Тема: Место и роль России в мировой культуре
Таблица 1. Духовные ценности славян Киевской Руси
Таблица 2. Факторы, повлиявшие на формирование культуры славян Киевской Руси.
Таблица 3. Религия Руси
Таблица 4. Из истории названия «Россия»
Кон. XV в. – нач. XVIII в. | 1721 – 1917 гг. | 1917-1991 | 1992 г. – по н.в | |||
-Русь -Русская земля -Московское государство - Русское государство -Российское царство - Россия | -Российская империя - Россия | -Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика | -Российская Федерация, Россия |
Таблица 5. Периодизация истории России по В.О. Ключевскому
I | VIII-XIII вв. | Русь Днепровская городовая, торговая |
II | XIII в. – сер. XV в. | Русь Верхневолжская удельно-княжеская, вольно-земледельческая |
III | сер. XV в. – нач. XVII в. | Русь Великая, Московская царско-боярская, военно-земледельческая |
IV | нач. XVII в. – сер. XIX в. | Всероссийский императорско-дворянский период |
Таблица 6. Процесс европеизации и тенденции развития цивилизации и культуры Российской империи XVIII века
Тема: «Культура и глобальные проблемы современности»
Таблица 1. Технические достижения XIX века и их влияние на развитие культуры
Таблица 2. Сравнение индустриального и супериндустриального обществю
Индустриальное | Супериндустриальное |
1. Большинство людей хотят одного и тогоже от жизни: экономический успех является главной целью жизни. 2. Считается, что чем больше компания, тем больше доходов она должна дать. 3. Труд, сырье и капитал, а не земля является главным фактором производства. 4. Производство стандартизированных товаров и услуг более эффективно , чем штучное. 5. Наиболее эффективной организацией является бюрократия, принимающая стандартные решения. 6. Технологическое движение направлено на стандартизацию производства и способствует «прогрессу». Работа для большинства людей остается рутинной. | 1. Основные базовые потребности удовлетворены, экономическое вознаграждение не является достаточным для устойчивой мотивации. 2. Существуют ограничения в доходах как для корпораций, так и для правительственных организаций. 3. Информация является столь же, а возможно, и более важной, чем земля, труд, капитал, сырье. 4. Система индивидуального «ремесленного» производства, в основе которого лежит не ручной, а умственный труд, основанный на информатике и супертехнологии; результат: индивидуальные продукты потребления и услуги. 5. Наилучшим способом организации является не бюрократия, а адхократия; решения принимаются нестандартные. 6. Развитие технологии не всегда несет с собой прогресс. Работа для большинства людей должна быть вариативной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки и суждения. |
Таким образом, две главные черты характеризуют супериндустриальное общество: демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни, а также высокий уровень инновативности, быстрая скорость происходящих в обществе изменений.
Таблица 3. Концепции «третьей волны» общественного прогресса (по А. Тоффлеру)
Таблица 4. Культура и свобода – будущее культуры
Таблица 5. Стереотип развития материальной культуры
Устная речь | → | Присваивающее хозяйство |
Письменная речь (цивилизация) | → | Производящее хозяйство |
Книгопечатание | → | Индустриальное общество |
Информационная техника | → | Постиндустриальное информационное общество |
Таблица 6. Развитие информационных возможностей и потребностей людей.
История Homo Sapiens сравнивается с двумя оборотами часовой стрелки, т.е. 36 тыс. лет представлены как одни сутки, 24 часа.
(Ф. Уиллиамс, американский специалист по теории коммуникации)
00 ч. 00 мин. | 36 тыс. лет назад | –появление Homo Sapiens, коммуникация посредством звукового языка | |
08 ч. 00 мин. | 14 тыс. лет назад | –наскальная живопись | |
20 ч. 00 мин. | 8 тыс. лет назад | –пиктография и иероглифика | |
22 ч. 00 мин. | 5 тыс. лет назад | –буквенно-звуковое письмо | |
23 ч. 38 мин. | 1453 г. | –книгопечатание | |
23 ч. 55 мин. | 1876 г. | –телефон | |
23 ч. 55 мин. 47 с. | 1895 г. | –кино, радио, телеграф | |
23 ч. 57 мин. 40 с. | 1942 г. | –компьютер | |
23 ч. 57 мин. 52 с. | 1947 г. | –транзистор | |
23 ч. 58 мин. 02 с. | 1951 г. | –цветное телевидение | |
23 ч. 59 мин. 01 с. | 1978 г. | –видеодиски |
Задачи и упражнения
Тема «Западная культурная традиция»
1. Укажите с помощью стрелок – кому из античных авторов принадлежат следующие литературные произведения:
Апулей | «Орестея» |
Овидий | «Памятник» |
Вергилий | «Царь Эдип» |
Гораций | «Медея» |
Аристофан | «Метаморфозы» |
Софокл | «Лисистрата» |
Эсхил | «Искусство любви» |
Еврипид | «Энеида» |
2. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности:
Птоломей | астрономия |
Тацит | ораторское искусство |
Цицерон | медицина |
Катулл | история |
Гален | поэзия |
Марк Аврелий | архитектура |
Витрувий | литература |
Катон Старший | философия |
3. Укажите, кому из перечисленных скульпторов принадлежат названные ниже произведения?
