З. Долакова. Вступительное слово
Хава Хазбиева
О живописи
И поэзии
Ингушетии
Назрань
Редактор Н.Д. Кодзоев
В сборник статей молодого автора Х. Хазбиевой вошли статьи, посвященные живописи и поэзии Ингушетии.
E-mail: [email protected]
Хазбиева Х.М., 2007
|
Содержание
От редактора. 3
З. Долакова. Вступительное слово. 5
Выставка «Искусство Ингушетии». 6
Живопись и графика Дауда Оздоева. 12
Сновидение и думы.. 22
Пролагатель пути. 25
Правда Духа. 30
Тамашийна низ. 43
От редактора
В настоящий сборник вошли статьи молодого автора Хавы Хазбиевой, посвященные живописи и поэзии Ингушетии.
Сборник открывается статьей «Выставка “Искусство Ингушетии”», которая была написана в 1995 г. для каталога выставки художников Ингушетии, состоявшейся в том же году в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия в г. Карабулаке. Цель выставки «наиболее полное ознакомление зрителя с достижениями изобразительного искусства» Ингушетии за весь ХХ в. В своей статье Х. Хазбиева, не только анализирует произведения 32 художников, представленные на выставке, но и дает краткую историю развития изобразительного искусства Ингушетии.
Статья «Живопись и графика Дауда Оздоева» была написана для каталога, выпущенного к персональной выставке Дауда Оздоева, состоявшейся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия в г. Карабулаке в июне 2000 г.
Это была первая персональная выставка талантливого художника в Ингушетии. Автор так характеризует творчество Дауда Оздоева: «Достойный преемник лучших традиций европейского и национального реалистического искусства, Дауд Оздоев один из тех, кто своими творческими исканиями, нравственным самостояньем, верностью идеалам гуманизма укрепляет веру в человека, в будущее мира. Появление этого художника в культурном пространстве России в преддверии нового века и нового тысячелетия знаменательный факт, зримое свидетельство нерасторжимости, глубинности связей духовности, единства и взаимопронизанности мирового художественного процесса» (Х. Хазбиева).
Статья «Сновидения и Думы» была опубликована в газете «Голос Назрани» в 1995 г. и под названием «Живопись Абдул-Кадыра Дакиева» в сборнике «Материалы научной конференции, посвященной 150-летию Ч. Ахриева» (Назрань, 2000).
Этой статьей автор открыл новое имя в ингушском искусстве. Творчество А.-К. Дакиева долго находилось в забвении, пока в 1995 г. 12 картин художника не были выставлены в Ингушском государственном музее краеведения. «Чем больше всматриваешься в эти картины, тем обнаженнее становится собственная душа... Впечатление волшебства, сказочного сна» (Х. Хазбиева).
Три статьи «Пролагатель пути», «Правда духа» и «Тамашийна низ» посвящены творчеству великого ингушского поэта и художника Али Хашагульгова. Тема Али Хашагульгова особая тема для Х. Хазбиевой.
Статья «Пролагатель пути» была написана для каталога, выпущенного к персональной выставке Али Хашагульгова в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия в г. Карабулаке в 1998 г. и включена в сборник «Слово об Али Хашагульгове». Статья «Правда Духа» была опубликована в 1993 г. в газете «Сердало» и включена в сборник «Слово об Али Хашагульгове». Единственная статья на ингушском языке, включенная в данный сборник – статья «Тамашийна низ», также посвященная, была опубликована в 1997 г. в газете «Сердало» и включена в сборник «Слово об Али Хашагульгове».
З. Долакова. Вступительное слово
Несомненно, эта книга – прекрасная иллюстрация яркого, самобытного творчества ингушских художников. Хава Хазбиева открывает целую галерею произведений живописи в контексте развития изобразительного искусства Ингушетии.
Уверена, эта публикация будет интересна не только исследователям-искусствоведам, но и широкому кругу почитателей таланта представленных в статьях художников. Хочется отметить не только глубокое и проникновенное восприятие автором произведений искусства, но и патриотическую заинтересованность в представлении ингушских творцов в российском и мировом культурном пространстве.
