Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовки к практическому занятию
Ознакомление с культурологическими концепциями ХХ века следует начать с историко-цивилизационной концепции А. Тойнби. Цивилизация – главное понятие, которое используется А. Тойнби. Цивилизации Тойнби в большей степени предстают как вариант культурной общности,которые разделяется у Тойнби на три поколения. Следует определиться с содержанием цивилизаций каждого из поколений.
Подобно своим предшественникам Тойнби признает циклическую схему развития цивилизации: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема - не фатальна. Гибель цивилизации возможна, но не неизбежна. Избегнуть гибели может та цивилизация, где растет авторитет ученых, а религия распространяет свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь, то есть Тойнби видит перспективу в оцерковлении и одухотворении цивилизации.
В понимании Тойнби исторического процесса имеются две основные идеи:
1. Механизм "вызова - ответа".
2. Различие между творческим меньшинством и инертным большинством (пролетариатом).
Цивилизация развивается, пока не прерывается цепочка "ответов" и "вызовов". Когда элита не способна дать верного ответа, начинается "надлом" цивилизации. Творческая приоритетная позиция элиты и доверие к ней пролетариата сменяются "душевным самотеком", "расколом души". Вместо "порыва" появляется "вера в судьбу".
Отвечая на второй вопрос, необходимо остановится на анализе работ Й. Хейзинги «Человек играющий» и «Осень Средневековья», в которых он рассматривает игру как явление культурно-исторического порядка. Кроме того следует обратить внимание на работу испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства», в которой он высказывает озабоченность глубоким кризисом, охватившим современное сознание и современную западную культуру в целом. Особое внимание следует уделить различению культуры «одаренного меньшинства» (элиты) и массовой культуры, синонимом которой является бездуховность и утилитаризм.
При подготовке к третьему вопросу практического занятия, следует иметь в виду, что основная идея функционалистского направления заключается в том, что культура первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности человека. Основным условием существования человеческой цивилизации, по мнению Б. Малиновского, является «равновесие» форм организации общественной жизни, гармония социальных институтов.
Наиболее значительными представителями социологического направления являются Т. Элиот, П. Сорокин, М. Вебер, А. Вебер, А. Камю, Т. Парсонс, которые ищут истоки объяснения культуры не в истории и самопроизвольном «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. Для того, что раскрыть содержание четвертого вопроса, необходимо ознакомиться с содержание работ «Заметки к определению культуры» Т. Элиота, «Динамика общества и культуры» П. Сорокина, «Социология и история культуры» А. Вебера и др.
Рассматривая культурологическую концепцию Л. Уайта, необходимо указать, что он является продолжателем эволюционизма в понимании культуры. Именно культура, а не общество, согласно Л. Уайту, является специфической особенностью человеческого вида.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем различие понятий «цивилизация» и «культура» по А. Тойнби?
2. Какая роль отводится игре в становлении культуры согласно концепции Й. Хейзинги?
3. В чем заключаются особенности функционалистского определения культуры?
4. Назовите основных представителей социологического направления в культурологии?
Раздел 3.
Мировая культура