Хронология греческой истории

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В культурной истории Древней Греции определяют пять пе­риодов:

1. Крито-микенская культура — III — II тыс. до н. э.

2. Гомеровский период — XI—VIII вв. дон. э.

3. Архаика — VII—VI вв. до н.э.

4. Классическая Греция — V в. до н. э. — третья четверть IV в. до н. э.

5. Эллинизм — конец IV в. до н. э. — II в. до н. э.

Кратко охарактеризуем основные периоды греческой истории.

1.Крито-микенский (эгейский) период (3-2 тыс. до н.э.).

Истоки греческой культуры ле­жат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были ос­тров Крит и та часть материка, на которой располагался го­род Микены. Эта культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана,который использовал описания местности из поэм Гомера. Его крупнейшей находкой были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Ар­тур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.

Критское царство было сильной державой с могуществен­ным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отво­дило Криту значительную роль в отношениях с другими куль­турами древности. Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отлича­ется централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Страх перед богами, олицетворяющи­ми могучие силы природы, был им менее свойственен, чем у египтянам и вавилонянам. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий челове­ка от страха перед неизвестным — перед роком и таинствен­ными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни.

Ансамбли дворцов, рос­писи стен (фрески), керамика впечатляют фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кносский дворец, площадью 16 тыс. м2 , представлял собой уникальный памятник художественной культуры. Его росписи, архитектура, керамика являют­ся образцом искусства, напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэта­ми и красочными рисунками. Главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружа­ющей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Изменчивость и движение как основы художественного об­раза, стремление запечатлеть мгно­венность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.

Критская культура передала древнегреческой радостное и любовное воспри­ятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизне­радостное искусство. Но эта эпоха завершается упадком культуры Крита в резуль­тате серии землетрясений на острове.

2.Гомеровский период (11-8 в.в.до н.э.)

Постепенно остров Крит завоевыва­ют ахейские греческие племена. «Гомеровский» период характеризуется распространением керамики, мелкой пластики (небольших скульптур, статуэток) геометрического стиля и знаменитым эпосом (сказания о героях и богах). Этот период можно было назвать «смутным»: ахейцев вытесняют дорий­цы, находящиеся на более низком уровне культурного разви­тия. В это время Греция представляет собой сотни небольших полисов-общин, чье население в большей степени состояло из крестьян-земледельцев. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых возможностей стано­вятся народы, более отсталые в культурном отношении. На многие десятилетия забывается даже письменность. Основ­ная ценность этой эпохи — воинская доблесть «арете». Ос­новной формой общественного контроля является «культура стыда» — непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание.

Искусство этого периода нового типа. Главной целью ставит уже не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конст­руирование новых форм, не существующих в природе. Посте­пенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становит­ся все более независимым от природы. Стиль становится бо­лее строгим, композиции — более стройными. Упорядочен­ность формы и стиля вызвана представлениями об упорядо­ченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обосно­вание, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Начинают бурно развиваться скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и жи­вого изображения тела человека сначала в статичном поло­жении, а потом и в динамике.

3-4. Периоды архаики (7-6 в.в. до н.э.) и классики (6-5 в.в. до н.э.).

Расцвет греческой культу­ры начинается в архаический период. Это было время становления городов-государств (полисов), бурного развития искус­ства. Несмотря на политическую разрозненность, многочис­ленные полисы были связаны общим языком, общегречески­ми праздниками и состязаниями, религией. В этот период расцветает поэзия, архитектура и вазопись. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближен­ный к реальности.

Классический период, или эпоха классики — вершина рас­цвета всей древнегреческой культуры. В это время намети­лись главные черты античного общества, сложились основ­ные определяющие его экономические и политические осо­бенности — классическое рабство, система денежного обращения, рынок, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Тогда же создают­ся главные этические и эстетические принципы и идеалы, не утратившие своего значения на протяжении всей истории ан­тичного общества, формируется древнегреческий пантеон бо­гов.

Переход от архаики к классике был в значительной мере обусловлен социальными и политичес­кими изменениями в обществе. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины, государство которое стало примером в стремлении к развитию культуры сво­их граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н. э. Образцом классического совершенства ста­ла скульптура афинских мастеров.

В основе уникальности греческой культуры лежат следующие предпосылки:

· частная собственность,

· раб­ство,

· полисная демократия,

· отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты,

· десакрализация поли­тической и культурной жизни, т.е. отделение их от сферы сверхъестественного, священного, неземного.

· возникновение греческого буквенного письма,

· идеал бескорыстного созерцания, который исповедовали люди, создававшие духовные ценности и всю культуру.

5. Период эллинизма (III в. до н. э. и последние десятилетия I в. до н. э.).

Наступление эллинистической эпохи связано с завоевательными войнами Александра Македонс­кого, который настолько расширил границы Греции, что об­разовал, фактически, совершенно новое государство, где гре­ческий язык и культура играли определяющую роль, и поэто­му оно называется эллинистическим. Этот период характери­зуется интенсивным развитием всех художественных форм, связанных не только с греческими принципами культуры, но и с инокультурными проявлениями, с интенсификацией на­уки, техники, философии. Бурно развивается архитектура и все, что связано с декором интерьера и экстерьера зданий: мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Кру­гозор эллинов значительно расширился: благодаря военным походам, научным и торговым путешествиям в далекие стра­ны. Границы, замыкавшие кругозор гражданина полиса, были сняты, и это положило начало формированию «чувства миро­вых просторов». В пределы империи Александра Македонс­кого входили Египет, Месопотамия, Персия и земли на Вос­токе вплоть до Индии. Эта держава распалась на отдельные области после смерти Александра, но между ними ещедол­гое время сохранялись политические, экономические и куль­турные связи. Лишь римские завоевания в I в. до н. э. поло­жили конец существованию эллинистического мира.

Искусство эллинизма характеризуется исключительно ин­тенсивным развитием всех художественных форм, смешением греческих и «варварских» принципов культуры. Развивается наука, техника, философия, религия, расширяется кругозор. Это объясняется и обширными военными по­ходами, и торговыми контактами, и научными путешествия­ми того времени. Мир греков вырос, его границы стали необозримы, он лишился привычной гармонии, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выра­зить в художественных формах средствами искусства.

Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отража­ющая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, рас­писная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, кано­нов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания ис­кусства того периода.

Наши рекомендации