Русская культура в xviii в.
В истории русской культуры XVIII столетия исследователи выделяют два периода:
1. Конец XVII — первая четверть XVIII вв., характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации;
2. Середина — вторая половина XVIII века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер.
XVIII век — важный период в истории русской культуры. В это время сложилось понимание значения науки, усовершенствовалась система образования, сделаны важные шаги в развитии гуманистических принципов в литературе и искусстве. Получает распространение идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Процесс формирования русской нации способствовал складыванию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, классической музыки, утверждению их самобытных черт.
Система образования.Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с практикой. Мероприятия в области просвещения были связаны
с открытием в губерниях 42-х светских цифирных школ, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46-и епархиальных школах, а дети солдат — в гарнизонах.
В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Были учреждены Навигационная, Артиллерийская, Инженерная школы, медицинское училище, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы.
Основной формой «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. После открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев. Впоследствии гимназия была открыта в Казани.
Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превращало образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.
Появились и первые профессионально-художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств.
Значительным событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 г. Московского университета. Инициатором его создания был М.В. Ломоносов, который стремился сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском на было богословского факультета. Обучение велось не на латинском, а на родном русском языке. Первоначально было открыто три факультета — юридический, философский и медицинский. Университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости».
Наука.XVIII в. стал временем становления российской фундаментальной науки. Осенью 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя-реформатора, в 1725 г. В составе Академии наук были обсерватория, физическая, и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. Так как собственных кадров ученых в России было недостаточно, в Академию наук приглашались иностранные специалисты: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историки А. Шлецер и Г. Миллер. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых. Оценивая деятельность Ломоносова, А.С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник».
Значительные открытия были сделаны в области естественных наук. В области геологии были накоплены материалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов. В конце века появились первые геологические карты. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, результатом которых стало издание в 1745 г. первого «Атласа Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас имела только Франция, но ее размеры не шли ни в какое сравнение с российскими просторами. Астрономия представлена именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М.В. Ломоносова. Они продолжили наблюдение за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана сеть обсерваторий, к концу века их насчитывалось уже около 70. Шло накопление новых материалов по биологии, ботанике и зоологии. М.И. Шеин в 1744 г. издал первый русский анатомический атлас. В конце века в Москве и Петербурге были открыты первые медико-хирургические академии. Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики и химии. М.В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники. Созданы первые химические лаборатории на предприятиях.
XVIII век стал временем крупных научно-технических изобретений. А.И. Мартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И.Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М.В. Ломоносов сознал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета.
Выдающийся теплотехник И.И. Ползунов в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.
Русский гидротехник К.Д. Фролов создал в 70-е годы на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахт.
И.П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — прототип прожектора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен дворцовый лифт для Екатерины П. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».
Продолжалось развитие гуманитарных наук. М.В. Ломоносов и В. Н. Татищев положили начало русской исторической науке. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по истории. «История российская «Татищева была первым опытом научного освещения истории нашей страны. Во второй половине века исторические труды создали М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.
Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще не известных науке территорий:
освоение Каспия и Средней Азии, в начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была направлена экспедиция, изучавшая побережье Каспия, земли Хивы и Бухары;
— сибирское направление: материалы исследований были положены в основу издания «Атласа» И.К. Кириллова;
— освоение Камчатки, в 1719 -- 1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов; экспедиции В. Беринга (20—30-е гг. XVIII в.) достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем; С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»;
— изучение Поволжья, Урала и других регионов страны: в 1768 — 1774 гг. были снаряжены экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гемелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы, населения, хозяйства и культуры России.
Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.
Литература. В отечественной литературе сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Отличительными чертами этого времени стали новый литературный язык и система стихосложения. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.
У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского театра в Петербурге А.П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом стиле. Басни, написанные живым, близким к разговорному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.
Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин
(реализм) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Г.И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.
Начало сентиментализма врусской литературе связано прежде всего с Н.М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.
А.Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Только опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.
Н.И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», средствами сатиры также высмеивал и осуждал пороки крепостничества.
Театр.До середины XVIII в. при царском дворе и в дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 г. — директором.
Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Наиболее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа.
Музыка.В петровскую эпоху получило развитие домашнее музицирование на клавесинах и гуслях. Первая придворная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.
Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д.С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В.А. Пашкевич — «Скупой», Е.И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
Живопись.XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Наиболее известными мастерами исторической живописи были А.П. Лосенка («Владимир перед Рогнедой») и Г.И. Угрюмое («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.
Одним из известных мастеров был А.Л. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А.М. Измайловой).
Мастером портретного жанра был признан И.П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметьевых. Им написаны портреты простых современников - архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н.И. Аргунов прославился портретами крепостных актрис графов Шереметьевых (в частности, Т.В. Шлыковой-Гранатовой).
Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А.П. Струйской).
Портреты Д.Г. Левицкого, ученика А.П. Антропова, отличают яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института.
Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве В.Л. Боровиковского. Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М.И. Лопухиной), он впервые дает на них кроме изображенного образа пейзажный фон.
