Значение христианства для развития европейской культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человечес­кого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской ис­тории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она на­шла себе практическое поле для своего воплощения и стала выра­жаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало но­вые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулирова­ли развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европей­ского искусства без характерного для христианства внимания к чело­веческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства (см.: Шпенглер О. За­кат Европы. Т.1. — М., 1993. С. 438) есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания чело­века к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных на-. ук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов), пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской ду­ховности (см.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII— XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени. — М., 1987; Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М., 1989): Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир пред­стал как творение всемогущего и свободного личного Бога (см.: Гай­денко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. — М., 1980. С. 483). Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческо­го преобразования. Так были заложены смысловые основы для по­явления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного осозна­ния и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков ново­го естествознания лежит полтора тысячелетия.

ЛИТЕРАТУРА

Апериицеп С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977. Боннар А. Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа. — М,, 1992. Гайденко II П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. — М., 1980.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.): Формирование науч­ных программ Нового времени. — М., 1987.

Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М., 1989. Досский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое бо­гословие.— Киев, 1991. Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. — Киев, 1991.

Мепь А. История религии. В 7 тт. — М., 1992. Т. V: Вестники Царства Божия: Биб­лейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—IV пв. до н. э.). Мепь А. История религии. В 7 тт. — М., 1993. Т. VI: На пороге Нового Завета: От эпо­хи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. Мень А. История религии. В 7 тт. —< М., 1992. Т. VII: Сын Человеческий. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1989. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. I. — М., 1993. Штаерман Е. М. (с использованием материалов С. С. Аверинцева) Идеология по­здней Римской империи // История Древнего мира. Упадок древних сообществ. 2-е изд., испр. — М., 1983.

Глава 5

культура Западной Европы в средние века

Периодизация средневековой культуры

Христианское сознание — основа средневекового менталитета

Научная культура в средние века

Наши рекомендации