Основные типы знаковых систем культуры.
Можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем: 1)естественные, 2)функциональные,3)иконические;4)конвенциональные;5)вербальные (естественные языки);6)знаковые системы записи.
1.1 Естественные знаки
Естественные знаки - понимаются вещи и явления природы.
Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки -- это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.
Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил -- все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен "расшифровывать" их. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. Но это умение, к сожалению, постепенно утрачивается с развитием цивилизации. Деревенская культура сейчас в какой-то степени еще сохраняет его, а в городской оно становится все более редким явлением.
1.2 Функциональные знаки
Функциональные знаки - какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие -- функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры -- комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки -- знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.
1.3 Иконические знаки
Иконические знаки - это принципиально иной класс знаков, по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (от греч. -- изображение) знаки -- это знаки-образы. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают.
Иконические знаки -- знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы "по совместительству" с их основными функциями, то для иконических знаков эта функция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.
1.4 Конвенциональные знаки
Конвенциональные знаки - это искусственно созданные знаки, которым люди "договорились" приписывать определенное значение (слово "конвенциональный" происходит от лат соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам (хотя это и не исключено), он служит обозначением предмета "по условию" -- потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.
Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; "зебра" на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.
Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.
1.4.1 Сигналы
Сигналы - знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы).
1.4.3 Символы
Символы - это знаки, которые не только указывают на некоторый объект, но кроме того еще несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира. Символом является, например, герб города.
2. Вербальные знаковые системы
Вербальные знаковые системы - естественные языки - это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют "естественными", чтобы отличить от искусственных - например, формализованных - языков. В мире существует несколько тысяч естественных языков - от 2500 до 5000 (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отличия разных языков от разных диалектов одного и того же языка). Любой естественный язык - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению.
Несомненно, человеческий язык сложился на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека. Устройство мозга, органов слуха, гортани обусловливает количество различаемых звуков речи (фонем), способы их сочетания, длину слов и фраз. Замечено сходство языка с генетическим кодом.
Язык экономичен и удобен для пользования. Произнесение звуков членораздельной речи не требует от человека сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое время достаточно.
Языки искусства.
См. Багдасарьян стр. 254
ЯЗЫК ИСКУССТВА - одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения .
Любое произведение, написанное на одном из языков искусства, можно “переводить” с одного из этих языков на другой. Конечно, при переводе произведение всегда становится ущербным, всегда что-то теряет и никогда не может превзойти или быть равным оригиналу. Поэтому при “переводе” с одного языка искусства на другой самым важным является максимальное приближение к оригиналу. Причем предпочтение, по-моему, должно даваться не форме (так как у каждого вида искусства своя своеобразная форма), а смыслу и душе произведения - его ауре.
В переводе с одного языка искусства на другой, как и в переводе с одного языка на другой язык, можно разделить три вида перевода: адекватный перевод, буквальный и вольный. Адекватный перевод – это по возможности полноценное воссоздание произведения на другом языке искусства в его целостности – в органичном единстве его содержания и формы. Он также должен по возможности близко передать эмоционально эстетическое впечатление. Адекватному переводу противопоставляется буквальный перевод.
Буквальный перевод – это требование дословного перевода. Известный теоретик перевода Федоров так отозвался об этом виде перевода: “Буквальный перевод – это воспроизведение формы в отрыве от содержания. Это такие случаи, когда стремясь передать определенные формы сами по себе переводчик не обращает внимания на содержание целого.” Буквализм всегда нарушает либо смысл произведения либо языка.
Вольный перевод – это замена стиля автора стилем переводчика. Примером такого перевода является перевод поэмы “Ануш” Туманяна Вячеславом Ивановым
№27 Роль искусства в жизни человека и общества.
Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.
Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.
Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.
Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.
Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.
Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.
Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно.