Место и роль России в мировой культуре. Определение места и роли России в мире связано с осмыслением самобытности российской культуры
Определение места и роли России в мире связано с осмыслением самобытности российской культуры. «Полезно знать нравы, обычаи и обряды чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях» (Н.И. Новиков).
Попытки определения роли России в мировой истории относятся уже к XVI- XVII вв. Максим Грек, приехавший в нашу страну на рубеже XVI в., дал поразительный по глубине и верности образ России, как женщины в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». В начале XVI в. псковский священник Филофей в послании к царю выдвинул идею «Москва – третий Рим», которая позднее получила имперско-мессианское развитие. Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, а существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок» (Чаадаев П.Я). «Славянофилы» идеализировали допетровскую Русь, видели ее самобытность в сохранении крестьянской общины, соборности, православии, как выражении национального самосознания. Они называли русский народ богоизбранным носителем особой духовности, призванным сыграть миротворческую и объединительную роль в построении будущего великого сообщества славянских народов под эгидой православия и России. Славянофилы считали, что ход естественного развития русской культуры был нарушен Петром I, который, европеизируя страну, направил ее по ошибочному пути. «Западники» - Россия должна осваивать европейскую культуру, науку и технику. «Западники» исходили из приоритета общечеловеческих культурных ценностей, считая основополагающими распространявшиеся на Западе свободу личности, индивидуализм и пр. Славянофилов и западников объединяло стремление осмыслить своеобразие русской культуры, попытки объяснить ее своеобразие климатом и историческими причинами, в частности, нашествием татаро-монгол. И славянофилы, и западники считали, что России надо преодолеть отсталость социально-экономической системы, крепостничество. Совпадало и их желание видеть Россию процветающей и могучей среди мировых держав. В годы царствования Николая I, министр просвещения граф С. Уваров выдвинул «теорию официальной народности», выражавшую консервативные тенденции. Ее основные принципы - православие как глубокая религиозность русского народа, самодержавие, как естественная и единственно возможная форма правления в России, народность, как добровольное единение царя и народа. «Евразийцы» противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, пытались наладить контакты с советской властью. Они трактовали Россию как особый тип культуры - «Евразию», срединный материк между Азией и Европой. Как на Западе, так и в России, существуют убеждения о загадочности и необъяснимости России и русской души. Русскому человеку свойственно быть гостеприимным и радушным. Душевность и широта – самые главные качества, присущие русским людям. При всех различиях в понимании пути развития России, ее места среди других культур, большинство мыслителей сходится во мнении об особом вкладе России в мировую культуру. Это творчество гениальных поэтов, художников, композиторов, открытия в науке и т. д. Россия показала и другой пример - революцией 1917 г., гражданской войной, коллективизацией, мессианской идеей построения «светлого будущего» всего человечества и несостоятельностью в социальном эксперименте, тоталитаризмом государственной власти, подавлением свободы личности. Россия также показала возможность быстрой индустриализации, достижения в искусстве, космонавтике, военных вооружениях, борьбу за мир и достигнутую в конце 80-х гг. ХХ в. договоренность с США о мощном сокращении ядерного оружия и др. Наступивший новый поворот в отечественной истории - к «рыночной экономике», безусловно, привязывает Россию к западному пути развития.
8.Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура – это все прекрасное, возвышенное. Она характеризует человека, его образ жизни. Термин «культура» происходит от латинского слова culture, что в переводе означает возделывание земли, уход. Этот термин достаточно точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Термин «культура» в данном значении появился в Древнем Риме. Со временем он обретает новый смысл – «воспитание человека».
Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма»), означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также воспитание и обучение человека.
В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей.
Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы.
