома. Шесты крепились к продольному коньковому шесту.
При большой ширине дома коньковый шест поддерживали вертикальные внутренние деревянные столбы. Рамная конструкция из деревянных шестов покрывалась тростником.
Поздний период
Поздний период характерен значительной деградацией культуры. Платформа как архитектурная форма прекращает существование, статуи были сброшены, вдоль ее стен стали сооружаться могильники из беспорядочно сложенных валунов и поверженных статуй. Для укрытия стали применять пещеры, входы в которые с помощью каменной кладки старались сделать особенно трудно доступными и незаметными.
ТЕРМИНЫ
Ложный свод, полигональная кладка, теокалли.