Методы культурологических исследований
Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности, обеспечивающие ее соответствие природе изучаемого объекта и как следствие – истинность познания. В нашем случае речь идет о том, как надо изучать культуру, чтобы она открывала свои тайны.
Это зависит от следующих факторов. Во-первых, от специфики культурологии как научной дисциплины. Во-вторых, исключительно важно определиться с объектом культурологических исследований (из общей теории познания следует, что методы познания в решающей мере зависят от природы изучаемого объекта). В-третьих, если таким объектом является культура, то под каким углом зрения она изучается, что конкретно ищет в ней культуролог. Наконец, все это определяется осмыслением, трактовкой самого понятия «культура».
Исходным является представление о культурологии как о самостоятельной научной дисциплине, вышедшей из лона философии, точнее, философии культуры. Под влиянием эмпирического материала она и задает координаты, ориентиры культурологического познания, выполняет по отношению к культурологии.
В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.
Культурология использует все методы социогуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В частности, прежде всего используется диалектический метод, предполагающий понимание культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в его функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры так сказать в чистом виде. Популярное сейчас изучение культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода – сравнения культур по какому-либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов», то речь идет о типологическом методе.
Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры, могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для ее изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством, прежде всего, языка делает востребованным семиотический метод. Символически-знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.
Изучение культуры как характеристики человека, как «меры человеческого в человеке» предполагает опору на биографический метод и т.д.
Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя).
В процессе культурологического анализа используются частые методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно-исторический, анализ текстов и т.п.
Определённая трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны использоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание – метод, исходящий из особенностей культурологии как «науки о духе», в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований