Глава VII. Правовая культура. Трактовка правовой культуры непосредственно зависит от научных представлений о самой культуре, в связи с чем необходимо определить
ГЛАВА VII
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Понятие культуры
Трактовка правовой культуры непосредственно зависит от научных представлений о самой культуре, в связи с чем необходимо определить, что она собой представляет.
Слово «культура» происходит от латинского «cultura», имеющего несколько взаимосвязанных значений: 1) обустройство места проживания, прежде всего возделывание, обработка земли; 2) поклонение, почитание богов, которые оберегают людей, возделывающих, обживающих свою землю. В своем первоначальном значениикультура предстает как «возделанное», обустроенное людьми место поклонения, почитания покровительствующих им богов.
Культура в значении «возделывания природы» может пониматься и как «возделывание» природы человека. Именно такой смысл вкладывал в понятие культуры римский философ и общественный деятельЦицерон (106-43 гг. до Р. X.), понимая под культурой прежде всего «cultura animi» (лат.) — возделывание, воспитание души. С этой точки зрения формирование культуры — не только процесс овладения внешней природой с помощью определенных технологий (примитивных или высоких) для обеспечения физического воспроизводства человека, но и процесс овладения биологической природой самого человека, обуздания, «окультуривания» присущих ему как биологическому виду инстинктов и потребностей. Культура, таким образом, возникает, когда человек не просто открывает в себе способность производить орудия труда и с их помощью возделывать окружающий его ландшафт, но когда он выходит из подчинения своей первобытной
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
природе. По мнению русского философаВ. С. Соловьева (1853-1900) когда человек стыдится господства в себе материальной природы то тем самым он признает свое духовное достоинство и внутреннюю самостоятельность.Культура есть, следовательно, результат открытия и возделывания, почитания человеком егодуховной, нравственной природы, определяющей способность человека к религиозному поклонению и следованию общественному долгу. В этом смысле культура подобна слоям перламутра в жемчужине, которые «обволакивают», скрывают первобытные инстинкты человека.
Понимание культуры как возделывания души человека открывает второе смысловое значение слова «cultura», для обозначения которого стали использовать однокоренное слово «cultus» (лат.) — культ как система символов, создаваемых человеком для постоянного напоминания ему о существовании высшей, находящейся за пределами созданной им культуры, реальности. По мнению русского философаП. А.Флоренского (1882-1937), из культа как системы символов и символических действий (ритуалов), посредством которых осуществляется связь человека с высшей, Божественной, силой, и «прорастает» культура: «Культура... есть производное от культа... Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура».' Культура с такой точки зрения представляет своего рода систему зеркал, в которые человек улавливает отражения высшего мира, к соединению с которым он стремится.
Существующие научные представления о культуре основаны на выделении и объяснении различных аспектов многозначного латинского слова «cultura». Так, одно из первых научных определений культуры акцентировало внимание на его первом смысловом значении:
культура естьантропогенный (созданный человеком)ландшафт, т. е. искусственная среда обитания людей, созданная, возделанная ими в дополнение к естественной, природной.
На недостатки данного подхода, трактующего культуру как все, созданное человечеством, обращает внимание П. А. Флоренский:
«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака или американскую машину для выламывания замков от заповеди "Не укради" —
' Флоренский П. А. Из богословского наследия //Богословские труды. Сб. 17. М„ 1977. С. 117-118.
Глава VII. Правовая культура
тоже достояния культуры? Как в той же плоскости различить Великий покаянный канон Андрея Критского от произведений Маркиза де Сада? Все это равно есть в культуре, и в пределах самой культуры нет критериев выбора, критериев различения одного от другого: нельзя, оставаясь верным культуре, одобрять одно и не одобрять другого, принимать одно и отвергать другое... Для расценки ценностей, — убежден П. А. Флоренский, — нужно выйтиза пределы культурыи найти критерии,трансцендентные ей (т. е. находящиеся за пределами культуры. — Авт.). Оставаясь же в ней, мы вынуждены принимать ее всю целиком, всю, как она есть. Иначе говоря, мы должны тогда обожествить ее и счесть ее последним критерием всякой ценности, а в ней — должны обожествить себя как деятелей и носителей культуры».2
Возможность создания человеком такой искусственной среды своего обитания рассматривается как главное отличие человеческого бытия от животного существования, поэтому культура с точки зрения деятельностного подхода трактуется какспецифический способ деятельности людей.
Вместе с тем деятельность людей в обществе необходимо имеет согласованный и упорядоченный характер, обусловленный тем, что члены общества объединены на основе признаваемых ими, т. е. имеющих общесоциальное значение, ценностей, которые и находят выражение в их деятельности и ее результатах. Соответственно с точки зренияценностного (аксиологического) подхода культура определяется как системабазовых (общесоциальных)ценностей общества,создаваемых, воспроизводимых и передаваемых (транслируемых) последующим поколениям. Именно ценность, писал выдающийся философ культуры и социологП. А. Сорокин (1889-1968), служит основой и фундаментом всякой культуры. Базовые ценности общества сообщают единство и целостность всем составным частям его культуры, получая выражение в религии и философии, этике и праве, науке и искусстве, формах социальной, политической, экономической организации и др.
Ценностная трактовка культуры актуализирует второе смысловое значение латинского слова «cultura» — культ, так как базовые
; Там же. С. 127.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
ценности общества, наличие которых является необходимым условием его существования, демонстрируют предмет веры данного общества, т. е. то, что почитается им как священное (сакральное). По мнению П. А. Флоренского, всякая культура представляет собой систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности принимаемой за основную и безусловную, т. е. служит некоторому предмету веры.
Деятельно стный и аксиологический подходы к определению понятия «культура» интегрирует (обобщает) сложившаяся в пост-неклассической наукесемиотическая концепция культуры, в рамках которойкультура рассматривается как имеющаязнаковую (текстуальную) и коммуникативную природу.
В данном ракурсе создание и воспроизводство культуры оказывается возможным благодаря присущей исключительно человеку способности — создаватьтексты, т. е. системы знаков, для хранения, воспроизводства и передачи социально значимойинформации в процессекоммуникации. В качестве текстов культуры могут быть рассмотрены различные устные и письменные тексты (тексты в узком смысле слова), живописные полотна, скульптуры, фотографии, действия самих субъектов культуры, например совершение священнослужителем религиозного обряда, и др. В текстах культуры объективируются ее основополагающие ценности, и только в такой текстуальной форме они могут быть сохранены и переданы последующим поколениям. Осуществляемая субъектами в процессе коммуникацииинтерпретация текстов культуры, необходимо сопровождающая процессы их восприятия, воспроизводства и трансляции, всегда осуществляется в определенном социокультурном контексте, своего рода смысловом пространстве, которое «организуют» базовые ценности культуры. Конкретный социокультурный контекст, в котором действуют субъекты коммуникации, обусловливает особенности понимания ими смысла интерпретируемой информации, содержащейся в текстах культуры. Так, признание субъектами ценностей христианской культуры обусловливает восприятие ими креста не просто как сообщения о способе казни, распространенном в Римской империи, но как символа страданий Христа, своей крестной смертью открывшего для людей возможность спасения. В конкретном социокультурном контексте отдельные аспекты вложенной в текст информации могут актуализироваться,