Глава vii. правовая культура
в сверхчувственную реальность, находящуюся за пределами чувственных ощущений. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности — в основном физические, и все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены. При этом способ их реализации заключается не в преобразовании духовного мира человека, а в преобразовании и эксплуатации внешнего мира. Таким образом, чувственная культура — это светская культура, главная ценность которой — человек с набором нуждающихся в удовлетворении разнообразных, прежде всего чувственных, потребностей. Примером чувственной культуры является для П. А. Сорокина современная западная культура, главный принцип которой состоит в обслуживании физических потребностей индивидуума.
П. А. Сорокин выделяет три основные разновидности чувственной культуры. Первая разновидность — активная чувственная культурная ментальность (активное «эпикурейство») — ищет удовлетворения своих потребностей на пути наиболее эффективного преобразования, настройки, перестройки и реконструкции внешней среды. Внешние преобразования неорганического и органического мира (технология, медицина, прикладные науки) являются орудием этого вида ментальности. Вторая разновидность — пассивная чувственная ментальность (пассивное «эпикурейство») — характеризуется стремлением удовлетворять потребности и достигать целей не путем внутреннего преобразования «себя» и не путем эффективного реконструирования внешнего мира, а «путем паразитической эксплуатации внешней реальности в том виде, как она есть, и рассматриваемой всего лишь как средство для получения удовольствий. "Жизнь коротка", "вино, женщины, песня", "ешь, пей, веселись" — таковы девизы этой ментальности». Наконец, третий вид чувственной ментальности — циничная чувственная ментальность (циничное «эпикурейство»). Цивилизация, в которой преобладает данный тип ментальности, в поисках средств удовлетворения своих потребностей использует «своеобразную технику попеременного надевания тех идеациональных масок, которые сулят принести материальную выгоду. Образцами этой ментальности являются все тартюфы мира сего — те, кто привык менять свой психосоциальный "цвет" и свои ценности для того, чтобы плыть по течению».6
6 Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 48-50. 197
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
В чувственной правовой культуре право рассматривается как созданное человеком и по существу является инструментом подчинения и эксплуатации одной группы людей другой. Его цель исключительно утилитарна: сохранение человеческой жизни, охрана собственности и имущества, мира и порядка, счастья и благополучия общества в целом и господствующей элиты, которая устанавливает и проводит в жизнь чувственный закон. Нормы чувственного права относительны, изменяемы и условны: нормы, целесообразные при одних обстоятельствах и для одной группы людей, становятся бесполезными или даже вредными при других обстоятельствах и для другой группы лиц. Законы поэтому предрасположены к постоянным изменениям. В такой системе права, полагает П. А. Сорокин, не заложено ничего вечного и святого.
В системе социального регулирования при чувственной правовой культуре отсутствует апелляция к сверхчувственным ценностям. Личные и имущественные отношения людей управляются с точки зрения их целесообразности, полезности либо для общества в целом, либо для правящей элиты. Идеациональные ценности не играют никакой роли в ограничении или контроле этих утилитарных побуждений. Система правового регулирования определяется исключительно чувственными побуждениями. Соответственно все отношения — либо договорные (на основе совместного соглашения сторон), либо общеобязательные (навязываемые сильными слабым); все они санкционированы законом.
Наказания в чувственной правовой культуре преследуют исключительно утилитарные цели: перевоспитание преступника и безопасность общества. Судьи — светские лица. Правила юридической процедуры гибки, изменяемы, свободны от жесткой формальности идеационального закона. Наконец, публичная власть — не теократическая, а светская; она основана на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей.
Идеалистическая культура, согласно П. А. Сорокину, представляет собой смешанный, «логически интегрированный» вид культуры. В количественном отношении идеалистическая культура есть более или менее сбалансированное соединение идеациональных и чувственных элементов с преобладанием, однако, элементов идеациональных. В качественном отношении она синтезирует посылки