Раздел 3. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Словообразовательные нормы
2. Морфологические нормы
3. Синтаксические нормы
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.
Словообразовательные нормы
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.
Морфологические нормы
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.
Нарушение морфологических норм приводит к ошибкам.
1) клавиша, плацкарта, туфля, банкнота – женский род
2) стальной рельс, новый шампунь, новый толь – мужской род
3) ставня, заусеница, вольер, скирда – женский род
4) жираф, ласта, тапка, контральто, канделябр, эполет – мужской род
5) пони, кенгуру, рефери, шимпанзе, кутюрье, денди, Тбилиси – мужской род
6) иваси, салями, Конго, фрау, леди – женский род.
Следует помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, кафедры, центра; заведующий (чем?) отделом, кафедрой; руководство (чем?) практикой, институтом.
Неправильное образование форм степеней сравнения прилагательных:
Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов призвала дирекция ВАЗа.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире – с целью и условиями общения.
Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.
Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.
Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
· стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье);
· употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?);
· лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);
· лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова);
· двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).
Нарушение синтаксических норм приводит к ошибкам.
· нарушение порядка слов в предложении:
· Город с 200-тысячным населением полностью обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире. - Новый завод в Житомире полностью обеспечит молочными продуктами город с 200-тысячным населением.
· нарушение в согласовании подлежашего и сказуемого:
· 21 автомобиль умещаются в полуоткрытом гараже – 21 автомобиль умещается в полуоткрытом гараже.
· ошибке в выборе форм управления:
· Мы, помимо кур, намерены заняться и выращиванием индюшат – Мы намерены заняться выращиванием не только кур, но и индюшат.
· неправильное употребление однородных членов предложения:
· Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие – Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.
· неправильное употребление параллельных конструкций:
· нелегко найти сотрудника, взявшегося бы за эту сложную тему – Нелегко найти сотрудника, который взялся бы за эту сложную тему.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н / Д, 2000.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1998.
3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов н/Д, 2001.
4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999.
5. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001.
6. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.
Раздел 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
1. Стили речи
2. Официально-деловой стиль и его особенности
Стили речи
В русском языке выделяется несколько функциональных стилей, которые осуществляют определенные коммуникативные функции и формируются на основе употребления определенных языковых средств. Употребление того или иного стиля общения зависит, в первую очередь, от сферы употребления языка. В коммуникативном плане невозможно говорить о культуре владения языком вообще, а только в связи с разными стилями общения.
Стиль (от лат. stilus – палочка для письма > почерк > стиль) – это:
· Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.
· Совокупность приемов, характерная для какого-либо писателя, произведения.
· Отбор языковых средств по принципу их экспрессивно-стилистической окраски.
· Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса.
В русском языке выделяют следующие основные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой.
Функционально-стилевые нормы – это нормы реального использования языка в данной сфере общественной жизни и одновременно правила, а также приёмы речевого творчества, отвечающие конкретным задачам коммуникативного характера. Стилевые нормы детальнее, чем общеязыковые, или межстилевые (орфоэпические, лексико-фразеологические, грамматические), они строже и тоньше их, они развивают и обогащают их. Они в то же время допускают большую свободу творчества, больше отражают индивидуальность.
С точки зрения М. Н. Кожиной, применительно к функциональной стилистике «стилистические нормы – это исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определённой сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определённую стилистико-речевую реализацию. Стилевые нормы касаются трёх основных параметров стиля: отбора языковых средств, правил их сочетаемости между собой и соотношений межстилевых и собственно стилевых языковых явлений. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нём средства и их организация давали необходимый эффект, то есть наилучшим образом обслуживали соответствующие им сферы человеческой деятельности.
Стиль – это значимый выбор:
· это разновидность языка, закреплённая в данном обществе традицией за определенными сферами социальной жизни, именно задачи общения в той или иной сфере общения определяют основные особенности речи;
· это индивидуальная манера речи, тон говорящего;
· тот или иной функционально-смысловой тип речи: повествование, описание, рассуждение, диалог, полемика;
· это языковая парадигма мышления, отражающая стиль мышления данного времени.
Таким образом, любое высказывание осуществляется в соответствии с нормами того или иного стиля, выбор которого диктуется языковой ситуацией.