Схема 8.3. Классификация мифов

II.Около V тыс. лет до н. э. в первобытном обществе начинается своего рода социокультурная революция. Финалом последней стало появление примерно в одно и то же время (на рубеже IV – III тыс. до н. э.) четырех цивилизационных центров.

4 цивилизационных центра I БЛИЖНИЙ ВОСТОК Шумеро-аккадская цивилизация (Месопотамия) На рубеже IV – III тыс. до н. э.
II СЕВЕРНАЯ АФРИКА Древнеегипетская цивилизация на рубеже IV – III тыс. до н. э.
III ЮЖНАЯ АЗИЯ Древнеиндийская и Древнекитайская цивилизации III – II тыс. до н. э.
IV СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ Цивилизация Эгейского моря (Крито-микено-греческая цивилизация)

Схема 8.4.Финал социокультурной революции (примерно IV – III тыс. лет до н. э.)

«Осевое время» истории знаменуется не только духовным поворотом, существенно обновившим традиционную культуру локальных цивилизаций древности, но и приводит к появлению в культуре «восточного» и «западного» потоков ее развития, т. е. возникают два типа цивилизации – Восток и Запад.

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Западная цивилизация
Древняя Греция Древний Рим
Древний Египет Древняя Индия Древний Китай
Восточная цивилизация
«Осевое время культуры» (середина I тыс. до н. э.)
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 8.5. «Осевое время культуры»

По К. Ясперсу, центром истории человечества является «осевое время культуры».Хронологически оно приходится на VIII – II вв. до н. э. Согласно мыслителю, это была особая эпоха, своего рода поворотный пункт в истории человечества: время, когда были заложены основы мировых религий (буддизм и христианство), и сегодня определяющих жизнь людей. Именно в эту эпоху были созданы крупнейшие философские учения, на которых стоит многомиллионный мир буддизма и индуизма. Тогда же проповедовали библейские пророки: Исайя, Иеремия, Даниил. Именно в эту эпоху были разработаны категории, которыми мы мыслим и по сегодняшний день. Это время самых великих философов и мыслителей: Будды и Конфуция, Лао-Цзы и Сократа, Заратустры и Платона.

Черты Востока Черты Запада
Неподвижность Динамизм
Устойчивость Неравномерность, волнообразный ритм развития
Иррационализм и мистицизм Рационализм
Традиционализм Прагматизм, рост потребностей материального характера

Схема 8.6. Специфические черты восточной и западной цивилизаций

Говоря о возникновении двух типов цивилизаций, необходимо заметить, что в рамках этих различных цивилизационных типов сформировались различные типы человеческого сознания, т. е. можно говорить о рождении «человека Востока» и «человека Запада», о рождении восточной и западной ментальности. Человек Востока развивался на протяжении тысячелетий как и человек Запада, но преимущественно в иной плоскости. Можно сказать, что вектор мышления восточного человека всегда был направлен вертикально – вверх, к сакральному, а векторы мышления западного человека располагались в горизонтальной плоскости. Именно поэтому в сокровищницу мировой культуры Восток и Запад привнесли такие разные плоды и достижения.

Тип цивилизации Основной вклад в мировую культуру
Восток Духовная культура
Мировые религии
Религиозно-философские тексты и литературные источники (Библия, Коран, Типитака, Бхагавадгита)
Запад   Научно-техническая культура  
Создание рационального государства, демократии, науки и техники

Схема 8.7. Цивилизационные достижения Востока и Запада

III.Восточный тип культуры – это далеко не единообразная череда локальных культур, а сложный конгломерат самобытных уникальных культурных типов. Наиболее древними культурами человечества являются культуры Древнего Египта и Месопотамии. Именно здесь формируются первые государства, а в них частная собственность, письменность и многие другие основополагающие цивилизационные достижения.

История развития культуры Древнего Египта представляет собой ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:

o Додинастический период (IV тыс. до н. э.);

o Древнее царство (XXXII – XXIV вв. до н. э.);

o Среднее царство (XXI – XIX вв. до н. э.);

o Новое царство (XVI – XII вв. до н. э.);

o Позднее царство (XI в. – 332 г. до н. э.).

Своеобразие древнеегипетской культуры заключалось в том, что все усилия этого общества были направлены на попытки преодоления смерти. Искусство бальзамирования человеческих тел, создание нетленных саркофагов, величественных пирамид и многое другое есть свидетельство и результат этих неимоверных усилий.

