Русская культура xvii века
К началу XVII века завершается фактическое слияние уделов Древней Руси. Достигнув в XVI в. экономического расцвета и крупных внешнеполитических успехов, в начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало смутное время. Внутренние трудности осложнялись вторжением иноземцев. Предотвратить катастрофу удалось к 1613 году, благодаря героической борьбе народа, подвигу Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
В XVII веке во всех областях культуры шла борьба между церковными и светскими формами. Подъем испытываетнаука, естественные и точные дисциплины; из Европы привозят книги по астрономии, медицине, географии.
Появляются книги историко-патриотического характера: "Новая повесть о Российском царстве", "Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства", "Повесть об азовском осадном сидении донских казаков" (поэтическая, историческая, сказочная) и другие. Влитературе большое внимание удаляется человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.
Нравственные, этические проблемы поставлены в "Повести о Горе-злочастии, как Горе-злочастие довело молодца во иноческий чин". Знаменательно, что появляются произведения сатирического плана, например, "Повесть о Шемякином суде", где осмеиваются судейские порядки. "Повесть о Ерше Ершовиче" – пародия на судебные порядки, в основном, на следственный процесс в Московской Руси.
В 70-е гг. создается одно из лучших произведений древнерусской литературы – "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Появление этого произведения связано с движением старообрядцев против реформы московского патриарха Никона. Это книга о человеческом страдании и мужестве, об отрицании насилия и жестокости. Впервые в русской литературе родилось автобиографическое произведение с широко развернутым историческим и политическим фоном. Написано оно истинно народным языком, выразительным и образным.
Выдающийся деятель культура XVII в. Симеон Полоцкий (1629-1680) создал поэтический сборник "Ветроград многоцветный" ("ветроград" – сад) – своего рода поэтическую энциклопедию. Здесь сказалось влияние идей барокко: идеи о "пестроте" мира, его переменчивости, тяга к сенсационности.
Известным поэтом XVII – нач. XVIII вв. был Карион Истомин (середина XVII в. – после 1717 г.). Он создал педагогические сочинения ("Букварь"), хвалебные стихи, послания, героическую поэму.
К 1672 г. относится начало светского русскоготеатра. Царь Алексей Михайлович приказал своему приближенному Артамону Матвееву вступить в переговоры об устройстве театра с немецкой слободой. Во главе создания театра стал пастор Иоганн-Готфрид Грегори, который в летней резиденции царя, с. Преображенском, 17 сентября 1672 г. начал театральные представления. Первой была поставлена пьеса на библейский сюжет – "Эсфирь", следом за ней – комедии "Товия младший", "Юдифь", "Жалостная комедия об Адаме и Еве" и другие. В 1676 г., со смертью Алексея Михайловича, созданный по его инициативе театр прекратил свое существование, возобновился лишь при Петре I, но уже в форме общедоступного, а не придворного.
В I половине XVII в. развиваетсязодчество; строятся многочисленные небольшие посадские церкви, иногда бесстолпные. Один из важнейших памятников этого периода –церковь Алексеевского монастыря в Угличе. Она была заложена в 1628 г., до того, как патриарх Никон резко выступил против нарушений канонической строгости в церковной архитектуре. Эта церковь – трехшатровая, но Успенская ("Дивная") внутри ее шатры отрезаны от интерьера сводами, т.е. имеют чисто декоративный характер.
В 1635 – 1636 гг. построен Теремной дворец Московского Кремля; зодчие: Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Трехэтажный объем дворца носит ступенчатый характер. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены дворца были расписаны.
Для II половины XVII в. характерны небольшие храмы – пятиглавые и бесстолпные, с трапезной, приделами, галереей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церковь Троицы в Никитинках и Рождества Богородицы в Путинках (Москва), соборы Ростовского кремля.
В этот период расцветает Ярославль, там ведется храмовое строительство. Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка: обширный четырехстолпный храм, окруженный крытыми галереями.
Стиль русской архитектуры конца XVII в. условно называют "нарышкинским барокко": заказчиками этого стиля стали бояре Нарышкины; храмы были подчеркнуто декоративны. Самый замечательный памятник этого направления – церковь Покрова в Филях (1690 – 1693).
XVII век – это расцвет деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (не сохранился). Строители – Семен Петров и Иван Михайлов с артелью. Исключительный по красоте памятник деревянного зодчества – церковь Преображения в Кижах (около 1714 г.); здание отличается ясностью композиции и богатством форм.
В XVII в. наблюдается расцвет монументальнойживописи. Многочисленные храмы в Ярославле, Ростове Великом, Суздале, Вологде, Москве украшены яркими фресками. Они отличаются цветистостью, многочисленными бытовыми деталями.
Изменения происходят в иконографии фресок. Например, изображая сцены из жизни пророка Елисея (церковь Ильи Пророка в Ярославле), художник показывает сцену жатвы, работу крестьян в поле. Вводятся обнаженные фигуры. Плеяда живописцев: Любим Агеев, Дмитрий Григорьев Плеханов, Федор Евтихеев Зубов, Никитин.
