Глава VII. Правовая культура. бытовая коммуникация по поводу законопроектов, обсуждаемых в средствах массовой информации, и т
бытовая коммуникация по поводу законопроектов, обсуждаемых в средствах массовой информации, и т. д.).
Помимо «центрального ядра», любая культура включает в себя и ценностную«периферию», в границах которой существуют оппозиционные и вообще второстепенные, групповые, частные ценности. Из периферийных слоев составляются различныесубкультуры — подсистемы «центральной» культуры, отличающиеся, как правило, по своим ценностным ориентациям. Соответственно и единая правовая культура общества включает в себя различныеправовые субкультуры — правовые культуры устойчивых социальных групп, которые различаются своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры. Правовые субкультуры могут быть профессиональн ыми, конфессиональными илиэтническими,каждая из которых будет характеризоваться особенностями правосознания и правовой деятельности ее субъектов. Можно также выделитьмаргинальные субкультуры, субъекты которых не адаптированы к базовым ценностям правовой культуры общества, а также деликвентные (преступные) субкультуры, существование которых связано с отрицанием доминирующих ценностей правовой культуры. Правда, если создаваемые при этом тексты не получают социальной легитимации, то они и не могут быть отнесены к текстам центральной зоны культуры, хотя и остаются в рамках правовой культуры общества. Таковы преступные и вообще деликвентные субкультуры.4
Еслибазовые ценности правовой культуры обеспечивают ее целостность, относительнуюустойчивость и стабильность, то правовые субкультуры, образующие ее периферию, более склонны к инновациям (нововведениям) и характеризуются меньшей устойчивостью. Правовые субкультуры могут сосуществовать бесконфликтно, поддерживая культурное единство общества, и, напротив, культивируемые в них ценности могут вступать в конфликт с базовыми ценностями правовой культуры социума. При этом чем большим единством и однородностью характеризуются доминирующие ценности культуры, тем напряженней конфликт «центральной зоны» культуры с оппозиционными ценностями.
4 Об этом см., напр.: Коэн А. Содержание деликвентной субкультуры// Социология преступности (современные буржуазные теории): Сб. статей. М., 1966.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Далеко не все правовые ценности переводятся на рациональный язык правовой идеологии. Многие ценности существуют и оказывают влияние на процессы социально-правовой легитимации на уровне коллективного бессознательного и продолжают его оказывать даже тогда, когда «официальные», идеологически рационализированные правовые ценности меняют свое значение или вовсе перестают действовать.
Типы правовых культур
Классификация культур и соответственно правовых культур может быть осуществлена по различным критериям:классовым, этническим, религиозно-нравственным, семиотическим и т. д. В синхронном плане (плане современности) можно на основе ценностных критериев выделить, например,западную (англосаксонскую, романо-германскую и др.) ивосточную (исламскую, японскую, китайскую и др.)правовые культуры. Рассматривая культуру вдиа-хронном аспекте, можно также говорить обантичной правовой культуре исредневековой западной правовой культуре, о западной правовой культуремодерна и правовой культурепостмодерна.
Ю. М. Лотман отмечал зависимость типа культуры оттипа(средств)коммуникации. Ученый понимал коммуникацию как передачу информации при помощи определенных средств. Смена типа коммуникации влечет за собой изменение глобальных культурных типов в истории. Так, первая смена происходит в связи с переходом отбесписьменных культур к письменным, вторая — в связи с появлением печатного станка и возникновением«книжной» культуры,третья — основана на распространении новых средств массовой информации. Четвертый тип — это тот тип культуры, к которому относят современные общества: тип новейших информационных технологий. Информационным обществам соответствуетсетевой тип культуры, теория которого активно разрабатывается в западной социологической и политико-правовой мысли. В данном типе культуры оказываются максимально востребованными коммуникативные способности человека, создающего вокруг себя «сеть» коммуникаций, что позволяет сделать более эффективным процесс обмена идеями, информацией и ресурсами.