Немецкий философ Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием. Это определение выражает действительную суть культуры, ее человеческое начало, которое предполагает неразрывное единство природы, человека и его деятельности по целенаправленному преобразованию естественного порядка в природных объектах и в состоянии самого человека. При этом обратное природное воздействие на возникновение и развитие культуры можно проследить, начиная от воздействия на производства простых орудий труда и саму технологию трудовой деятельности до особенностей духовной жизни народов. Человек и его культура несут в себе природу земли, свою биологическую предысторию. Культура - природное продолжение и преобразованное человеческой деятельностью. При первом рассмотрении мир культуры видится совокупным результатом материальных и духовных достижений общества, имеющих ценностную окраску. Но главная составляющая и ценность культуры - сам человек. Вне рамок культуры не существует человек и в мировом смысле человек и есть культура. Как биологическая особь он всего лишь один из представителей мира животных.
Человеческая сущность в том, что это существо мыслящее, нравственное, обладающее эстетическим чувством, т.е. культурное. Отсюда становится ясно, что содержание культуры и ее главная характеристика имеют измерением гуманизм. Культура - непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура - способ творческой самореализации человека.
9. Эстетика материальной культуры.
Эсте́тика (др.-греч. - «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Материальная культура - это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты – все, что сделано руками; культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура.
Материальная культура всегда была частью окружающей человека среды. В соответствии с классической дихотомией, материальное противостоит идеальному, но оба они являются искусственным созданием, произведением человеческого гения, и оба, в свою очередь, активно воздействуют на него. В исторической науке и в культурологии постепенно вырабатываются понимание материальной К как специфической К для каждой эпохи «формы присвоения мира». Она служит базой для повседневного быта, определяя его уровень, его качественные характеристики. Повседневность охватывает всю жизненную среду человека, сферу его непосредственного обитания.
Быт, повседневность - обычная жизнь, «это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение». Это обычаи, привычки, ритуалы ежедневного поведения, тот жизненный уклад, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, ритуал любовной игры и ритуал похорон. Они имеют социальную окраску, разнятся в зависимости от ранга социальной группы, к которой принадлежит человек. Именно по поведению, по обычаям, узнаем мы «своего» или «чужого», человека той или иной эпохи, той или иной нации, - так характеризует быт Лотман.
Вещи, изъятые из исторического контекста, мертвы, будь то костюмы, предметы обихода, орудия труда. Задача в том, чтобы заставить их заговорить. Для этого необходимо реконструировать эпоху, воссоздать «историю повседневности».
Мир вещей, окружающий человека, подчиняет его своему влиянию, диктует поступки, манеру поведения. Вещами надо уметь пользоваться, как надо, например, держать веер.
Материальная среда не только регламентирует поведение человека, но в значительной степени определяет то, как человек воспринимает и моделирует мир. Быт — это сфера, где осуществляется синтез материальных и духовных структур. Тут мы выходим на ментальность.
Термин «метальность» был введен в сферу исторического исследования где-то в середине 50-х XX. Следует отметить некоторую расплывчатость этой дифиниции. Она представляет собой систему понятий, образов, «которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и ... определяют поступки и поведение людей» (Ж.Дюби).
Ментальность дает возможность перейти от психологии сознания к психологии поведения. Определенные стереотипы обуславливают поведение основной массы населения, а отчасти и его культурной элиты. Встает задача исследовать не только сознание индивида, но и сознание массовое, присущее так называемому «безмолвствующему большинству».
Город и деревня, жилище — поистине неисчерпаемая тема, она может рассматриваться в разнообразных ракурсах. Для данной работы выбран определенный аспект, включающий Э характеристики, к-ые непосредственно связаны с образом жизни, привычками, взглядами, стереотипами поведения. Поселения различных типов и сами жилища организуются по определенным К законам - законам пространственного порядка. Например, горизонтальный пространственный порядок организуется в значительной степени за счет дихотомии «центр - периферия». Анализируется устройство жилища, оформление внутреннего помещения. В жилище состоятельного человека и особенно привилегированного можно проследить определенные закономерности того или иного периода, к числу которых относится X стиль, все крупные X стили в соответствующем аспекте - не как самодостаточное явление X сферы, но в их прикладном, бытовом значении. Подводя итоги, материал подбирался по принципу его социокультурной значимости.
Она определяется особыми законами функционирования К сферы - значимо то, что представляется таковым в глазах общества. При этом информация наделяется знаковым, символическим кодом определенных знаков и значений.