Раздел 2. Мировая кудсжвственная культура
Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода — А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, A.M. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Толстой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ананьев, В.П.Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. — не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, довольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма — ухода от реальности.
Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В отличие от юмора Западной Европы, Америки и Японии русский юмор гораздо более социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены английской утонченности или французской изящности, по они наделены тем, чем не обладает ни одна культура мира, — способностью в завуалированной форме донести до слушателя всю гамму политических теорий, концепций, общественных реакций на важнейшие события, не утрачивая глубочайшей самоиронии. Юмор и сатира, имеющие в России одну из самых мощных за всю историю человечества традицию, формировались по принципу антисимметрии: чем больше запрещали, тем выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира служили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» стороной советского искусства, но и компенсацией того морального и культурного ущерба, который наносит народу всякая цензура, любые запреты.
Творчество И. Ильфа (1897—1937) и Е.Петрова (1902—1942), М.М. Зощенко (1894—1958) — доказательство того, каких высот в искусстве можно достичь, пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых серьезных, самых фундаментальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантюриста — здесь дана панорама социальных типов советских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой книге» (1934—1935) М.Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность, завуалированно показано то, о чем в слух сказать было невозможно — ханжеская мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители, вовсе не лишены человеческих пороков.
Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду, которую давно и во всех подробностях знали все —даже партийные чиновники, запрещавшие эту правду. Знали, но делали вид, что этого нет или не должно быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них никто не требовал — ни собственный народ, ни их враги за рубежом. Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превращения культуры — живого творчества живых масс — в придворную служанку. От напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую очередь партийные работники, тайком читавшие запрещенные и западные книги. Все понимали, что официальное советское искусство — давно не искусство, а плакат, и все делали вид, что не верят этому.
Творчество А.П. Платонова (1899—1951) искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмаго-ристами XX столетия. В его прозе (романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море») мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия, в завуалированном под отвлеченные понятия и метафоры виде в них выражено неприятие социалистических форм переустройства жизни.
Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный русский писатель М.А. Булгаков (1891 —1940). В романе «Белая гвардия» (1927), пьесах «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. В течение долгих Лет творчество Булгакова замалчивалось официальной советской критикой, а сам он причислялся к писателям, «искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х годов началось массовое издание его произведений.
д § 4. Авангардизм в живописи_____________ ____
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период Первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции.
После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кон-чаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок «Супремус» (Малевич, Розанова, Клюн, Попова). В Москве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открываются художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной культуры (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866—1944). Кандинский происходил из разбогатевшей семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Как это было принято в среде крупной московской буржуазии, Кандинский изучал право и экономику в Московском университете, но юридическая карьера не привлекала его. В 1889 году он едет с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию, где знакомится с древнерусской иконописью и народным творчеством. Другим важным событием в его художественном становлении явилась картина «Стог сена» Моне, глядя на которую Кандинский, в те годы студент юридического факультета Московского университета, почувствовал, что «в этой картине нет предмета». С этого момента предмет потерял для Кандинского прежнюю значимость. Постепенно живопись вытеснила юриспруденцию: в 1896 году он отказывается от должности профессора Дерптского (Тартуского) университета.
В начале 1900-х годов Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902—1908). В 1910 году создал первое абстрактное произведение — хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих, и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве». С этого момента в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название абстрактного. Кандинский полагал, что нарождается новая эра в развитии человечества, возникает раса людей будущего. Для них будет ценен мир внутреннего и духовного. В 1911 году вместе с Францем Марком Кандинский создает знаменитое объединение «Синий всадник». Художники организуют выставки, налаживают издание альманаха. Период с 1909 по 1914 год был самым интенсивным, Кандинский написал около 200 картин, которые группировались по трем циклам: «импровизации», «композиции», «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки.
С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись в Москву, он активно включается в художественную жизнь: участвует в создании Музея живописной культуры (всего он участвовал в создании
22 провинциальных музеев), преподает в университете и Вхутемасе. В 1920 году Кандинский выступает инициатором создания Иихука. В 1921 году он становится одним из организаторов и вице-президентом ΡΑΧΗ. В 1921 году Кандинский уезжает из Москвы и возвращается в Германию, где становится профессором Баухауза в Веймаре. Этот период, названный Кандинским «лирическим геометризмом», был самым продуктивным в его творчестве. Художник достигает всемирного признания, его персональные выставки проходят во многих странах Европы и США.
Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него начинается эра супрематизма (отлат. supremus— высший, последний), или искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи, он в 1905 году приезжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года, под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в творчестве Малевича начинается период футуризма, получивший название «кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом, характерным для футуристов. В 1915 году возникли первые полотна, созданные в новом стиле супрематизма, в нем сохранилось «кубофутуристическое» единство динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую «белую бездну», призванную символизировать превосходство чистой формы над текучей предметностью.
В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произведений и среди них— «Черный квадрат». Освободившись от порабощения сюжетом и предметами, живописцы устремились к открытию внутренних законов искусства. Новому стилю были свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). После революции Малевич являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей в Москве, возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926 году он преподавал в Киевском художественном институте.
Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства. Он прожил интересную, насыщенную жизнь. В конце 1900-х — начале 1910-х годов художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А.Е. Крученых, среди которых достаточно быстро выдвинулся на одно из первых мест. После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 году был председателем «молодой фракции» в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 года — председателем Московской художественной коллегии Наркомпроса, инициатор создания музеев нового типа («музеев художественной культуры»), председателем Объединения левых течений в искусстве (1921 —1925), руководил Отделом материальной культуры Гинхука (1923—1925) в Петрограде.
Сущность конструктивизма составляла идея практичного, утилитарного использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала XX века — памятником III Коммунистическому Интернационалу (1919—1920). Спиральная башня, высотой 400 м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня Татлина», превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из металлических балок и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение технологически новых материалов и абстрактные формы, полностью лишенные какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух революции. Сам Татлин почитал свое творение высшей точкой синтеза разных искусств.
Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним A.M. Лисицкого) (1890—1941), известный как талантливый российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик, один из создателей нового вида искусства — дизайна. Один из самых интересных периодов его творчества связан с Витебском, который в 1919—1921 годах был чуть ли не художественной меккой всей России. Достаточно сказать, что здесь жили и трудились М. Шагал, возглавлявший Народное художественное училище, К. Малевич, основавший 1'руппу УНОВИС, и Эль Лисицкий, руководивший мастерской у Шагала и вместе с Малевичем оформивший юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им «проуны» (проекты утверждения нового). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма, служа «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». Они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
Лисицкий участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную роль дизайна как интернационального языка, понятного вне форм словесного общения.
Конструктивизм оказался чрезвычайно плодовитым не столько в фундаментальной, сколько в прикладной сфере искусства. От него беруг начало два культурных начинания XX века — дизайн и производственное искусство, которое считается ветвью или направлением дизайна. Первое получило мировое признание, второе осталось па уровне «домашней заготовки».