Искусство Японии древнейшего периода

Искусство Японии

Японская культура складывалась и развивалась в особых природных и исторических условиях. Япония расположена на четырех крупных и многих мелких островах, омываемых морями. Находясь на самом краю востока, она испытывала периодически усиливающееся, потом снова затухающее влияние таких материковых культур, как Китай и Корея. Периоды взаимодействия с внешним миром сменялись в японской истории долгими веками культурной изоляции (периоды с X по XIV и с XVII по сер. XIX в.). Последнее обстоятельство способствовало выработке и закреплению многих уникальных черт японской культуры в целом и искусства в частности. Знакомство с культурой Запада произошло в XVI в., когда основные черты самобытной японской цивилизации уже сформировались. До 1854 г. Япония осуществляла торговлю с Китаем и Голландией только через один порт.

От древнейших обитателей Японских островов — охотников и рыболовов — дошли обнаруженные в результате археологических раскопок каменные топоры, гарпуны, наконечники стрел и вылепленные от руки керамические сосуды, получившие название из-за оттиснутого на них узора “Дзёмон”, что означает “след веревки”. Поэтому культуру неолита в Японии также называют Дзёмон.

Начальный период культуры Японии, о котором сохранились достоверные данные, называется эпохой кофунов (курганов) — погребений, наземная часть которых представляла земляную насыпь характерной формы — соединение круга и трапеции, напоминающее замочную скважину, что символизировало союз земли и воды. Они были значительных размеров, их окружал двойной ров с водой, поверх кургана росла трава, а по внутреннему периметру насыпи располагались полые глиняные фигурки людей, животных, модели лодок и домов высотой от 30 см до полутора метров. Они назывались “ханива”. Ханива — тип древней японской погребальной керамической пластики

Внутри погребальной камеры располагались гробы с умершими представителями знати, куда помещали ритуальные предметы: зеркало, колокол “дотаку”, чье звучание должно было отпугивать злых духов и привлекать богов — покровителей землепашцев. Дотаку — ритуальные бронзовые колокола

В погребениях царей Ямато обязательно находились такие ритуальные символы власти, как нефритовые подвески и мечи. Для возвеличивания царей рода Ямато было установлено начало истории, определена иерархия богов, выделено божество Аматэрасу (“С небес сияющая”), которое передало власть над японскими островами царям из клана Ямато. Название “Ниппон” или “Нихон”, означающее “страна восходящего солнца”, появилось в VII в.В 608 г. начались поездки для обучения в Китай, которые продолжались на протяжении двух с лишним веков.

Разнородные верования японцев, в которых очень много черт первобытного анимизма и фетишизма, нашли свое отражение в Синто. Синто (“путь богов”) по своей сути отражает представления японцев о всеобщей одухотворенности природы. Бесчисленное множество так называемых “ками” (духи) существует как в нерукотворных ландшафтных объектах, таких, как озеро Бива и гора Фудзи, так и в сотворенных людьми предметах — мечах, зеркалах, наделенных в силу этого магическими свойствами.

Синтоистский храм отличала простота деревянной конструкции: на сваях помещалось однозальное помещение, со всех сторон окруженное верандой. Внутри синтоистского храма было полутемно и пусто. Верующие не заходили в храм.

Период Нара (645–794 гг. н.э.)

Нара — наименование первой столицы и единственного в то время города Японии. Это было время утверждения японской государственности, введения буддизма и создания памятников буддийского искусства — храмов, пагод, разнообразных статуй буддийских божеств.

Буддизм в этот период был не столько верой народа, сколько продолжением политики двора. Различные секты буддизма играли очень значимую роль при дворе, земельные владения буддийских монастырей росли, монахи имели огромное влияние при дворе. Появляются буддийские монастыри, представляющие собой группы деревянных построек, расположенных на обнесенном стенами прямоугольном участке.

Особое значение приобрели широкая аллея, идущая к парадным воротам, площадь перед храмом, видимая издали многоярусная пагода. Деревянные храмы были окрашены красным лаком, приподняты на каменных фундаментах, имели широкие изогнутые двойные крыши — иримоя. Среди ранних буддистских храмов — Асукадэра, Хорюдзи; строительство последнего было начато в 607 г. по велению правящего тогда наследного принца Сетоку Тайси.

Монастырь состоял из 53 зданий, размещенных на площади 90 тыс. кв. м. Фасадом храм обращен на юг, основные постройки размещены на оси север — юг, сакральная зона — север, там располагался зал для проповедей — кодо, кондо и пятиярусная пагода. В Хорюдзи находилось 265 статуй, главным скульптурным изображением была троица Шакьямуни, представленная скульптурой основателя вероучения, сопровождаемого двумя бодхисаттвами.

В VIII в. при крупных монастырях уже имелись мастерские скульпторов. Распространился культ бодхисаттвы Каннон, чье имя было переводом санскритского имени Авалокитешвара (Внимающий звукам мира). Бодхисаттва Каннон выступает в Китае, Корее и Японии преимущественно в женском облике, в руках с кувшинчиком, веткой ивы и лассо (знаком спасения)

Исполненный сострадания к живым существам, бодхисаттва способен внимать звукам страждущих, где бы они ни находились.

Культ Авалокитешвары возник в северо-западной Индии, распространился в Китае. В “сутре Лотоса” говорилось о том, что бодхисаттва принимал облик тех существ, которые взывают к нему. В Японии распространение культа Каннон привело к появлению большого количества ее изображений — помогающей в аду святой Каннон, Каннон с головой лошади распространяет милосердие на скотов, злых духов — асуров спасает тысячерукая Канон.

Период Хэйан (794–1185 гг.)

В 794 г. столица государства была перенесена в город Хэйан (сейчас Киото). В период Хэйан расцвела утонченная придворная культура. Было создано японское слоговое письмо — кана (яп. заимствованный иероглиф). Поначалу этим письмом пользовались только женщины, в то время как официальная письменность продолжала оставаться китайской. На протяжении X в. женское письмо стало использоваться в частной практике. В XI в. наступил период расцвета японской классической литературы, блестящим образцом ее является роман “Гэндзи Моногатари”, созданный придворной дамой Мурасаки Сикибу.

Моногатари (яп.) — повесть. В “Повести о Гэндзи” отражен быт хэйанской аристократии, их воззрения на природу, религию, искусство, литературу. Жизнь главного героя прослеживается от рождения до смерти. Общая идея романа — неотвратимость возмездия за дурные дела, пагубность страсти.

В искусстве Хэйан главное место занимают буддийские образы пришедших в это время из Китая эзотерических сект Тэндай и Сингон, которые учили тому, что все живые существа обладают сущностью Будды. Тренируя дух и тело, выполняя обеты, любой способен обрести сущность Будды в процессе нескольких перерождений. Храмы этих сект строились на вершинах гор и скальных уступах, молельни в них делились на две части. Во внутреннюю, где находилось священное изображение, простые верующие не допускались.

Наши рекомендации