Прочитав статьи Хазбиевой X., убеждаешься во взаимопроникновении духовно-эстетических общечеловеческих ценностей, философских воззрений, в творчестве ингушских художников и признанных мастеров живописи. Безусловно, исследованные работы несут национальный колорит, при этом являясь частью мировой цивилизации.
Зара Долакова,
заслуженный деятель искусств РИ,
канд. психологических наук
Выставка «Искусство Ингушетии»
Веками держала Российская империя коренные кавказские народы под гнетом политики гено- и этноцида, обрекая их на духовную и физическую погибель.
Но в особенности трагическим оказалось для ингушей выселение 1944 года. Мощный духовный подъем, характеризовавший жизнь ингушского общества в первой трети XX века, сменился жесточайшим культурным падением. Целые поколения были выброшены из культурного пространства, уничтожены музейные, библиотечные фонды, научные, литературные архивы. Политическая реабилитация репрессированных народов в 1957 году, дала возможность ингушам вернуться на Кавказ, но не были восстановлены их права на культурное развитие.
Народ, более чем на полвека ввергнутый в состояние исторической потерянности, отрезанный от духовного, культурного опыта предыдущих поколений, начал вырождаться как нация.
Национальная интеллигенция, находившаяся под сверхчеловеческим давлением сталинско-советской системы, не имела своего голоса. Будь то художник или артист, писатель или ученый, у него отнималось право на свободное, сознательное творчество. Подавлялось малейшее проявление национальной мысли. Вся образованная часть ингушей, не имея духовного центра, вынужденная пребывать в пространстве чужого языка, чужой культуры, оставалась разобщенной и рассеянной.
В этих условиях, национальный художественный процесс, не имевший прочных, устоявшихся традиций, не обеспеченный самодостаточностью, локализовался полностью.
Ведь как сложилась, в частности, история ингушского изобразительного искусства в послереволюционный период. Появившаяся было в 20-30 гг. в Ингушетии живописная традиция, оборвалась, на нескольких художниках. Наиболее яркие из них - Ахриев Хаджибикар (1900-1940 гг.) – воспитанник Петроградской художественной школы и Гази-Магомед Даурбеков (1902-1976 гг.), ученик Петрова-Водкина, выпускник ВХУТЕИНа, плодотворно работавшие, заметно выделявшиеся на фоне художественной элиты Северного Кавказа того времени были репрессированы (Х. Ахриев в 1940 г. умер в тюрьме, Г.-М. Даурбеков сослан в Сибирь вместе со всем народом. В годы выселения почти все их работы бесследно исчезли).
Следующие художники среди ингушей появляются только к 70-м годам. Тоже несколько человек. Это Мамилов Руслан, Акиев Хасолт, Полонкоев Мурад. В последующее десятилетие к ним присоединились Эсмурзиев Зелимхан, Хашагульгов Али, Базоркина Аза, Имагожев Хож-Ахмед, Барханоев Иса, Даурбекова Айшат. Однако выход их к зрителю искусственно задерживался десятилетиями. Достаточно сказать, что первая выставка непосредственно в Ингушетии состоялась только в 1983 году.
Культура, 50 лет несшая неисчислимые, неимоверные потери, продолжает разоряться и сегодня. Так сложилась наша история, что на глазах каждого поколения гибнут национальные реликвии. По сей день остается неизвестной судьба значительной части историко-культурного наследия Ингушетии, находившегося в музейных фондах Чечни. Все, что было собрано громадными усилиями в послереабилитационный период, несколько месяцев назад оказалось под бомбежками российской авиации. Сгорели сотни картин ингушских художников, сосредоточенные в основном в музейных коллекциях Грозного и в собраниях частных лиц. Большинство из них так и не увидел зритель.
В той беспрецендентной ситуации, в которой Ингушетия обретает свою государственность, в условиях когда в республике нет ни выставочного зала, ни галереи, отсутствует художественный фонд, не имея мастерских художники работают где и как придется, не имеет своего помещения Союз художников, – событие такого порядка, как художественная выставка, глубоко символично, не говоря уже о его культурной, исторической значимости.