Еще на рубеже XVI – XVII вв. в иконописи появляется школа, названная "строгановской". Купцы Строгановы были заказчиками икон, в то же время и собирателями: иконы, шитье, резьба. Их домашние молельни были настоящими музеями. Вкусы их отличались известной изощренностью. Они ценили иконы небольшого размера, однако включающие не меньше отдельных сцен, чем большие иконостасы. Эти иконы напоминали миниатюру или драгоценные эмалевые изделия. В иконе "Иоанн Предтеча в пустыне" – зарождение пейзажной живописи, не условный пейзаж, а любовное воспроизведение природы. Тон иконы – нежный, перламутровый. Создана сказочная панорама с извилистой рекой, из которой пьют воду звери пустыни.
В середине XVII в. художественным центром Русского государства становится Оружейная палата, по определению И.Э.Грабаря, "первая русская Академия Художеств и своего рода Министерство искусств". Во главе ее стоял боярин Б.М.Хитрово, приближенный царя Алексея Михайловича. Это был тонкий ценитель искусства, один из просвещенных людей своего времени. Работой живописцев Оружейной палаты руководил Симон Ушаков (1626 – 1686), теоретик искусства и художник. Совсем молодым он был назначен царским "жалованным" живописцем, писал фрески и иконы, делал рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на ружья. Работал как гравер, чертил карты и планы. Был замечательным педагогом. Он свыше 30 лет фактически возглавлял все художественное творчество русского государства, получил за свои заслуги дворянство. Ушаков был выдающейся личностью, предвосхитил многое, что сложилось в русской культуре в Петровскую эпоху.
Ушаков требовал правдивого изображения – "как в жизни бывает", но указывал и на роль фантазии художника. Он утверждал животворящую силу живописи. Свое стремление к реалистическому письму Ушаков стремился перенести в иконопись. Его "Архангел Михаил" уже не повисшая в воздухе узорная фигурка, а защитник правого дела, твердо шествующий по земле; фигуры святых за ним даны в перспективе. В иконах Ушаков применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность ликам святых, Христа или Богоматери.
Одна из центральных его работ – "Насаждение древа государства Российского": в центре – медальон с изображением Владимирской Богоматери, которая считалась покровительницей Руси. В ветвях дерева – небольшие медальоны с портретами русских великих князей и царей. Художник проявил себя как незаурядный портретист. Столкновение старых и новых тенденций – в "Троице" (1671 г.). Композиция рублевская, иконная, но ангелы – грузные, телесные, они написаны на фоне роскошной ордерной архитектуры, стол уставлен изысканной утварью. По словам Л.Любимова, исчезла рублевская одухотворенность. Одежды ангелов обильно покрыты золотыми линиями, большое внимание уделено золотому фону. С.Ушаков – один из основоположников русской портретной живописи, так блестяще развившейся в следующем столетии.
В это время осуществляется создание ансамбля Ростова Великого. Художественные шедевры Ростова, созданные в последние десятилетия XVII в., знаменовали завершение развития древнерусского искусства,
В конце XVII века в русскую культуру, искусство проникают европейские влияния. Все больше сказывается воздействие барокко с его пышностью. Это проявляется в архитектуре ("нарышкинское барокко"). Самый прекрасный образец – храм Покрова в Филях.
Развиваетсяскульптура. Проявляется ее реалистическая направленность. Это народная деревянная скульптура; особенного развития она достигла в Перми. Безвестные резчики по дереву создали "Распятие Соликамское", "Распятие Ильинское"; несколько скульптур на тему "Страдающий Христос".
Л.Любимов: "И нам ясно, что в этих сидящих и распятых Спасителях, израненных, забрызганных собственной кровью, изобразил себя житель этих мест, крестьянин, изобразил свое страдание и вместе с тем извечную думу о мире, о жизни, о ее смысле".
Эти скульптуры отличает острая выразительность, реализм, подлинно народное мироощущение. Оно противостоит барочному влиянию. Эти образы как бы выхвачены из жизни, подмечены зорким глазом, выполнены вдохновенной рукой художника-простолюдина.
Высокого развития в XVII в. достиглоприкладное искусство. Это изделия "золотых дел мастеров", которые составляют основную массу сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля: оклады, напрестольные кресты, украшения, эмали и т.п. В XVII в. высокого уровня достигла белокаменная резьба и изразцы, декоративная резьба по дереву, слесарное мастерство, шитье, в которое вводятся золото, жемчуг, драгоценные камни. Примеры: так называемая "золотая решетка" Кремлевского Теремного дворца, золотой ковш царя Михаила Федоровича, резные двери из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и др.
XVII век завершал развитие древнерусской культуры. Занималась заря XVIII века, явившегося поворотным в истории русской культуры. Но, решая новые задачи, деятели культуры опирались на всю совокупностьхудожественного опыта Древней Руси.