Семинар 5. Культура древневосточных цивилизаций

1. Запад и Восток как культурные альтернативы.

2. Специфика древнеиндийской культурной традиции.

3. Конфуцианская традиция и даосизм в контексте китайской культуры.

4. Проанализировать хрестоматийный отрывок (К. Ясперс. «Осевое время» и цивилизации»).

Темы докладов

Возникновение и взаимодействие двух типов цивилизаций: Восток-Запад.

Феномен буддизма, его сущность и мировоззренческое значение.

Буддизм и индуизм в Индии: особенности взаимоотношений.

Художественная культура Древней Индии.

Даосизм и конфуцианство в духовной культуре Древнего Китая.

Единство иероглифики, поэзии и живописи в художественной культуре Китая.

Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.

Литература

1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация.– М., 1987.

2. Буддийский взгляд на мир.– СПб., 1994.

3. Взаимодействие культур Востока и Запада.– М., 1987.

4. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония.– М., 1987.

5. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма.– СПб., 1994.

6. История и культура Древней Индии.– М., 1994.

7. Каган М. С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии.– М., 1994.

8. Кисель В. П. Памятники всемирного наследия: Попул. энцикл. справочник. – Мн., 1998.

9. Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1994.

10. Малявин В. В. Китай в ХVI – XVIII вв. Традиции и культура.– М., 1995.

11. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии.– М., 1997.

12. Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебник для вузов.– М., 2000.

Семинар 6. Культура ХХ века

1. Модернизм и постмодернизм: сравнительная характеристика.

2. Массовая и элитарная культура в современном мире.

3. Проблемы современной культуры на рубеже тысячелетий.

4. Проанализировать хрестоматийный отрывок (У. Эко. «Средние века уже начались»).

Темы докладов

Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма.

Проблема постмодерна в культуре ХХ века.

Тоталитаризм в культуре XX века.

Э. Фромм о противоречиях в современной культуре.

Человек и мир человека на пороге XXI века.

Э. Тоффлер о «цивилизации новой волны».

Роль техники и информационных технологий в культуре XIX – XX вв.

Проблема будущего культуры (единство общечеловеческой культуры и множество этнических культур: как возможно их взаимопо-нимание?).

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 1993.

2. Затонский А. Модернизм и постмодернизм.– М., 2002.

3. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.– М., 1989.

4. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1987.

5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов на/Д, 1987.

6. Мировая культура и современность. – М., 1991.

7. Новая технократическая волна на Западе.– М., 1986.

8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры.– М., 1991.

9. Самосознание европейской культуры XX века.– М., 1991.

10. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда.– М., 1993.

11. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры.– М., 1993.

Семинар 7. Белорусская культура эпохи барокко

1. Белорусская культура барокко как посредница между западнославянским и восточнославянским миром.

2. Стиль барокко в архитектуре и живописи.

3. Барокко в белорусской иконе.

4. Проанализировать хрестоматийные отрывки И. Обдираловича и
В. Конана.

Темы докладов

Белорусское барокко: между Востоком и Западом.

«Виленское барокко» как национальный архитектурный стиль.

Белорусские меценаты XVII – XIX вв.

Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVI – XVIII вв.

Барокко и белорусская школа иконописи.

Литература

1. Ад Полацка i Нясвiжа да Падуi i Венецыi.– М., 1994.

2. Беларусiка. – Кн. 6. – Беларусь памiж Усходам i Захадам.– М., 1997

3. Гiсторыя беларускага мастацтва: У 6 т.– М., 1992 – 1998.

4. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтваў. – М., 1996.

5. Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi – М., 1996.

6. Парашкоў С. А. Гiсторыя культуры Беларусi. – Мн., 2004.

7. Ткачоў М. Замкi i людзi.– М., 1991.

8. Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю. – М., 1992

9. Шчакацiхiн М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва.– М., 1993.

Наши рекомендации