Глава VII. Правовая культура. культуру можно определить каксамоорганизующуюся систему по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов правовой действительности
культуру можно определить каксамоорганизующуюся систему по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов правовой действительности, содержащихсоциально значимую информацию. В качестве текстов правовой действительности могут выступать собственно правовые тексты (источники права), а также тексты, легитимированные в прошлом в качестве правовых (памятники права), акты реализации субъективных прав и правовых обязанностей (вторичные правовые тексты), научные тексты о праве (правовые концепции), тексты правовой идеологии и правовой психологии и др. Заключенная в текстах правовой культуры социально значимая информация предстает как совокупный исторически развивающийся опыт правового общения, в текстуальной (знаковой) форме передаваемый последующим поколениям.
Тексты правовой действительности, в силу своей интерсубъективности всегда существующие как тексты общественного правосознания, могут обладать какположительным, так иотрицательнымценностным значением для субъектов. К числу текстов правовой действительности, воспринимаемых общественным правосознанием в качестве отрицательных ценностей, можно отнести, например, правонарушающие действия субъектов, законы, оцениваемые в качестве «несправедливых», «драконовских», тексты правовой идеологии, обосновывающей превосходство какой-либо расы или нации, и т. д. В силу своегосоциального значения данные тексты правовой действительности существуют как факты правовой культуры общества, точнее — ее ценностной «периферии» (см. об этом далее). Текстами правовой действительности, обладающими положительным ценностным значением, являются правовые тексты (источники права), тексты господствующей в обществе правовой идеологии, правомерное поведение субъектов и т. д. Они составляют «центральную зону», «ядро» правовой культуры общества.
Структурным элементом культуры является ее«центральнаязона», или«ядро культуры» (Э. Шилз), где аккумулируются доминирующие, базовые, ценности общества, которые организуют то социокультурное пространство, в котором осуществляется коммуникативное, в том числе правовое, взаимодействие. Базовые, т. е. имеющие общесоциальное значение, ценности общества находят свое выражение во всех сферах культуры — идеологии, науке, философии,
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
искусстве, религии, экономике, праве, политике и т. д. — и являются основным эталоном, по которому сверяются все культурные инновации, включая и правовые. Таким образом,базовые ценности общественной культуры, образующие ее «ядро»,определяют положительные ценности правовой культуры как ее части, а следовательно, определяют особенности общественного правосознания и коммуникативной правовой деятельности субъектов. Доминирующие ценности культуры определяют и социальную легитимность правовых текстов. Далеко не всякий текст получит социальное признание в качестве правового текста, опосредующего правовую коммуникацию. Для того чтобы текст (например, текст закона) был интерпретирован в качестве правового текста, информирующего субъектов об их взаимных правах и обязанностях, он должен соответствовать базовым ценностям культуры. Например, в религиозной правовой культуре средневекового западного общества законодательная норма, предоставившая бы субъектам, например, право на свободу вероисповедания, вступила бы в очевидное противоречие с доминировавшими в этой культуре ценностями и не стала бы действующей нормой права.
Таким образом, вправовых текстах находят выражение основополагающиеценности правовой культуры, которые, воздействуя на сознание участников правовой коммуникации, определяют их поведение в коммуникативном взаимодействии друг с другом. Облеченные в текстуальную форму они сохраняются и передаются последующим поколениям. Создание, хранение, воспроизводство и трансляция правовых текстов, необходимо сопровождаемые процессом их интерпретации, возможны только каккоммуникативная деятельность субъектов. «Центральная зона» правовой культуры является, таким образом,продуктом правовых коммуникаций и одновременно условием, благодаря которому такие коммуникации возможны, и средой, в которой они осуществляются. В этом смысле «центральная зона» правовой культуры естьправовая среда «обитания» людей,самоорганизующееся пространство правовых коммуникаций. Правовые коммуникации сосуществуют в границах «центральной зоны» правовой культуры наряду с иными коммуникациями, опосредуемыми иными текстами правовой действительности (например, научная коммуникация в рамках обсуждения различных концепций правопонимания,