Семинар № 3: Авторское право
Теоретические вопросы
1. Понятие, признаки и принципы авторского права.
2. Объекты авторского права (определение, признаки произведения, критерии охраноспособности).
3. Программы для ЭВМ и базы данных. Часть произведения как объект авторского права.
4. Виды объектов. Исключения из объектов авторского права.
5. Субъекты авторского права. Соавторство. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами.
Задача 1.
Изложите в письменном виде ответы на следующие вопросы:
1. На какие произведения распространяется авторское право?
2. На что не распространяются авторские права?
3. С какого момента возникают авторские права?
4. Назовите российские и международные источники авторского права.
5. Является ли «Черный квадрат» К. Малевича объектом авторского права? Поясните позицию.
6. Что такое произведение науки, литературы и искусства?
7. В чем различие между программой для ЭВМ и базой данных?
8. Чем различаются между собой производные и составные произведения?
9. Каковы условия охраны прав на производные и составные произведения?
10. Назовите особенности правового режима аудовизуального произведения.
11. Являются ли проекты официальных документов, символов и знаков объектами авторского права?
12. Возможна ли охрана авторским правом программы телепередач или справочника телефонных номеров?
13. Какие виды соавторства вы знаете?
14. Являются ли соавторами создатель текста песни и композитор музыки, сочиненной на слова песни?
15. Что такое государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе?
16. Являются ли организации, управляющие правами авторов, обладателями каких-либо авторских прав?
17. Возможно ли управление организацией правами авторов, которые не передавали ей полномочий на управление?
Задача 2.
Скульптор Федоров создал настольную скульптурную композицию и выставил её на продажу с аукциона. Скульптура представляла собой мраморную статуэтку охотника с собакой на берегу озера. Скульптура была куплена предпринимателем Волгиным, занимающимся созданием и распространением художественных открыток.
Через два года в книжных магазинах и киосках появились цветные открытки с фотоизображением скульптурной композиции Федорова, на оборотной стороне которых автором был указан Волгин.
Посчитав это нарушением своих авторских прав, Федоров обратился в суд с требованием о признании авторства и взыскании дохода, полученного Волгиным за продажу открыток с изображением его скульптурной композиции без его согласия. Волгин возразил в суде, что скульптурную композицию он приобрел на законных основаниях, а изданные им открытки являются его собственным авторским произведением.
К какому виду произведений относится скульптурная композиция Федорова? Является ли она объектом авторского права? Сохранились ли за Федоровым авторские права на созданную им скульптурную композицию после её продажи? Возникли ли у Волгина авторские права на открытки с изображением скульптурной композиции Федорова? Решите спор.
Задача 3.
Журналист Машков опубликовал в трех номерах газеты «На страже» очерк о событиях и фактах, имевших место в работе таможенников при досмотре грузов. Через два года кинотеатры стали демонстрировать кинофильм «Контрабанда», снятый по сценарию Вологодского, написанного по сюжету очерка Машкова.
Полагая, что написание сценария Вологодским к кинофильму «Контрабанда» является неправомерным, Машков обратился в суд с иском, в котором обвинил Вологодского в плагиате и потребовал возмещения морального вреда. Одновременно Машков в судебном порядке предъявил иск к киностудии, снявшей кинофильм «Контрабанда», с требованием прекратить показ кинофильма без его на это согласия.
К какому виду произведений относится очерк Машкова? Является ли он объектом авторского права?
К какому виду произведений относится сценарий Вологодского? Является ли он объектом авторского права?
Правомерно ли требование Машкова к Вологодскому и к киностудии?
Задача 4.
Имеются ли основания признать соавторство в отношении следующих произведений:
1. фотоочерк «День победы», содержащий пять фотоснимков Яковлева и поясняющий текст Александровой;
2. учебник «Гражданское право», часть третья под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого, состоящий из следующих разделов: «Право интеллектуальной собственности» - автор А. П. Сергеев; Семейное право – авторы Е. Ю. Валявина, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и другие, всего восемь авторов; «Наследственное право» - автор Ю. К. Толстой;
3. романы И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»;
4. картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин в Крыму»;
5. монография Б. Антимонова и Е. Флейшиц «Авторское право».
Если да, то, к какому виду можно отнести соавторство на произведения?
В каких произведениях каждый автор вправе самостоятельно, без согласия другого соавтора, распорядиться своей частью произведения?
Задача 5.
Банк «Метрополис» - издатель журнала «Банковские новости» - заключил с его редакцией авторский договор заказа на разработку нового дизайн-проекта (макета) журнала. Работа была выполнена Яншиным и Мировым – штатными художниками редакции. Они разработали оригинальный дизайн-проект журнала, на основе которого был издан пробный его номер. Банк работу принял и оплатил ее в соответствии с заключенным договором заказа.
После издания первого номера журнала «Банковские новости» художники обнаружили, что их имена, как разработчиков дизайн-проекта журнала, там не упоминались, а в качестве дизайнеров указывались другие, не известные им лица.
Яншин и Миров подали иск к издателю – банку «Метрополис» и к редакции журнала «Банковские новости», в которых потребовали в качестве дизайнеров данного журнала указать их, а лиц, не принимавших участие в разработке дизайн-проекта, исключить.
Ответчики иски художников-разработчиков на суде не признали, сославшись на то, что дизайн-проекта журнала не является объектом авторского права. Кроме того, выяснилось, что авторский договор заказа не содержал никаких указаний относительно авторских прав разработчиков дизайн-проекта журнала.
Является ли дизайн-проекта (макет) журнала объектом авторского права? Были ли нарушены какие-либо права Яншина и Мирова как разработчиков дизайн-проекта? Какое решение должен вынести суд по каждому иску?