Пракситель | «Дорифор» |
Поликлет | «Афина-Парфенос» |
Фидий | «Дискобол» |
Мирон | «Вакханка» |
Скопас; | «Афродита Книдская» |
4. Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса:
Франция | «Сага об Эрике Рыжем» |
Англия | «Песнь о Роланде» |
Исландия | «Песнь о Нибелунгах» |
Германия | баллады о Робин Гуде |
5. Кому из художников Возрождения принадлежат ниже названные живописные произведения?
Тициан | «Тайная вечеря» | ||
Ботичелли | Гентский алтарь | ||
Рафаэль | «Весна» | ||
Леонардо да Винчи | «Снятие с креста» | ||
Джорджоне | «Афинская школа» | ||
Рубенс | «Динарий кесаря» | ||
Диего Веласкес | «Сотворение мира» | ||
Ян Ван Эйк
| «Пряхи» | ||
Тициан | «Юдифь» |
6. Приведите в соответствие имена, род занятий и страну происхождения следующих деятелей культуры XX века:
Т. Манн | кинорежиссер | Италия |
А. Майоль | писатель | Испания |
П. Пикассо | композитор | Англия |
Ф. Синатра | скульптор | США |
Б. Бриттен | художник | Франция |
Ф. Феллини | киноартист | Германия |
7. Кто является автором обозначенных ниже произведений? Определите соответствие.
«Энеида» | Еврипид | |
«Закат Европы» | Эсхил | |
«Россия и Европа» | Бердяев | |
«Илиада» | Вергилий | |
«Орестея» | Софокл | |
«Судьба России» | Тойнби | |
«Постижение истории» | Гомер | |
«Антигона» | Ясперс | |
«Рождение трагедии из духа музыки» | Данилевский | |
«Золотая ветвь» | Шпенглер | |
«Медея» | Фрезер | |
«Смысл и назначение истории» | Ницше |
8. В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Установите соответствие между ними.
Гардарика | Первый в русской культуре тип портретной живописи |
Схоластика | Один из ведущих архитектурных стилей европейского средневековья |
Иконоборчество | Судебно – полицейское учреждение католической церкви |
Модерн | Художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. |
Готика | Тип религиозной средневековой философии |
Реформация | Социально – политическое, культурно – религиозное движение, направленное против культа икон |
Инквизиция | Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви |
Секуляризация | Движение за обновление католической церкви |
Парсуна | Древнескандинавское название Руси |
Рококо | Художественный стиль рубежа XIX – XX вв. |
Тема «Место и роль России в мировой культуре»
1. Укажите, кто из деятелей русской культуры:
Андрей Чохов | напечатал книгу «Апостол» |
Софоний Рязанец | отлил Царь-пушку |
Иван Федоров | написал икону «Троица» |
Андрей Рублев | написал поэму «Задонщина» |
Макарий | составил «Великие четьи-минеи» |
Феодосии Косой | написал «Хождение за три моря» |
Феофан Грек | Построил Успенский собор в Московском Кремле |
Афанасий Никитин | Расписал фресками и иконами храмы в Новгороде и Mоскве; |
Барма и Постник | Создал «рабье учение» |
Аристотель Фиораванти | Построил Покровский собор на Красной площади в Mоскве. |
2. Укажите время строительства:
1367 г | Успенского собора в Московском Кремле |
1475—1479 гг | Кирпичных стен Московского Кремля |
1484—1489 гг | Первого каменного Кремля в Москве |
1487—1491 гг | Храма Василия Блаженного |
1495 г | Благовещенского собора в Московском Кремле |
1505—l509 | Грановитой палаты в Московском Кремле |
1555—1560 | Архангельского собора в Московском Кремле |
3.Укажите, кто из деятелей русской науки и культуры XVIII в. открыл, организовал, построил, написал, создал:
памятник Петру 1 в Петербурге | И.E. Старов |
здания Московского университета, Сената в Кремле, Петровского дворца. Колонного зала Благородного дворянского собрания и др. | И. Кулибин |
самодвижущиеся экипажи, зеркальный прожектор, суда, двигающиеся против течения, семафорный телеграф, проект одноарочного моста через р. Нева и др | Д.И. Фонвизин |
комедии «Бригадир», «Недоросль» | B.B. Растрелли |
книгу «Описание земли Камчатка» | М.В. Ломоносов |
книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» | С.Л. Крашенинников |
здания Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. | Э.М. Фальконе |
«Дом Пашкова» (ныне - здание Российской государственной библиотеки) и дворец в Царицино под Москвой, Каменноостровский дворец и здание Арсенала в Петербурге | Ф.Г. Волков |
Московский университет | А.Н. Радищев |
портреты М.В. Ломоносова, императора Павла l, полководцев Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева и многих государственных деятелей России | Ф.И. Шубин |