Выставка «ГIалгIайчен Исбаьхьале» («Искусство Ингушетии») – один из первых просветов в зарождающейся художественной жизни республики. Прежде всего нацеленная на наиболее полное ознакомление зрителя с достижениями изобразительного искусства, она задумана Союзом художников, и как выставка-итог целого этапа в развитии национальной художественной Мысли.
Стремясь объединить вокруг себя все творческие силы республики, Союз художников придерживался принципа участия в этой выставке всех: и профессионалов, и любителей, и только начинающих художников, и уже состоявшихся мастеров. Этим объясняется крайняя неоднородность экспозиции. Представленные работы очень разные, как по направленности творчества, содержанию, пластическому воплощению, так и по степени мастерства и художественной культуры авторов.
Симптоматично, что на выставке довольно широко представлена национальная тематика. Наблюдаемые нами первые опыты историко-художественного осмысления действительности, свидетельствуют о качественно новом подходе к задачам искусства.
Отдавая дань памяти всем замечательным художникам, стоявших у истоков новых традиций в национальном изобразительном искусстве, экспозицию выставки открывают те немногие произведения, сохранившиеся от их наследия. Это семь акварелей Гази-Магомеда Даурбекова, относящиеся к позднему периоду творчества художника и два скульптурных портрета Руслана Мамилова.
Большое полотно «Пригородный район» – новая работа известного мастера кисти Мурада Полонкоева. В огромной многофигурной композиции, написанной в духе старых мастеров, колористически напряженной, раскрывается тема кровавой трагедии, разыгравшейся осенью 1992 года в Пригородном районе. С присущим ему рациональным подходом к сюжету, живописец разрешает тему дня в широкой исторической панораме.
Несомненно зрительский интерес вызовет картина «Горская свадьба» Айшет Даурбековой – произведение большой авторской силы, впечатляющее глубиной и емкостью художественного обобщения, исторической и психологической достоверностью изображаемого.
Глубоким проникновением в тему, острым переживанием отмечены и работы Айшет Даурбековой, посвященные трагическому событию в жизни ингушского народа – депортации 1944 года: «Утро 44-го», «Каратели».
Впервые в ингушской живописи мифологическая тема названа в творчестве Хож-Ахмеда Имагожева. Обращение к сюжетам нартского эпоса не случайно для этого художника. Использование национальных образов-мотивов в его живописи и графике носит программный характер. При этом следует отметить, что в художественном освоении исторической темы, Хож-Ахмеду Имагожеву свойственен этнографический подход. Справедливо рассматривать искусство Имагожева, как один из ключевых моментов в становлении самобытной линии в национальной реалистической живописи. Думается, что начавшиеся на территории Ингушетии археологические раскопки, в которых активно участвует Имагожев, помогут разомкнуть узкий круг нашей истории, откроют новые возможности для изобразительного искусства.
Наводят на философские размышления символические композиции «Вестницы», «Бесконечный путь», «Глаз» Зелимхана Эсмурзиева, являющиеся как бы иллюстрацией мировоззрения современности. Масштабностью мировосприятия, стремлением к художественной самостоятельности отличается творчество этого художника.
Несложностью, ясностью мотивов близки зрителю картины Исы Барханоева. Автор работ «Гордая дочь», «Выселение», «Портрет летчика-истребителя Мурада Оздоева» в простой доступной форме передает чувства, переживаемые его персонажами.
Неоднородны стилистические искания Милитхан Эсмурзиевой. Если картины «Память», «Двое» написаны в традициях реалистического искусства, то в работах «Компьютерная леди», «Женщина с цветком», «Безмолвие», «Посмотри в свои глаза» художница ищет свой изобразительный язык. Образы-идеи, выражаемые Милитхан Эсмурзиевой, говорят о тревожном мироощущении действительности.
Заявил о себе на выставке, как талантливый многообещающий художник Батыр Картоев. В картинах «Абрек», «Жертвоприношение» выдержанные в напряженном ритме, автор, рассказывая о прошлом, заставляет задуматься о настоящем.
Одной лишь работой «Алханчуртский канал» написанной в традициях 70-х годов, представлен старейший художник республики Абиев Тагир.
