Русская культура в xviii в.

В истории русской культуры XVIII столетия исследовате­ли выделяют два периода:

1. Конец XVII — первая четверть XVIII вв., характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации;

2. Середи­на — вторая половина XVIII века, когда происходил процесс скла­дывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжав­шей носить, в основном, традиционный характер.

XVIII век — важный период в истории русской культу­ры. В это время сложилось понимание значения науки, усо­вершенствовалась система образования, сделаны важные шаги в развитии гуманистических принципов в литературе и искусстве. Получает распространение идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающие­ся деятели русского Просвещения. Процесс формирования русской нации способствовал складыванию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, классической музыки, утверждению их самобытных черт.

Система образования.Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с прак­тикой. Мероприятия в области просвещения были связаны

с открытием в губерниях 42-х светских цифирных школ, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46-и епархиальных школах, а дети солдат — в гарнизонах.

В 1701 г. в Москве была основана Школа математичес­ких и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Были учреждены Навигационная, Артиллерийская, Инже­нерная школы, медицинское училище, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы.

Основной формой «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основ­ном священники. Новым явлением стало зарождение общеоб­разовательной школы. После открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разно­чинцев. Впоследствии гимназия была открыта в Казани.

Начала формироваться и система закрытых учебных заве­дений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шля­хетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превраща­ло образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На сред­ства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств.

Значительным событием в истории отечественного об­разования стало открытие в 1755 г. Московского универ­ситета. Инициатором его создания был М.В. Ломоносов, который стремился сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском на было богословского факультета. Обучение велось не на латинском, а на родном русском языке. Первоначально было открыто три факультета — юридический, философский и медицинский. Университет стал крупнейшим на­учным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала вы­ходить газета «Московские ведомости».

Наука.XVIII в. стал временем становления российской фундаментальной науки. Осенью 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя-реформатора, в 1725 г. В составе Ака­демии наук были обсерватория, физическая, и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботаничес­кий сад. Так как собственных кадров ученых в России было недостаточно, в Академию наук приглашались иностранные специалисты: математик Л. Эйлер, основатель гидродина­мики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историки А. Шлецер и Г. Миллер. С приходом в Академию в сере­дине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых. Оценивая деятельность Ломоносова, А.С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник».

Значительные открытия были сделаны в области есте­ственных наук. В области геологии были накоплены мате­риалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов. В конце века появились первые геологические карты. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, результатом которых стало издание в 1745 г. первого «Атласа Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас име­ла только Франция, но ее размеры не шли ни в какое срав­нение с российскими просторами. Астрономия представле­на именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М.В. Ло­моносова. Они продолжили наблюдение за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана сеть обсерваторий, к концу века их насчитывалось уже око­ло 70. Шло накопление новых материалов по биологии, ботанике и зоологии. М.И. Шеин в 1744 г. издал первый рус­ский анатомический атлас. В конце века в Москве и Пе­тербурге были открыты первые медико-хирургические академии. Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики и химии. М.В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом сделаны первые шаги в создании электро­измерительной техники. Созданы первые химические лабо­ратории на предприятиях.

XVIII век стал временем крупных научно-технических изобретений. А.И. Мартов построил первый токарный ста­нок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И.Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М.В. Ло­моносов сознал в 1745 г. первую в мире действующую мо­дель вертолета.

Выдающийся теплотехник И.И. Ползунов в 1763 г. разра­ботал проект универсального парового двигателя непрерыв­ного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.

Русский гидротехник К.Д. Фролов создал в 70-е годы на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде систе­мы водяных колес, с помощью которых производилась откач­ка воды и подача руды из шахт.

И.П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оп­тических приборов и создал уникальный микроскоп. Разра­ботал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — прототип прожек­тора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и постро­ен дворцовый лифт для Екатерины П. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».

Продолжалось развитие гуманитарных наук. М.В. Ло­моносов и В. Н. Татищев положили начало русской исто­рической науке. Написанный Ломоносовым «Краткий рос­сийский летописец» стал основным учебником по истории. «История российская «Татищева была первым опытом на­учного освещения истории нашей страны. Во второй по­ловине века исторические труды создали М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изу­чения новых, еще не известных науке территорий:

освоение Каспия и Средней Азии, в начале века в поисках тор­говых путей в Индию Петром I была направлена экспеди­ция, изучавшая побережье Каспия, земли Хивы и Бухары;

— сибирское направление: материалы исследований были положены в основу издания «Атласа» И.К. Кириллова;

— освоение Камчатки, в 1719 -- 1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов; экспедиции В. Беринга (20—30-е гг. XVIII в.) достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем; С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»;

— изучение Поволжья, Урала и других регионов страны: в 1768 — 1774 гг. были снаряжены экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гемелина, И.И. Лепехина и др. по изуче­нию природы, населения, хозяйства и культуры России.

Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных кол­лекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.

Литература. В отечественной литературе сложилась разви­тая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, коме­дия, повесть, роман. Отличительными чертами этого време­ни стали новый литературный язык и система стихосложе­ния. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.

У истоков новой русской драматургии стоял директор Рос­сийского театра в Петербурге А.П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в класси­ческом стиле. Басни, написанные живым, близким к разго­ворному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.

Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин

(реализм) обличал невежество и произвол помещиков в ко­медии «Недоросль». Г.И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.

Начало сентиментализма врусской литературе связано прежде всего с Н.М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.

А.Н. Радищев первым из русских писателей в художествен­ной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произво­ла и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Только опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.

Н.И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живопи­сец», «Кошелек», «Всякая всячина», средствами сатиры так­же высмеивал и осуждал пороки крепостничества.

Театр.До середины XVIII в. при царском дворе и в двор­цах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 г. — директором.

Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появле­ние театров, в которых играли крепостные актеры. Наибо­лее известными были театры графов Шереметьевых в Куско­во и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Наибо­лее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа.

Музыка.В петровскую эпоху получило развитие домаш­нее музицирование на клавесинах и гуслях. Первая придвор­ная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.

Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д.С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В.А. Пашкевич — «Скупой», Е.И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.

Живопись.XVIII век стал периодом расцвета отечествен­ной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до те­атральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из на­родной жизни.

Наиболее известными мастерами исторической живописи были А.П. Лосенка («Владимир перед Рогнедой») и Г.И. Угрю­мое («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.

Одним из известных мастеров был А.Л. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основа­телей нового жанра живописи — камерного портрета (особен­но интересен в этом плане портрет А.М. Измайловой).

Мастером портретного жанра был признан И.П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметье­вых. Им написаны портреты простых современников - архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н.И. Аргунов прославился портретами крепост­ных актрис графов Шереметьевых (в частности, Т.В. Шлыковой-Гранатовой).

Особая душевная тонкость и многогранность личности от­личала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А.П. Струйской).

Портреты Д.Г. Левицкого, ученика А.П. Антропова, отли­чают яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института.

Новые черты в портретном искусстве проявились в твор­честве В.Л. Боровиковского. Будучи автором в основном ка­мерных портретов (лучший из них — портрет М.И. Лопухи­ной), он впервые дает на них кроме изображенного образа пейзажный фон.

В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор», акварели И.А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок.

Скульптура.Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же, как и в дру­гих видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм.

Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ива­новны с арапчонком.

Основоположником и крупнейшим представителем рус­ской скульптуры был Ф.И. Шубин. Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицина, статуя «Екатерина II — законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, А.А. Безбородко, П.А. Ру­мянцева-Задунайского и др.

М.И. Козловский прославил себя памятником А.В. Су­ворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса и главной статуей Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне.

Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.

Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитек­торов XVIII в.

Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В.В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной. Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах в XVIII веке: Зимний дворец, Большой дворец в Петер­гофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевс­кая церковь в Киеве. Они были выполнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии.

Основоположник русского классицизма — В. И. Баже­нов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицинский дворцовый ансамбль под Моск­вой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные сооружения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал).

Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство губернаторского дворца,

здания судебных органов, собора, театра, больницы, гим­назии, библиотеки вело к тому, что город становился цент­ром культуры.

Русская культура в XIX в.

XIX век — время небывалого расцвета литературы, жи­вописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духов­ной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А.М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духов­ных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и пре­красный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некра­сов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусорг­ский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положитель­ный тип русского человека, наконец, великий лирик Чай­ковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это гранди­озное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талан­тов, рожденных Россией XIX века, но поражающее раз­нообразие».

Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколе­ний людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в насто­ящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».

Особенности культурного развития России в XIX в.:

1. Развитие русской культуры опиралось на преобразова­ния предшествующего времени.

2. Распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами стали города.

3. Культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер.

4. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали: победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабристов, реформы 60—70-х гг.,
«хождение в народ», европейские буржуазные революции.

Однако консервативные тенденции в политике императо­ров Николая I и Александра III сдерживали развитие культу­ры. Правительство активно боролось с проявлениями пере­довой общественной мысли и препятствовало широкому на­родному образованию. Крепостничество яааялось тормозом для культурного развития страны.

Система образования.Одним из показателей культурного развития страны является уровень образованности общества. Если в XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства, то в первой четверти XIX в. его блага­ми могли пользоваться и представители среднего дворянства.. В 30 — 40-е гг. получить образование могли уже разночин­цы, часть низших сословий. Вырос интерес к книге, печат­ному слову, искусству, театру, прессе.

Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребностью для образованного общества. Уни­кальные для начала века библиотеки Д.П. Бутурлина или А.И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (напри­мер, большой популярностью пользовалась книжная лав­ка Смирдина в Петербурге).

В конце XVIII в. — первой половине XIX в. в России законодательно оформилась сословная система образова­ния. Основным проводником просвещения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было уч­реждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петербургский, Харьковский и Казанский.

При университетах в губернских городах открывались гимна­зии, в уездных — училища. Открываюсь и специализирован­ные учебные заведения — кадетские корпуса. Техническое учи­лище. Строгановское училище декоративно-прикладного искус­ства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Меди­ко-хирургическая академия, Лазаревский институт восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные кре­стьяне (особенно после проведения реформы П.Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли получить основы грамотности у приходского дьячка.

Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам -А.С. Пушкину, И.И. Пущину, А.А. Дельвигу, М.Е. Салты­кову-Щедрину; дипломатам — А.М. Горчакову и Н.К. Гирсу; министру народного просвещения Д.А. Толстому; публицисту Н.Я. Данилевскому и др.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных де­виц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное обра­зование. Поступать в университеты женщинам было запре­щено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70—80-х гг. В 70-е годы на частные сред­ства были организованы высшие женские курсы с уни­верситетской программой в Москве (проф. В.И. Герье), в Казани, в Киеве и Петербурге (проф. К.Н. Бестужев-Рюмин).

Домашнее образование по-прежнему имело значительное распространение. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, пра­вил поведения в обществе.

К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положение о начальных народных учили­щах». Хотя оно и не создало преемственности между началь­ной и средней школой, но отчасти решило задачу обучения детей «полезным знаниям». В те же годы открылись учитель­ские семинарии (педагогические училища), получили распро­странение трехгодичные земские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образования либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д.А. Толстой, который начал борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головина.

Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, поставил во главе Советов учи­лищ предводителей дворянства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежне­му видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам про­тивопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Средним звеном образования считались семилетние гимна­зии и прогимназии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и готовили учащихся к поступле­нию в университеты или другие высшие учебные заведения. Д.А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» характер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как пре­подавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащих­ся от насущных общественно-политических проблем, сфор­мировать у них официально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борь­бы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попечении лип, представляющих ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка остав­ляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое количество детей.

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский универ­ситет был преобразован Ришельевский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60—70-е гг. приня­ли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведе­ний, среди них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петров­ско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консервато­рии в Петербурге и Москве.

В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны, многие государственные деятели осознавали растущую потреб­ность в образованных или хотя бы грамотных людях. С дру­гой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений напол­нялись религиозным содержанием и принципами, воспиты­вавшими монархические чувства.

Наука. Становление капитализма в России требовало уве­личения количества технических работников, новых открытий. XIX век — время расцвета естественных и гуманитарных наук.

Появилась целая когорта талантливых ученых-естест­венников: физиков, химиков, биологов, математиков и др. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я.И. Кайданов и П. Ф. Горяинов. Переворот в математике произвел Н.И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевклидову систему геометрии, кото­рая была по достоинству оценена математиками лишь полве­ка спустя. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К.М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы пост­роили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконструировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он приспособил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попыт­ку создать электровоз.

В 1842 г. профессор Казанского университета Я. Я. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, употребляемого в качестве красителя в текстильной промышленности. До этого подобный краситель добывался из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П.П. Аносову уда­лось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему найти тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая отрасль науки — ме­таллография.

Совершенствовались медицинские знания. К середине XIX в. в России насчитывалось до 10 тыс. врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и гражданских лиц были спасены применением антисептических средств при хирургических опе­рациях, предложенных замечательным хирургом Н.И. Пироговым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфир­ным наркозом.

