Раздел l Мировая нудпжественаая культура

В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.

3.1. Культура Шумера и Аккада

Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовле­ния колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

На первом этапе это была пиктография (рисуноч­ное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или поня­тие. Комбинация этих рисунков передавала в письмен­ной форме определенную информацию.

На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было ис­пользовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным.

Последовало его дальнейшее усовершенствова­ние: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог исполь­зоваться для обозначения начального звука «п» в лю­бом слове. Таким образом, за счет многократного ис­пользования символов число знаков уменьшилось до 600.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изо­бретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения реги­страции хозяйственных мероприятий и торговых сде­лок усовершенствовали пиктографию. Новой письмен­ностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и ре­гистрации поступавших товаров.

Письменность была великим достижением шуме-1>о-аккадской культуры. Она была заимствована и раз­вита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В сере­дине II тысячелетия до н. э. клинопись стала между­народной системой письменности: ее знали и ис­пользовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавит­ным письмом.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) мону­ментальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысяче­летиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats— святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чер­ный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с плат­формами разной ширины, было построено из сырцо­вого кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внут­ренней стороны примыкали жилища жрецов и чинов­ников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площад­ка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами.

В главном зале храма помещали статую бога, изго­товленную из ценных пород дерева и покрытую плас­тинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священ­ный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шу­меры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались обществен­ные здания и рынки. На его территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чинов­ников.

Зиккураты строили и древние шумеры, и унасле­довавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавило­не — знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, пред­ставлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шуме­ры поклонялись собственному богу. Если богобояз­ненные шумеры не могли лично участвовать в бого­служении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно боль­шие глаза символизируют боголюбие, руки просите­лей сложены для молитвы.

Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы пере­растали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной терри­тории Месопотамии археологи насчитали около 20 го­родов.

Постепенно Шумер превращается в унифициро­ванное государство с общей культурой и централизо­ванным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государ­ственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гроб­ницы царей.

В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир сопровождали слу­ги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парад­ных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гроб­ница выступала атрибутом принадлежности к высше­му классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделан­ные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрас­ные каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э.

Цари заботились не только о загробной, но так­же о своей земной жизни. Дворец-резиденция, по­строенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300 поме­щений и дворов. Комнаты были украшены скульпту­рами и настенной живописью. Основные сюжеты — сцены битв, отправление религиозных обрядов и де­коративные узоры, состоящие из геометрических фигур.

Религиозные и светские здания составляли еди­ное целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали при­мерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были гли­нобитные — тростниковые стены, обмазанные гли­ной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала геомет­рически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него рас­полагался дворец правителя, который был скромнее храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными ма­гистралями.

Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культу­ру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государст­венный, а за шумерским оставили роль языка ре­лигиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более много­численных семитских племенах. Их культурные завое­вания продолжали уже преемники: аккадцы, вавило­няне, ассирийцы и халдеи.

Наши рекомендации