Специфика египетской культуры заключается и в тесной связи искусства и религиозно-мифологических представлений, особенно заупокойного культа и обожествленной власти фараона. Яркой страницей культуры древних египтян явилось их живописное искусство, а именно их заупокойные живописные портреты (шедевр – юноша в золотом венке) и литература. «Книга мертвых», а также уникальные произведения высокохудожественной словесности во всех ее литературных жанрах составляют безусловное достояние этой древнейшей цивилизации и современного человечества.

Колыбелью современной цивилизации называют культуру, возникшую между Тигром и Евфратом в IV тыс. до н. э. и получившую название Месопотамская цивилизация. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно государство – Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования, соответственно им выделяют следующие культуры:

o шумеро-аккадская культура (IV тыс. – III тыс. до н. э.);

o культура Старовавилонского царства (II тыс. до н. э.);

o культура Ассирии (I тыс. до н. э.);

o культура Нового Вавилона (до сер. I тыс.).

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. Здесь появились первые города-государства, возникла письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее – на средневековую культуру Европы, в конечном итоге – на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности – самой ранней в истории человечества (IV тыс.
до н. э.). Здесь же возникли сложная система счета, было положено начало развитию научной мысли, особенно астрономии и математики. Древнейшие мифы Двуречья оказали огромное влияние на последующее развитие мировых религий: это миф о сотворении мира, всемирном потопе и др.

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья. Ими созданы первые в человеческой истории поэмы, элегии, составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы. В целом, месопотамскую культуру, согласно классификации П. Сорокина, относят к сенситивному, т. е. чувственному типу культур.

IV.Мысль А. Меня, известного русского богослова и ученого, «когда мы говорим об основах любой культуры, мы должны прежде всего задать себе вопрос: не какие материальные формы куют ее, а какой дух лежит в ее основе» как нельзя лучше указывает тот единственно верный путь изучения и понимания сути культуры, созданной древними евреями.

История цивилизации древних евреев начинается примерно
в 1850 г. до н. э., когда из Северной Месопотамии по дорогам Сирии на Запад двинулась небольшая группа людей, арамеев из города-государства Ур, располагавшегося в нижнем течении Евфрата. Именно этих людей, поселившихся в Ханаанской земле (Палестине), стали называть «иврим» (евреи), что в переводе на русский означает «перешедшие». Этим переселенцам, со временем потерявшим связь с арамеями, суждено было создать самобытную цивилизацию, в основу которой впервые в Древнем мире был положен монотеизм – вера в единого бога. В те давние времена эта вера не сводилась к сложным философским заключениям, даже не носила теоретического характера. Религия Авраама (как условно называли эту веру) сводилась к верности и бесконечной преданности к своему единому Богу. В истории народа Завета (так стали называть евреев) было множество эпохальных исторических событий, важнейшими из которых стали:

o египетское пленение (около XVI в. до н. э.);

o завет (союз) между Богом и Моисеем у подножия горы Синай;

o создание древнееврейского государства Израиль (XI – X вв. до н. э.);

o золотой век израильского народа во времена Давида и Соломона;

o вавилонское пленение (VI в. до н. э.);

o эпоха греческих и римских завоеваний (IV в. до н. э. – 1-е века н. э.).

Вершиной древнееврейской культуры и цивилизации в целом стало создание корпуса священных текстов, вошедших в историю человечества под названием ТаНаХ (Ветхий завет), впоследствии ставших основой еще одной мировой религии и цивилизации – христианской.

Становление канона (стандарта, иными словами) ТаНаХа началось примерно с V в. до н. э. Именно эта книга сохранила единство и идентичность евреев на их сложном историческом пути, в том числе и в период последнего, почти двухтысячелетнего рассеяния.

На наш взгляд, наиболее интересный историко-культурный комментарий и анализ ТаНаХа (и в целом исторического пути древнееврейского народа) изложен в книге Г.В. Синило «Древняя литература Ближнего Востока и мир ТаНаХа», а также книге А. Меня «Как читать Библию». В целом, структуру ТаНаХа можно представить в виде следующей схемы.

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru ТаНаХ

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Тора (Закон) Невиим (Пророки) Ктувим (Писания)

А.Ранние пророки А.Поэтические книги

1. Бытие 1. Книга Иисуса Навина 1. Псалмы

2. Исход 2. Книга Судей 2. Притчи Соломоновы

3. Книга Левит 3. Книга Самуила 3. Книга Иова

4. Числа 4. Книга Царств

5. Второзаконие Б.Поздние пророки Б.Пять свитков

1. Исайя 1. Песнь Песней

2. Иеремия 2. Книга Руфь

3. Иезекииль 3. Плач Иеремии

4. Малые Пророки 4. Книга Есфирь

(Книга двенадцати) 5. Книга Екклесиаста

В.Исторические книги

1. Книга Даниила

2. Книга Ездры-Неемии

3. Паралипоменон

Схема 8.8. Структура ТаНаХа (Ветхого Завета)

Как видно из схемы, Священное Писание евреев получило свое название по заглавным буквам трех главных разделов текста. ТаНаХ, книга, представляющая собой собрание самых различных жанров и литературных произведений, обладает невероятной целостностью и уникальностью. И это
несмотря на то, что писалась она на протяжении более чем 1000 лет несколькими десятками поколений. В течение более чем двухтысячелетней христианской истории духовная проблематика ветхозаветных сюжетов (ТаНаХа) прочнейшим образом входит в ткань европейской и, в целом, мировой культуры.