Во второй половине XIX в. русскую науку прослави­ли имена С. В. Ковалевской (математика), Д. И. Менделее­ва, Я. Я. Зенина, А.М. Бутлерова (химия), А.Г. Столето­ва, Я.Я. Лебедева, А.С. Попова (физика), К.А. Тимирязева (биология), А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, К.Э. Ци­олковского (самолетостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, передана первая радиограмма, изобретена система электронного воспро­изведения изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект дав­ления света на твердые тела, обоснована гипотеза о су­ществовании других населенных миров.

Крупный вклад в мировую науку сделали русские геогра­фы и путешественники. В 1803 —1806 гг. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.

Во время экспедиций русских мореплавателей М.П. Лаза­рева и Ф.Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мир­ный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г.И. Невельской, В.М. Головнин, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.

П.П. Семенов-Тян-Шанский, руководитель Русского импера­торского географического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870 — 1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н.М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Я.//. Миклухо-Маклай). Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропагандировали успехи наук, добивались выделе­ния средств на их развитие, давали возможность ученым об­щаться друг с другом, координировали их работу, позволя­ли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и проведении совместных исследований. Велика роль Русского химического общества, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Математических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогичес­кое общество, Русское географическое общество.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманита­рии. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н.М. Карамзин, написавший «Историю государства Россий­ского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смер­ти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выра­зительный слог и яркие характеристики государственных деятелей позволили А.С. Пушкину назвать Н.М. Карамзина «последним летописцем». «История государства российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.

В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историчес­кое общество, а через год начато издание его сборников.

Стали издаваться научные журналы — «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

Тщательный сбор источников, интерес к истории сво­его народа и государства были характерны для К.Д. Каве­лина, Т.Н. Погодина Т.Н. Грановского, Н.Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели созданная С.М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен», «История России в жизнеописаниях ее важнейших де­ятелей» Н.И. Костомарова, многочисленные работы В. О. Клю­чевского. Значительными были работы русских этнографов -Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского и востоковедов — В.П. Васильева, В.С. Голенищева.

Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н.С. Мордвинова, декабриста Н.И. Тургенева, славянофила Ю.Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного при­общения к европейским достижениям. Они отвергали пред­ставление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и владельцам мануфактур практическими советами.

Появились оригинальные научные работы философов: С.С. Гогоцкого «Философский лексикон», Н.Н. Страхова «Мир как единое целое» и др. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И.И. Срезневский.

Местом хранения вещественных памятников, представляв­ших историческую, культурную и художественную ценность стали общедоступные музеи. Музейное дело быстрыми тем­пами развивалось и в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, руко­писи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом К.П. Румянцевым и передано после его смер­ти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Мос­кву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрми­таже коллекция произведений искусства была открыта для публичного доступа.

Литература.В литературе XIX века закладывались те ос­новополагающие принципы, которые определили ее дальней­шее развитие: народность, патриотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVII — XIX вв. классицизм уступил место сен­тиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р. Державин. Ярчай­шим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к личности, частной жизни человека.

В начале XIX века широкое распространение и в России, и в других европейских странах получает распространение романтизм. В русском романизме прослеживается ряд те­чений.

1. Творчество В.А. Жуковского — «салонный романтизм».В балладах он воссоздавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским.

2. Одним из талантливейших поэтов был К.Н. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в заграничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни («К Дашкову», «Тень друга», «Таврида» и др.).

3. Поэты и писатели — декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали
за идеалы свободы и служения Родине.

Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались романтические повести Н.А. По­левого, В.Ф. Одоевского, исторические романы М.П. Загоскина, И. И. Лажечникова.

Во второй четверти XIX века в русской литературе начат утверждаться реапизм. В творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.с. Тургенева, И.А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судь­бах Родины и народа.

XIX век — время расцвета литературных салонов и объеди­нений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в обще­ственной жизни страны. Наиболее влиятельными и противо­стоявшими друг другу в то время литературными объединения­ми были «Беседа» (Г.Р. Державин, А.С. Шишков) и «Арзамас» (В.А. Жуковский, Д.Н. Блудов, А.И. Тургенев и др.).

Важное значение для развития литературы имела деятель­ность «толстых» литературных журналов «Современник» и « Отечественные записки». Основателем «Современника» был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные запис­ки объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не­красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих явлениях возник­ло новое явление для России — литературная критика. «Со­временник» и «Отечественные записки» стали центрами ли­тературных объединений и выразителями разных обществен­но-политических взглядов.