здание Таврического дворца. Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге | М.Ф. Казаков |
закон сохранения энергии, атмосферу на планете Венера, первую научную грамматику русского языка и книгу «Древняя Российская история», положившую начало критике норманской теории происхождения древнерусского государства | Д.Г. Левицкий |
портреты Н.И. Новикова, Д. Дидро, воспитанниц Смольного института, ряда общественных деятелей России | М.И. Козловский |
памятник A.B. Суворову на Марсовом поле в Петербурге, главную статую каскада фонтанов в Петергофе, символизировавшую победу России в Северной войне | В.Н.Татищев |
«Историю Российскую от древнейших времен» и ряд публицистических произведений, критиковавших внутреннюю политику Екатерины II | М.М. Щербатов |
4. Соотнесите личность и вид деятельности:
математика | Э.М. Фальконе |
механика | Ф.С. Рокотов |
исторические науки | И.П. Кулибин |
литература | B.B. Растрелли |
филология | А.М.Бутлеров |
живопись | В.Н.Татищев |
скульптура | Н.М.Пирогов |
архитектура | К.А.Тимирязев |
музыка | П.И. Ковалева-Жемчугова |
театр | Н.И.Лобачевский |
химия | М.В.Ломоносов |
философия | Ф.Ф.Фортунатов |
хирургия | Г. P. Державин |
ботаника | А.А.Алябьев |
языкознание | С.Франк |
5.Укажите область исследований ниженазванных ученых:
Н. И. Вавилов | Ядерная физика |
А. Ф. Иоффе | физика кристаллов и полупроводников |
И. В. Курчатов | физика низких температур и физика сильных магнитных полей |
С. В. Лебедев | генетика |
Г. Л. Капица | производство синтетического каучука |
9.Выстройте в хронологической последовательности периодов творчества приведенные ниже имена деятелей культуры. Укажите примерное время их жизни и деятельности.
А. Скрябин, К. Циолковский, А. Рубинштейн, М. Шагал, М. Сервантес, И. Кулибин, М. Ломоносов, Д. Лихачев.
Время жизни, вид деятельности | Имя деятеля культуры |
Тема «Искусство как зеркало культуры»
1. Укажите представителей следующих стилей искусства:
Натурализм | |
Символизм | |
Реализм | |
Романтизм | |
Барокко |
2. Установите принадлежность перечисленных литераторов, художников, композиторов, архитекторов к той или иной культурно – исторической эпохе, укажите род их деятельности.
М. Казаков | |
А. Рублев | |
Л. Ариосто | |
Данте | |
Авиценна | |
П. Абеляр | |
Савонарола | |
Ле Корбюзье | |
Т. Жерико | |
И. Крамской | |
И. Гайдн | |
Монтеверди | |
О. Ренуар | |
У. Хогарт | |
Рембрандт | |
А. Дюрер | |
Ф. Рабле |
3. По описанию живописного произведения определите его стиль:
Грозовые облака, деревья, трепещущие от ветра, молодой человек с горящим взором, сидящий верхом на вздыбленной лошади... | |
Луг оранжево – розовый при свете заходящего солнца, подернутое легкой оранжевой дымкой раскаленного воздуха лицо девушки, светлые волосы которой покрыты красновато – розовыми бликами... | |
На поляне – три обнаженные пышнотелые женские фигуры, роскошные деревья и кустарник, яркий солнечный свет, белые облака, подчеркивающие лазурную голубизну неба, над женскими фигурами к веткам деревьев крепится ярко – красная бархатная ткань... | |
... бледно – розовые тела нимф и амуров, парящих в воздухе, вписаны в овальную композицию. Изящная, покрытая цветочной лепниной золоченая рама повторяет изогнутый рисунок общего композиционного построения... | |
... фигуры людей нарочито театральны, запечатлены в изысканных позах. Каждая складка одежды расположена в строжайшем соответствии с общим симметрично – диагональном построением. Все части композиции строго сбалансированы... | |
... кажется, что комната не имеет ни стен, ни пола, да и вообще лишена объема. Все утопает в ярко – красном объединяющем фоне – спинки стульев, контуры стола, силуэт женщины – все кажется орнаментом гигантского коврового полотна... |
4. Укажите основные признаки следующих архитектурных стилей:
Романский стиль | |
Готика | |
Барокко | |
Рококо | |
Классицизм | |
Модерн |
5. Заполните таблицу, указав, к какому направлению авангарда принадлежал тот или иной художник. Если творчество художника можно отнести к нескольким направлениям, то отметьте это в правой графе.
В. Кандинский | |
С. Дали | |
П. Мондриан | |
П. Пикассо | |
Ж. Брак | |
Э. Мунк | |
А. Матисс | |
К. Малевич |