Книги ТаНаХа, написанные между V и II веками до н. э. показывают нам, какой непростой духовной жизнью жил древнееврейский народ. Ярчайшее представление о том, чем жили древние израильтяне можно почерпнуть, в первую очередь, из книг Иова, Екклесиаста, Песни Песней. К примеру, книга Иова, называемая самой «драгоценной» и «философской» книгой ТаНаХа, на протяжении многих веков влекла к себе умы самых выдающихся людей, таких как М. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.В. Гете, В. Гюго и др. Книга поднимает актуальнейший вопрос человеческой жизни – проблему страданий. Она ставит этот вопрос во всей силе, давая ответ всем поколениям, говоря в том числе и о том, как и чем можно объяснить страдания праведных людей.

Если книга Иова – одна из самых первых записанных книг ТаНаХа, то книга Екклесиаста появляется около 350 г. до н. э., т. е. является одной из позднейших. Это цикл небольших поэм, объединенных общей мыслью. Автор ведет речь от лица легендарного царя Соломона. Книга рисует образ мудреца, который достиг всего, испытал все, о чем мечтает человек, и пришел к выводу, что гонялся за призраками. «Суета сует, все суета» – этот мрачный припев лейтмотивом проходит через всю книгу.

Для того, чтобы научиться самостоятельно анализировать и адекватно воспринимать эти произведения, составляющие удивительный мир ТаНаХа, мы также рекомендуем для прочтения книгу Лиланда Райкена «Библия как памятник художественной литературы».

Основной тезис. Истоки и корни культуры человечества находятся в первобытности. Несмотря на то, что этот период времени назван «доисторией», в первобытной культуре фиксируется ряд специфических черт, таких как: синкретизм, гомогенность, мифологичность, утилитаризм, ритуализм. Переход человечества к творению первых цивилизаций произошел на рубеже V тыс. до н. э. В середине I тыс. до н. э. единый поток культурного развития человечества разделяется на два самостоятельных: Восток и Запад. В рамках этих двух цивилизационных типов были сформированы самобытные культурные формы и различные формы ментальностей.

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите хронологические рамки архаической культуры. 2. Какие специфические черты характеризуют первобытный тип культуры? 3. Назовите первые древнейшие цивилизационные центры в истории человечества. 4. Выделите и назовите исторические этапы развития культуры (по К. Ясперсу)? 6. Что такое «осевое время» культуры? 7. Охарактеризуйте основные черты восточного и западного типа цивилизаций? 8. В чем заключалась специфика религиозной веры древних евреев? 9. Как в Библии и других древних источниках излагается исторический путь «народа Завета»? Почему евреи получили это имя – «народ Завета»? 10. Что такое ТаНаХ? Опишите его структуру. 11.Проделайте самостоятельный анализ содержания одной из книг Ветхого завета (по выбору). 12.Попробуйте проанализировать влияние Ветхого завета (ТаНаХа) на становление и развитие феномена европейского искусства.

Литература

1. Коган М.С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии. – М., 1994.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

4. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1995.

5. Найдыш В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М., 2002.

6. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

7. Горелов А. А. Культурология: Учебное пособие. – М., 2001.

8. Культурология / Под ред. Л.Г. Багдасарьян. – М., 2001.

9. Пигалев А.И. Культурология. Учебник. – Волгоград, 1999.

10. Дубянiцкi Э. Культуралогiя. – Мн., 2003.

11. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. – М., 1997.

12. Библия (неканоническое издание, синодальный перевод).

13. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа. – Мн., 1998.

14. Райкен Л. Библия как памятник художественной литературы. – Киев – СПб., 2002.

Тема 9. Культуры Востока

1. Культура Древней Индии.

2. Китайская культура как особый тип восточной культуры.

3. Арабо-мусульманская культура.

Основные понятия:цивилизация, политеизм, ведизм, брахмана, традиционализм, индуизм, буддизм, сакральная культура, конфуцианство, даосизм, ислам, Коран.