Архитектура. XIX век — время расцвета русского градо­строительства. В начале века главным архитектурным сти­лем был классицизм. С наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К.И. Росси.

Крепостной графа Строганова А.Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитек­торов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Главное дело-его жизни — возведение в 1801 — 1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В со­здании скульптур Казанского собора участвовали крупней­шие мастера: И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин и др. в эти же годы А.Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петер­бурге и парковые сооружения в Павловске.

А.Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохра­нившихся сооружений, созданных А.Д. Захаровым, являет­ся Адмиралтейство. В начале XIX вв. несколько крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значитель­ным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевс­кого острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупнейшему зодчему Петербурга — К.И. Росси: здание главного штаба и министер­ства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского двор­ца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского теат­ра, здание Сената и Синода.

В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рождением нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индий­скому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.

С именем О. И. Бове связаностроительство в Москве Тор­говых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университета, полнос­тью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А.Л. Витберг со­здал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А.А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — са­мое высокое здание России того времени и возведена Александровская колонна на Дворцовой площади столицы. В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мель­никова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглы­ми зданиями.

Живопись. Для русской живописи XIX век — время рас­цвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточ­ное распространение Академия была консервативным учреж­дением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологичес­кие темы.

Одним из крупнейших портретистов был О.А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д.В. Давы­дова, Е.Л. Ростопчинской, В.А. Жуковского, А.С, Пушки­на выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О.А. Кипренский — первый художник, который, по словам А.А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе». В.А. Тропинин, как и О.А. Киприенский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию худо­жеств и начал с портретной живописи. Известен его порт­рет А.С. Пушкина. В историю русской живописи В.А. Тро­пинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А.Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др., портреты «Всадница», «Пор­трет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е.П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А.А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа наро­ду» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чув­ство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др.). В 50—60-е гг. XIX века получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н.В. Неврев, В. В. Пукирев, И.М. Прянишников и др.

Виднейшим организатором и идеологом молодого поко­ления художников был Н.И. Крамской, а его теоретиком — В.В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал ака­демический классицизм. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выставок», в котором состо­яли И.Н. Крамской, В.М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И.Е. Шишкин, В. И. Суриков, И.Е. Репин и др. Важную роль в развитии русского искусства сыграло со­здание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искус­ства. Его частное собрание стало основой одного из богатей­ших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.

Скульптура.В первой половине века активно развива­лось искусство скульптуры, особенно скульптуры монумен­тальной. И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), заме­чательный медальер Ф.П. Толстой, И.П. Витали (много-фигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), П.К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И.А. Крылову в Летнем саду, памятник Нико­лаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно высочайшее мастерство.

Музыка,Многовековое народное творчество создало осно­ву для развития национальной музыкальной школы. Сочета­ние народных мотивов с романсом привело к появлению особого жанра — русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Вар­ламов, А.Л. Гурилев).

Начало нового этапа в развитии русской музыки связано с именем М.И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечательными поэтами А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, В.А. Жуковским. М.И. Глинка создал пер­вые классические образцы национальной оперы, симфони­ческой и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно-сказочному. Оркестровые сочинения М.И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфо­ническую классику. Особое внимание декламационной пес­не и опере уделял внимание А.С. Даргомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).

Творчество композиторов и исполнителей первой поло­вины XIX в. подготовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся компо­зиторов: М.А. Балакирева, А. П. Бородина, М.П. Мусоргско­го, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи. Девизом союза ста­ли слова М.П. Мусоргского: «К новым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, ис­пользованию не только богатого европейского опыта, но и главным образом традиций народной музыки.

Театр. Для театральной жизни России характерно суще­ствование различных видов театров: 1. Крепостные — принад­лежащие русским аристократическим фамилиям (Шереме­тьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.);

2. Государствен­ные — Александрийский и Мариинекий в Петербурге, Большой и Малый в Москве;

3. Частные — «развлечение и польза», «Московский художественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.

В театре XIX в. господствовал классицизм и сентимента­лизм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Ку­кольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользо­вались сатирические комедии Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова. В 30—40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литера­туры в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А. П. Ленский, М.Г. Савина, В.Н. Комиссаржевская, К.А. Варламов и др. зак­ладывали основы русской театральной жизни.

Наши рекомендации