Деятельность учащихся на уроке литературного чтения. (4кл «Перспектива») Этапы урока Деятельность учащихся Постановка учебной задачи и ее решение Предполагатьна основе
(4кл «Перспектива»)
Этапы урока | Деятельность учащихся | |
Постановка учебной задачи и ее решение | Предполагатьна основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. | |
Решение частных задач на основе анализа текста | Определятьтему и название выставки книг. Составлятьтематический список книг. Представлятькнигу в группе; даватьей оценку. Составлятькаталог на определённую тему. Определятьнравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Рассуждатьо том, похож ли герой на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Обсуждатьв группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Обсуждатьв группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Объяснятьконкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Находитьв тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблятьсредства художественной выразительности в собственной речи. Сравниватьпоэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Сравниватьпроизведения живописи и литературы. Выявлятьособенности юмористического текста. Задаватьсамостоятельно вопросы по тексту; даватьоценку вопросов. Пересказыватьтексты подробно и кратко. Различатьжанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Определятьконкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Называтьизученные произведения А.С. Пушкина. Участвовать вработе группы; договариватьсядруг с другом. | |
Чтение | Читатьвслух и про себя. Читатьпо ролям. | |
Творческая деятельность и развитие речи | Составлятьтекст по аналогии с данным. Распределятьроли. Инсценироватьпроизведение. Писатьотзыв на книгу. Составлятьаннотацию на книгу. Составлятьрассказ по картине; представлятьего в группе. Готовитьэкскурсию по материалам содержания раздела. | |
Виды деятельности по жанрам | ||
Стихотворение | Читатьнаизусть понравившиеся произведения. Выбиратьстихи для выразительного чтения. | |
Рассказ | Характеризоватьгероев рассказа; называтьих качества. Объяснятьсмысл их поступков. | |
Научно-познавательная статья | Выбиратьиз статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. | |
Сказка | Выявлятьособенности литературной сказки. Характеризоватьгероев сказки; называтькачества героев сказки. Сравниватьсказки разных писателей. Сочинятьсказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлятьособенности поэтического текста сказки. Составлятьсобственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравниватьсюжет народной исюжет литературной сказки.Определятьнравственный смысл сказочного текста. Называтьи характеризоватьволшебные предметы в сказке. Называтьи характеризоватьволшебных помощников в сказке. | |
Пословица | Соотноситьсодержание текста и пословицу. | |
Историческая песня | Выявлятьособенности исторической песни. | |
Рефлексия | Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения. | |
(3)
Конспект урока литературного чтения
Тема : И. КРЫЛОВ «КВАРТЕТ». ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.СЕРОВА (3кл)
Цели деятельности учителя:познакомить с басней И.А.Крылова «Квартет»; формировать умение анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты
предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
личностные:знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.
Тип урока:комбинированный
Оборудование:Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- С.186-191; Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.;Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2; слайды (карточки) «Портрет басни», «иносказательно».
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Практич.: артикуляционные упражнения Словес.: ответы на вопросы | ≈5 | Речевая разминка Прочитайте про себя и отгадайте загадки-чистоговорки. Быстро, хорошо артикулируя, повторите чистоговорки (хором, индивидуально): •Га-га-га, га-га-га - В ступе - бабушка ... (Яга). • Га-га-га,га-га-га Замела пути ... (пурга). -Хотите узнать еще одну смешную историю, описанную в басне? -А отвечать на трудные вопросы? А думать: я бываю таким? -А зачем нам это нужно? -А как будем работать? | Читать, правильно артикулируя. Определять цели и пути их достижения. | П: осмысленно читают текст Р: принимают и со храняют уч задачу |
22. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: заполнение таблицы Словес.: ответы на вопросы Наглядный: рассматривание иллюстрации Практический: слушание и чтение Т Практический: работа со словарем Практический: выборочное чтение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 4 ≈2 ≈3 ≈4 ≈1 | Повторение изученного - Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с басней. Покажите, какие особенности басни вы уже знаете, заполним вместе пропуски. (На доске/ слайде- запись). Портрет басни: а) басня - … произведение; б) главный художественный прием - …; в) воспитывает на …примере; г) состоит из двух частей: сюжета и …. - Прочитайте на доске фамилию автора и название басни. (И.А.Крылов «Квартет»). Басня называется «Квартет». Что такое «квартет»? О чем будет басня? - Посмотрите на иллюстрацию (с.29). Она что-то подсказывает? Выскажите свои предположения. Давайте их проверим. Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. Учитель выразительно читает басню. -Оправдались ли наши предположения? -Прочитайте басню, подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны. Словарная работа. -Найдите в Толковом словаре и зачитайте значение слов «бас», «альт», «прима», «втора» («Русский язык» Ч.2). Как эти слова связаны с названием басни? Чтение и первичный анализ. Частичный анализ языковых особенностей. -Что смешного в этой басне с самого начала? (Состав-звери не обладают музыкальными способностями.) - Как это обыграл автор? Что значит: «дерут, а толку нет»? - Какими словами он передает желание зверей сыграть квартет? (Затеяли.) Что за этим словом? - Какими глаголами И. А. Крылов передает их игру? (Ударили в смычки, дерут.) О чем это говорит? - А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? («Пленять своим искусством свет», «...запляшут лес и горы».) Физминутка | Определятьконкретный смысл понятий. Определятьсмысл названия произведения. Предполагать Слушать чтение. Читатьвслух и про себя. Работать со словарем. Выявлятьособенности юмористического произведения. Объяснятьиспользуемые в тексте выражения. Выполнять двигательные упражнения. | Р: принимают и со храняют уч задачу П: осуществляют подвед под понятие П: строят речевое высказывание П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают текст П: строят речевое высказывание |