I.На рубеже IV и III тыс. до н. э. в Южной Азии (Индия) зарождается древнейшая цивилизация, а во II тыс. до н. э. появляются еще две великие цивилизации древности – Китай и Древняя Греция. Эти культуры развивались чаще всего уникально и неповторимо. Данные восточно-азиатские регионы на протяжении нескольких тысячелетий сохраняли и продолжали свои специфические традиции и ментальные основы. Развитие Востока предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои культуры. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.1. Культурные традиции Востока

Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. Достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии – вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только самой Индии, но и ряда других стран. Большую роль в духовной жизни Древней Индии играла религия.

  ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (II – нач. I тыс. до н. э.)
  БРАХМАНСКИЙ ПЕРИОД (XI – VI вв. до н. э.)
  БУДДИЗМ (V – I вв. до н.э)
ИНДУИСТСКИЙ ПЕРИОД (со II – III вв. н. э.)
       

Схема 9.2.Периоды развития культуры Древней Индии

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.3.Ведическая культура Древней Индии

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.4.Характерные черты брахманизма

Значительно позднее, чем ведизм, сложился в Индии буддизм,но через несколько столетий именно он перешел границы Индии, утвердился во многих странах Азии, стал одной из трех мировых религий.

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

присутствие страдания в мире  
нирвана
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru
восмеричный путь
сансара
четыре благородные истины
Буддизм
лежат в основе буддизма, они открылись его основателю Сиддхартхе Гаутаме (623 – 544 гг. до н. э.)  
объясняет причину страдания  
утверждает, что страдание может быть уничтожено  
поясняет, как можно уничтожить страдание  
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.5.Основные достижения культуры Древней Индии

архитектура (пещерные храмы, ступы, колонны-стамбхи, скальные храмы-чайтьи)
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.6.Основные достижения культуры Древней Индии

II.Достаточно уверенно можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII века н. э.

 
  Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

единая система административно-хозяйственного управления, наличие деспотической власти, рационализм как культура управления, ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»)  
Эпоха «Воюющих царств»
1 этап
2 этап
3 этап
Эпоха Цинь
Эпоха Хань
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.7.Этапы формирования культуры Древнего Китая

Конфуцианство
Идеал – сильное государство, богатое общество; задача –управление государством, воспитание подданных  
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru
Школа «Инь – Янь»
Даосизм
Моизм
Учение Дао как «путь природы», «мать всех вещей»; идеал – возврат к первобытному состоянию и внутриобщинному равенству  
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.8.Основные философские школы Древнего Китая

Ислам
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru
– Бог есть чистая духовность – Бог не имеет человеческих антропоморфных черт – Бог есть все мира  
Виды словесности: рубаи, газели, касыды, поэмы  
Иерархия ценностей: 1. Дух, идеи в их непосредственной данности в сознании 2. Идеи, выраженные посредством устной речи  
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru
1. Бог не может быть изображен 2. Человек не может быть изображен, ибо не представляет ценности вне божественной идеи  
Музыка
Художественные ремесла: ковры, ткани, оружие  
Зодчество: мечети, минареты, мавзолеи, дворцы  
Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Схема 9.9. Арабо-мусульманская культура

В ряду великих мировых культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную сферу культуры – право, государство, философию, искусство.

Основной тезис.В рамках восточной культуры происходило формирование культурно-исторического типа специфической восточной цивилизации, сформировался тип человеческого сознания и ментальности. Сознание восточного человека направлено на постижение духовной культуры, т. е. чего-то духовного, возвышенного, сакрального.

Схема 8.3. Классификация мифов - student2.ru

Вопросы для самоконтроля

1. Какие общие черты культур Древнего Востока позволяют отнести их к одному типу культуры? 2. Раскройте специфику культуры Древней Индии.3. Какие религии возникли в Древней Индии? 4. Охарактеризуйте типологические черты культуры Древнего Китая. 5. Что такое синкретизм? 6. Что такое буддизм? 7. Каковы особенности арабо-мусульманской культуры? 8. Основные особенности мифологического мировосприятия. 9. Как обеспечивалась надежная трансляция традиционной культуры Востока?

Литература

1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

2. Взаимодействие культур Востока и Запада. – М., 1987.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1996.

4. Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. – М., 1985.

5. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

6. Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней / Под. ред. Л.И. Акимова и А.Г. Кифишин. – М., 2000.

7. Конфуций. Я верю в древность. – М., 1998.

8. Культурология / Под ред. Л.Г. Багдасарьян. – М., 2001.

9. Религия в истории и культуре / Под ред. М. Г. Писмалика. – М., 2000.

Наши рекомендации