II. Углубим знания по теме

Программа самореализации

___________________________________________________

Предмет Русский язык

Класс10

ТемаСтилистика и культура речи как науки о языке

Цель: путем самообразовательной деятельности получить представление о стилистике и культуре речи как науках о языке

Дорогой друг!

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди присутствующих в этой аудитории таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языку, противостоять его порче. Н.М.Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: « Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Выполняя предложенные задания, ты

Узнаешь Научишься Поймешь
  • что такое стилистика и как она связана с культурой речи;
  • основные понятия стилистики, ее предмет и задачи;
  • в чем состоит связь стилистики с другими разделами науки о языке;
  • основные аспекты и направления стилистики
  • работать с учебно-познавательным текстом;
  • анализировать языковые явления;
  • обобщать языковые закономерности;
  • сопоставлять факты из истории языка;
  • находить связи между различными видами искусства;
  • делать выводы
Все знают семь нот, но музыку сочинять не все могут. Всем доступна глина, камень, гипс, но не все скульпторы. Всем доступно слово, но не все становятся известными поэтами, писателями. Почему? Это искусство! Надо иметь талант, способности, и их нужно развивать. Изучая стилистику, ты овладеешь искусством слова.

Желаем удачи!

Блок контрольно-рефлексивных заданий

I. Вспомним изученное

Раздел науки о языке Что изучает Основная единица
Фонетика    
Графика    
Лексикология    
Состав слова    
Словообразование    
Морфология    
Синтаксис    
Стилистика    
Культура речи    

Стилистика – это …

Культура речи – это …

Стиль – это …

Стили бывают
   
 
 
 
 

II. Углубим знания по теме

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:

«V» - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

« + » - это для меня новое;

« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Стилистика сформировалась как самостоятельная отрасль знаний в начале ХХ века, хотя человека давно интересует не только то, что он говорит, но и то, как говорит. А этим занимается именно стилистика. И значит, возраст ее довольно почтенный, о чем свидетельствует и сам термин, само название науки. Стилистика происходит от слова стиль (stylus) – так древние называли заостренную палочку, стерженек для писания на восковых дощечках. В этом значении (перо, орудие письма) в русском языке использовалось вышедшее теперь из употребления однокоренное слово стило. Сейчас это устаревшее слово употребляется довольно редко, да и то в шутку или иронически. Но история термина стилистика на этом не заканчивается. Слово стиль, обозначавшее первоначально заостренную палочку для письма, приобрело затем значение почерк, а позднее еще более расширилось и стало означать манеру, способ, особенности речи. Чем же занимается стилистика? Каков ее предмет?
  1. Изучение выразительных средств, ресурсов языка.
Художник передает красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражают гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку доступны и цвет, и звуки, и объемы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожженной тетради А.Ахматова писала: Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное слово. Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Все проходит. Остается Слово. Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков или букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»? На этот труднейший вопрос и пытается ответить стилистика. Мы говорим «пытается», потому что точный и исчерпывающий ответ науке пока неизвестен.
  1. Стилистика обучает языковому мастерству, учит говорить и писать выразительно.
Стилистика интересуется тончайшими оттенками смысла слов, оборотов, фраз, их выразительными нюансами. Она изучает слова, речевые обороты, предложения с точки зрения выражаемых в них мыслей и чувств, то есть эмоционально-экспрессивные свойства, особенности слова, связанные с ним тончайшие оттенки смысла, чувства, образности. У А.Пушкина есть чудесный сонет «Поэту», написанный в 1830 г. Этот сонет очень важный для пушкинского понимания роли поэзии в обществе. Обращаясь к поэту, А.Пушкин говорит: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.   Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? В последней строке сонета Пушкин долго искал – об этом свидетельствуют черновые варианты стихотворения – определения к слову художник. Сначала поэт попробовал поставить слово божественный, затем увенчанный, разборчивый и наконец (нашел то, что искал) – взыскательный. Казалось бы, велика ли разница – божественный, увенчанный, разборчивый, взыскательный? Однако каждое из них обладает хотя и тонкими, но очень важными различительными оттенками. Божественный подчеркивает неземной дар поэта, увенчанный – его заслуги, признание, разборчивый говорит о вкусах. И только взыскательный наиболее точно соответствует содержанию и замыслу стихотворения. Взыскательный означает, что поэт очень требователен к себе, к своему творчеству. Поэтому он и есть «свой высший суд», он «всех строже» оценит себя, свою поэзию. Это самое точное и потому самое выразительное здесь слово. И прав, конечно, известный стилист А.Н.Гвоздев, который, анализируя этот пример, говорит об исключительном стилистическом мастерстве А.Пушкина.
  1. Изучение стилей
Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями. Благодаря стилям язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство. Трудно даже представить себе, насколько унылой, однообразной, убогой оказалась бы русская речь, если бы писатели, ученые, публицисты, ораторы изъяснялись на каком-то одинаковом, унифицированном, усредненном языке. Стили – это не только богатство, но и существеннейшая закономерность языка. В каждом языке есть стили, которые формируются вместе с развитием языка в течение столетий. И они определяют своеобразие языка, многообразные его возможности. И вполне естественно, что стилистика занимается изучением стилей. Это ее хлеб, главный предмет. Это, пожалуй, основное отличие стилистики от других лингвистических дисциплин. 4. Изучение закономерностей употребления языковых средств, то есть стилистика заботится о точности и правильности речи и ее литературности. И в этом она сближается с такой языковедческой дисциплиной, как культура речи. Культурный человек культурен во всем, но прежде всего в своем языке. Не случайно в современной лингвистике актуальны такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение. И если правильна пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», то не менее правильным будет ее переиначенный вариант: «Скажи мне две фразы, и я скажу, кто ты». Итак, для стилистики, прежде всего, важно не что, а как; она интересуется не тем, что сказано, а как сказано. Однако это в самом общем виде. Реально же современная стилистика – это развитая наука, имеющая несколько важных направлений. И, по существу, можно говорить не об одной, а о нескольких стилистиках. Так, есть очень влиятельная функциональная стилистика, изучающая функционально-стилистическую дифференциацию (расслоение) языка, то есть функциональные стили. Есть практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций. Есть стилистика текста - молодая, бурно развивающаяся наука, изучающая закономерности построения и функционирования текстов. Есть своеобразная и увлекательнаяфоностилистика,изучающая образные, ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками. Вот, например, что пишет замечательный русский писатель Е.Замятин: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку точно определенное смысловое или цветовое значение. Но Р – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее и т.д.».
 

III. Выделим главное

  1. Составим план статьи

________________________________________________________

  1. Составим словарь опорных понятий

________________________________________________________________________________

Наши рекомендации