33. | Решение частных задач на основе анализа текста Словес.: ответы на вопросы Практический: выразительное чтение и анализ Т Практический: анализ выраз. чтения Словес.: обобщение Наглядный: рассматривание иллюстраций Словес.: монологические высказывания уч-ся. | ≈12 ≈3 ≈3 ≈3 | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. - Что вы можете сказать о характерах персонажей басни? - Почему первой кричит Мартышка? Опишите ее характер. Прочитайте ее слова друг другу в парах, передавая характер, и оцените чтение своего соседа. - Кто выразительно прочитает вслух? - Проанализируй свое чтение. - Чем смешон Осел? Какой он нашел секрет? Прав ли Осел? Прочитайте выразительно его слова друг другу в парах, передавая характер, и оцените чтение своего соседа. - Кто выразительно прочитает вслух? - Проанализируй свое чтение. - Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится? - Прочитайте еще раз первые 10строчек басни. - Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Зачитайте. - Верит ли баснописец, что у них что-то получится? - Только ли к музыке относится этот вывод? - Каким вам представляется рассказчик? - Как надо читать эту часть текста? Подготовьтесь к выразительному чтению выбранного вами отрывка. - Кто выразительно прочитает вслух? - Оцените выразительность чтения. Литературоведческая пропедевтика. - А как вы сами определите смысл этой басни? О чем она? - Правильно, под животными-музыкантами И.А. Крылов иносказательно(карточка) подразумевает хвастливых и неумелых людей. Прочитайте толкование на доске (Иносказание -художественный прием изображения какого-либо качества человека через образы животных.) Прочитаем слово хором с ударением и как в речи. - Перечитайте текст еще раз. Кто из героев басни произносит мораль? (Соловей.) - Зачитайте мораль вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему? (Да, он среди героев настоящий музыкант-певец.) - Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным? (Они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; находят смешной выход: пересаживаются.) - Какая причина вызывает веселый смех, а какая – горький, грустный смех? (Первая причина вызывает горький, грустный смех, так как герои не понимают, что это занятие требует таланта и умения. А вторая причина вызывает веселый смех, так как пересаживание выглядит комично и не имеет никакого отношения к умению играть.) Работа с пословицами (синтез). - Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают ее комический смысл: то, чти герои издают ужасные звуки и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица может быть использована в качестве морили к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что надо учиться. Четвертая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идет о таких качествах, которые не зависят от человека.) Работа с иллюстрацией (синтез). - Рассмотрите иллюстрацию В. Серова к басне «Квартет». Какой момент басни изобразил художник? - Рассмотрите и опишите каждого героя. (Звери сели в ряд и прилежно играют, Мартышка -дирижер стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осел с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка усиленно «перепиливает» контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козел сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от тех звуков, которые слышит. Она крепко держит в маленькой лапке смычок, и создается впечатление, что она нетерпеливо стучит им по раскрытым нотам и негодующе шипит на своих друзей. В целом зрелище создается комичное.) -Прилетел ли уже Соловей? -Найдите крошечный треугольничек в правой части картины – изображение соловья, напоминание о том, что музыкальный талант - это удел далеко не всякого. | Характеризоватьгероев Читать выразительно. Участвовать в работе группы; договариватьсядруг с другом. Проводить самоанализ. Читать выборочно. Работать самостоятельно Проводить анализ чтения. Читать выразительно. Объяснятьсмысл басни. Отвечать на вопросы. Сопоставлять тексты разных жанров. Рассматривать картину, описывать объекты картины. Сопоставлять текст и картину. | П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера Р: планируют свое действие в соответ. с задачей П: осмысленно читают худож Т П: осуществляют синтез П: строят речевое высказывание П: строят рассужд П: осуществляют синтез П: строят рассужд П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П: строят речевое высказывание |
44. | Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | ≈5 | А. Предметная - Вернемся к вопросам об особенностях басни. Заполним все пропуски (а) художественное; б) иносказание; в) отрицательном; г) морали). - Как в этой басне выражена главная мысль, мораль? - А как вы поняли суть морали? (Важно не сидеть по-особому, но и иметь способности и уметь игратъ.) -Так о чем же эта басня, кого она высмеивает? (Она разоблачает хвастливых, берущихся не за свое дело.) - А люди бывают такими? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассужд Р: осуществляют итоговый контроль |
Список литературы
1. Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- 359с.
2. Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.
3. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Авт. Петерсон Л.Г. и др.-М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: В 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.-М.: Академкнига/Учебник, 2011.-Ч. 1: 240с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
6. Русский язык. 2класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2013.-426с. С.207-210.
7. Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2,3.