В яркой красочной композиции «Ингуши» Руслана Эльдиева предстает идеализированная картина далекого прошлого народа, в которой историческая реальность переплетается с художественным вымыслом. Руслан Эльдиев знаком зрителям и как автор Ингушского государственного герба, и по рисункам в молодежной газете «Заманхо», с которой он активно сотрудничает.
На выставке представлен и ряд интересных портретов. Среди них в первую очередь хотелось бы отметить наполненный какой-то особой искренностью «Автопортрет с палитрой» (1968 г.) Хасолта Акиева. Эмоциональная открытость образа, поэтичность мотива, непосредственность передачи состояния – несомненные достоинства этого произведения. Значительны женские портреты Мурада Полонкоева. Особое впечатление оставляет пронизанный внутренним драматизмом «Портрет Али Хашагульгова», – работа Зелимхана Эсмурзиева. Художник пишет свою модель «изнутри», сосредоточивая главное внимание на лице портретируемого.
Ценный творческий опыт накоплен за последнее время в пейзажном жанре. Если ранее пейзажная тема была ограничена реалистическим изображением национального ландшафта, то сейчас прослеживается ярко выраженная тенденция привнесения в нее философской проблематики.
Богатством ощущений, чувств, мыслей, самобытностью манеры исполнения привлекут внимание зрителя «пейзажи состояния» Азы Базоркиной. Смысл творческих поисков художницы видится прежде всего в стремлении передать личные эмоциональные переживания.
Тонко передает в своих пейзажах различные состояния природы Башир Даурбеков. Созерцательной величавости исполнена природа в его живописной картине «Рассвет».
В задумчивом колорите меланхолии разрешены романтические пейзажи Абдул-Кадыра Дакиева. Напряженно-внимательный взгляд художника обращен к миру человеческой души. Состояние отчужденности и сознание трагического одиночества проходят сквозными мотивами в его картинах-исповедях.
Обещает новое в живописи живое и полнокровное искусство Али Хашагульгова. К сожалению, на выставке представлены только ранние произведения художника. Хочется надеяться на то, что ингушскому зрителю в ближайшее время будет предоставлена возможность более полно познакомиться с уникальным творчеством этого большого мастера.
Многообразны творческие поиски молодых художников. Зритель оценит и экспрессивную живопись, трактованную в духе романтического абстракционизма Махмуда Хаяури, и выделяющиеся яркими, светоносными красками композиции Сагова Багаудина, картины Курскиева Назира, навеянные современными, западными течениями в изобразительном искусстве, пейзажную живопись Тархана Мальсагова.
Заняли свое место в экспозиции и произведения Исы Аушева, опирающегося в своем творчестве на традиции реалистического психологизма. Это живописный «Портрет Руслана Аушева», «Автопортрет», «Айшат».
Представлена здесь и графика Нурдина Кодзоева.
На выставке дебютирует целая группа начинающих художников. Среди них Султан Гадаборшев, Ибрагим Долтмурзиев, студентка художественно-графического факультета МПИ Мадина Акиева, студентка художественно-графического факультета Грозненского педагогического института Мадина Хамхоева, Адам и Зелимхан Полонкоевы, студенты Санкт-Петербургской Академии художеств.
В последние годы в республике возрождается плакатная традиция, начатая в свое время Гази-Магомедом Даурбековым. Достоин самой высокой художественной оценки, экспонируемый на выставке плакат «23 февраля, 1944 год» Бекхана Дахкильгова.
Среди произведений декоративно-прикладного искусства зритель увидит оригинальный ковер Зайнап Илиевой, красочные подносы Любы Мальсаговой и Тархана Мальсагова, запоминающиеся композиции из природных форм дерева Назира Курскиева.
Успешно выступает на выставке Накир Озиев, обращающийся в своем творчестве к истокам народного искусства. Высокохудожественны его скульптуры из дерева – маска «ГIарбаш», композиции «Мурдаш», «Фигурное катание».
Подводя итоги выставки «ГIалгIайчен Исбаьхьале» – «Искусство Ингушетии», нужно сказать, что экспозиция в целом продемонстрировала большие потенциальные возможности искусства возрождающейся Ингушетии. Пожелаем же художникам успехов.