Упражнение 143. Проследите нарушения в логико-смысловой членимости заявления. Как это проявляется в языковых формах? Исправьте текст
Зам. декану юридического факультета
Красноярского госуниверситета
доц. Петрову А.Н.
от студента 3 курса вечернего отделения
Семенова О.И.
Заявление
В процессе моей работы имеют место внезапные командировки. Переводиться по этой причине на заочное отделение я бы не хотел, т.к. командировки носят эпизодический характер и они непродолжительные. В связи с этим прошу Вашего разрешения на свободное посещение занятий. Темы по пропущенным семинарским занятиям обязуюсь сдавать сразу по возвращении из командировки.
12 октября 2010 г. Семенов О.И.
Тема 29. Синтаксические средства экспрессивной речи
Цель:изучить основные синтаксические средства создания экспрессии.
Задачи:
- рассмотреть особенности употребления фигур речи в художественном и публицистическом стилях речи;
- изучить стилистические функции смещённых, присоединительных конструкций;
- изучить стилистические фигуры, представляющие собой сильное средство эмфатической интонации.
Ключевые понятия:эмфаза, риторическое восклицание, риторический вопрос, анафора, эпифора, параллелизм, умолчание, градация, период, эллипсис.
Вопросы для обсуждения
1. Синтаксические средства создания экспрессии
2. Стилистические фигуры как средство эмфатической интонации.
Методические указания
Использование стилистических фигур, разнообразных синтаксических средств создания эмфатической интонации у большинства литераторов и публицистов сочетается с употреблением тропов, оценочной лексики, ярких приёмов усиления эмоциональности, образности речи. Поэтому при лингвостилистическом анализе текста следует особое внимание уделять целостному художественному образу, его роли в ткани всего произведения.
Литература
1.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 1999. – С. 426 - 433.
Дополнительная литература
1.Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 233 – 238.
Упражнения
Упражнение 144. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:
А) антитеза Б) инверсия В) эллипсис
олицетворение перифраза период
параллелизм анафора инверсия
ирония эпитет параллелизм
эпифора умолчание градация
Упражнение 145. Назовите средства экспрессивного синтаксиса, встречающиеся в тексте.
Прелесть лунных ночей была несравненна. Тихо-тихо стоял ночной млечный сад. Осторожно, изнемогая от неги, пели ночные соловьи, состязаясь друг с другом в сладости и тонкости песен, в их чистоте, тщательности, звучности. Тихая, нежная, совсем бледная луна низко стояла над садом. Несказанно прелестная зыбь голубоватых облаков неизменно сопутствовала ночной красавице.
Упражнение 146. Укажите тип речи этого текста. Какие средства языковой выразительности не используются в этом тексте?
А) метафора В) повтор Д)эллипсис
Б) олицетворение Г) сравнение Е) умолчание
Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва всего накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжается…Какие бы ни были на самом деле глаза у Лизы, они лишь тогда представали в своей водно-алмазной сущности, если вы вызывали их в памяти. И тогда этот плоский, невидимый, влажный аквамариновый блеск становился вдруг пристальным и трепещущим,точнокапельки солнца и моря попали вам между ресницами.
В жизни глаза её были прозрачные и светло-синие, оттененные чернотою ресниц, с белками, розовевшими в уголках, и они удлинялись к вискам, где от них по-кошачьему хищно, веерами расходились морщинки.
(По В.Набокову)
Тема 30. Основы риторики
Цель:изучить законы риторики, риторический канон и смысловые модели речи
Задачи:
- изучить компоненты речевого события как основной единицы речевого общения
- изучить законы современной общей риторики
- изучить этапы классического риторического канона
- сравнить русские традиции красноречия и современный риторический идеал
Вопросы для обсуждения
1. Принцип гармонии речевого события.
2. Эффективность речи и личность оратора.
3. Законы современной общей риторики.
4. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.
5. Топ. Смысловая схема речи.
Ключевые понятия:речевое событие, дискурс, речевая ситуация, прямые и косвенные сообщения, коммуникативные стратегии, инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, смысловые модели речи, риторический идеал
Методические указания
Изучение основ риторики позволит студентам самостоятельно анализировать, оценивать явления, факты и ситуации собственной и чужой речи. Именно самостоятельному их анализу нужно научиться, чтобы уметь верно оценивать и контролировать своё речевое поведение, чтобы разбираться в сложных и многообразных причинах успехов и неудач в общении, чтобы видеть истоки нарушения понимания и конфликтов, находить способы их предупреждения и преодоления.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 2000
2. Михальская А.К. Основы риторики. – М.:Дрофа, 2001.
3. Риторика. Культура речи:Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002
Дополнительная литература
1. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 2000.
2. Сурин Н. Риторика:Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1999.-246 с.
Упражнения