В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор», акварели И.А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок.
Скульптура.Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же, как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм.
Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ивановны с арапчонком.
Основоположником и крупнейшим представителем русской скульптуры был Ф.И. Шубин. Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицина, статуя «Екатерина II — законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, А.А. Безбородко, П.А. Румянцева-Задунайского и др.
М.И. Козловский прославил себя памятником А.В. Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса и главной статуей Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне.
Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.
Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII в.
Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В.В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной. Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах в XVIII веке: Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киеве. Они были выполнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии.
Основоположник русского классицизма — В. И. Баженов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицинский дворцовый ансамбль под Москвой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные сооружения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал).
Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство губернаторского дворца,
здания судебных органов, собора, театра, больницы, гимназии, библиотеки вело к тому, что город становился центром культуры.
Русская культура в XIX в.
XIX век — время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А.М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие».
Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколений людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в настоящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».
Особенности культурного развития России в XIX в.:
1. Развитие русской культуры опиралось на преобразования предшествующего времени.
2. Распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами стали города.
3. Культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер.
4. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали: победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабристов, реформы 60—70-х гг.,
«хождение в народ», европейские буржуазные революции.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Николая I и Александра III сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли и препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество яааялось тормозом для культурного развития страны.
Система образования.Одним из показателей культурного развития страны является уровень образованности общества. Если в XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства, то в первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства.. В 30 — 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть низших сословий. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.
Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребностью для образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д.П. Бутурлина или А.И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (например, большой популярностью пользовалась книжная лавка Смирдина в Петербурге).
В конце XVIII в. — первой половине XIX в. в России законодательно оформилась сословная система образования. Основным проводником просвещения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.
Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петербургский, Харьковский и Казанский.
При университетах в губернских городах открывались гимназии, в уездных — училища. Открываюсь и специализированные учебные заведения — кадетские корпуса. Техническое училище. Строгановское училище декоративно-прикладного искусства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Медико-хирургическая академия, Лазаревский институт восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне (особенно после проведения реформы П.Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли получить основы грамотности у приходского дьячка.
Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам -А.С. Пушкину, И.И. Пущину, А.А. Дельвигу, М.Е. Салтыкову-Щедрину; дипломатам — А.М. Горчакову и Н.К. Гирсу; министру народного просвещения Д.А. Толстому; публицисту Н.Я. Данилевскому и др.
Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70—80-х гг. В 70-е годы на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И. Герье), в Казани, в Киеве и Петербурге (проф. К.Н. Бестужев-Рюмин).
Домашнее образование по-прежнему имело значительное распространение. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.
К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положение о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало преемственности между начальной и средней школой, но отчасти решило задачу обучения детей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (педагогические училища), получили распространение трехгодичные земские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образования либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д.А. Толстой, который начал борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головина.
Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, поставил во главе Советов училищ предводителей дворянства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежнему видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам противопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.
Средним звеном образования считались семилетние гимназии и прогимназии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и готовили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. Д.А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» характер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как преподавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащихся от насущных общественно-политических проблем, сформировать у них официально-религиозное мировоззрение.
В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попечении лип, представляющих ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое количество детей.
Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский университет был преобразован Ришельевский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60—70-е гг. приняли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведений, среди них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консерватории в Петербурге и Москве.
В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны, многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. С другой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.
Наука. Становление капитализма в России требовало увеличения количества технических работников, новых открытий. XIX век — время расцвета естественных и гуманитарных наук.
Появилась целая когорта талантливых ученых-естественников: физиков, химиков, биологов, математиков и др. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я.И. Кайданов и П. Ф. Горяинов. Переворот в математике произвел Н.И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевклидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математиками лишь полвека спустя. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К.М. Бэра.
В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконструировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он приспособил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попытку создать электровоз.
В 1842 г. профессор Казанского университета Я. Я. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, употребляемого в качестве красителя в текстильной промышленности. До этого подобный краситель добывался из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П.П. Аносову удалось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему найти тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая отрасль науки — металлография.
Совершенствовались медицинские знания. К середине XIX в. в России насчитывалось до 10 тыс. врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и гражданских лиц были спасены применением антисептических средств при хирургических операциях, предложенных замечательным хирургом Н.И. Пироговым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.
Во второй половине XIX в. русскую науку прославили имена С. В. Ковалевской (математика), Д. И. Менделеева, Я. Я. Зенина, А.М. Бутлерова (химия), А.Г. Столетова, Я.Я. Лебедева, А.С. Попова (физика), К.А. Тимирязева (биология), А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского (самолетостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, передана первая радиограмма, изобретена система электронного воспроизведения изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект давления света на твердые тела, обоснована гипотеза о существовании других населенных миров.
Крупный вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. В 1803 —1806 гг. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.
Во время экспедиций русских мореплавателей М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г.И. Невельской, В.М. Головнин, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.
П.П. Семенов-Тян-Шанский, руководитель Русского императорского географического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870 — 1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н.М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Я.//. Миклухо-Маклай). Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропагандировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, позволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и проведении совместных исследований. Велика роль Русского химического общества, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Математических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.
Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманитарии. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н.М. Карамзин, написавший «Историю государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выразительный слог и яркие характеристики государственных деятелей позволили А.С. Пушкину назвать Н.М. Карамзина «последним летописцем». «История государства российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.
В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год начато издание его сборников.
Стали издаваться научные журналы — «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».
Тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и государства были характерны для К.Д. Кавелина, Т.Н. Погодина Т.Н. Грановского, Н.Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели созданная С.М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен», «История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н.И. Костомарова, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были работы русских этнографов -Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского и востоковедов — В.П. Васильева, В.С. Голенищева.
Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н.С. Мордвинова, декабриста Н.И. Тургенева, славянофила Ю.Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приобщения к европейским достижениям. Они отвергали представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и владельцам мануфактур практическими советами.
Появились оригинальные научные работы философов: С.С. Гогоцкого «Философский лексикон», Н.Н. Страхова «Мир как единое целое» и др. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И.И. Срезневский.
Местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность стали общедоступные музеи. Музейное дело быстрыми темпами развивалось и в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом К.П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрмитаже коллекция произведений искусства была открыта для публичного доступа.
Литература.В литературе XIX века закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, патриотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже XVII — XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р. Державин. Ярчайшим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к личности, частной жизни человека.
В начале XIX века широкое распространение и в России, и в других европейских странах получает распространение романтизм. В русском романизме прослеживается ряд течений.
1. Творчество В.А. Жуковского — «салонный романтизм».В балладах он воссоздавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским.
2. Одним из талантливейших поэтов был К.Н. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в заграничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни («К Дашкову», «Тень друга», «Таврида» и др.).
3. Поэты и писатели — декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали
за идеалы свободы и служения Родине.
Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались романтические повести Н.А. Полевого, В.Ф. Одоевского, исторические романы М.П. Загоскина, И. И. Лажечникова.
Во второй четверти XIX века в русской литературе начат утверждаться реапизм. В творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.с. Тургенева, И.А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
XIX век — время расцвета литературных салонов и объединений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в общественной жизни страны. Наиболее влиятельными и противостоявшими друг другу в то время литературными объединениями были «Беседа» (Г.Р. Державин, А.С. Шишков) и «Арзамас» (В.А. Жуковский, Д.Н. Блудов, А.И. Тургенев и др.).
Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и « Отечественные записки». Основателем «Современника» был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих явлениях возникло новое явление для России — литературная критика. «Современник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объединений и выразителями разных общественно-политических взглядов.
Архитектура. XIX век — время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. С наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К.И. Росси.
Крепостной графа Строганова А.Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Главное дело-его жизни — возведение в 1801 — 1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера: И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин и др. в эти же годы А.Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.
А.Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохранившихся сооружений, созданных А.Д. Захаровым, является Адмиралтейство. В начале XIX вв. несколько крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупнейшему зодчему Петербурга — К.И. Росси: здание главного штаба и министерства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.
В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рождением нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.
С именем О. И. Бове связаностроительство в Москве Торговых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А.Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А.А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени и возведена Александровская колонна на Дворцовой площади столицы. В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями.
Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточное распространение Академия была консервативным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические темы.
Одним из крупнейших портретистов был О.А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д.В. Давыдова, Е.Л. Ростопчинской, В.А. Жуковского, А.С, Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О.А. Кипренский — первый художник, который, по словам А.А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе». В.А. Тропинин, как и О.А. Киприенский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живописи. Известен его портрет А.С. Пушкина. В историю русской живописи В.А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).
Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А.Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е.П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».
Величайший русский художник А.А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др.). В 50—60-е гг. XIX века получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н.В. Неврев, В. В. Пукирев, И.М. Прянишников и др.
Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художников был Н.И. Крамской, а его теоретиком — В.В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выставок», в котором состояли И.Н. Крамской, В.М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И.Е. Шишкин, В. И. Суриков, И.Е. Репин и др. Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.
Скульптура.В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф.П. Толстой, И.П. Витали (много-фигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), П.К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И.А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно высочайшее мастерство.
Музыка,Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романсом привело к появлению особого жанра — русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев).
Начало нового этапа в развитии русской музыки связано с именем М.И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечательными поэтами А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, В.А. Жуковским. М.И. Глинка создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно-сказочному. Оркестровые сочинения М.И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А.С. Даргомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).
Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. подготовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся композиторов: М.А. Балакирева, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи. Девизом союза стали слова М.П. Мусоргского: «К новым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным образом традиций народной музыки.
Театр. Для театральной жизни России характерно существование различных видов театров: 1. Крепостные — принадлежащие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.);
2. Государственные — Александрийский и Мариинекий в Петербурге, Большой и Малый в Москве;
3. Частные — «развлечение и польза», «Московский художественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.
В театре XIX в. господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатирические комедии Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова. В 30—40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».
Талантливые артисты — В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А. П. Ленский, М.Г. Савина, В.Н. Комиссаржевская, К.А. Варламов и др. закладывали основы русской театральной жизни.