Нормативные конфликты и аномия
Нормативные конфликты и аномия
Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте. Специалистам известны несколько видов подобных конфликтов. Они возникают по самым разным причинам. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам. И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доминирующей).
Конфликт может возникнуть между не успевшим сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам. К ним правомерно отнести и нынешнюю Россию.
Нормативный конфликт существует в большинстве человеческих обществ. Такова неумолимая статистика. Правда, их глубина и способы разрешения везде разные. Когда в культуре встречаются противоречивые или разноречивые нормы, индивид бывает сбит с толку. Современный тинейджер часто встает перед дилеммой: хранить целомудрие до брака или, следуя предоставленной свободе выбора и ценностям подростковой группы, реализовать сексуальные устремления.
Если в рамках одного общества имеется множество субкультур с несходными или противоположны-11с ми нравами, то контакт между ними всегда вызывает
проблемы, а иногда перерастает в конфликты. Скажем, нормы поведения молодежи и нормы поведения пожилых очень различаются. То, что считается допустимым и нестыдным у одних, рассматривается как неприемлемое и постыдное у других. Подобный тип культурного конфликта принято называть конфликтом отцов и детей.
Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность расшатывания нормативной системы культуры. Правда, чем выше материальный уровень жизни населения, тем ниже вероятность такой угрозы. В США и России высок удельный вес интеллигенции, однако материальный уровень жизни населения неодинаков. В результате российская интеллигенция всегда ставила под сомнение и критиковала нравы своего общества, а американская чаще выступала за их сохранение.
Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей, а не от худшей части общества, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Алкоголиков, наркоманов, преступников можно заставить соблюдать нормы. Для этого существуют достаточно эффективные принудительные меры. В советский период, особенно в сталинскую эпоху, численность этих групп была незначительной. Однако либерализация общества, напрямую зависевшая от просветительской и критической деятельности российской интеллигенции, привела к росту числа нарушений.
Еще один фактор, влияющий на нравственные устои общества,— это уровень правовой культуры населения. Отмечено, что если демократизация обще ства происходит на неподготовленной правовой ос нове, когда нет жестких законов, охраняющих права и покой большинства людей, и эффективных механиз мов их соблюдения, растет число тех, кто считает себя выше закона. В обществе расцветает культ вседозво ленности. Причем чем чаще законы нарушают верхи, тем чаще их начинают нарушать низы общества. Об ратная зависимость отмечена не везде, ибо от распу щенных низов верхам легче найти противоядие при условии, что они сами не подают пример нравствен ной распущенности. ми целями и средствами). Так люди приспосабливаются к аномии. В большинстве случаев это отклоняющееся поведение.
Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия.
Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот термин в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и семейных ценностей.
Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние безнормности, то для Р. Мертона, который пошел дальше французского социолога и предложил стройное учение, она служила результатом конфликта норм в культуре или, выражаясь более точно, конфликт официально провозглашенных целей и доступных законных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха.
Но если в том и в другом случае большинству населения легитимные, т. е. законные, способы достижения этих целей недоступны, то на его долю достаются только незаконные. У Мертона их пять: 1) конформизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств);
3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств);
4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств);
5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новы-
• К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.
• Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать.
• Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
• Функции культурных норм:
— являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках;
— служат ожиданиями в отношении будущего поступка;
— контролировать отклоняющееся поведение;
— служить образцами, эталонами поведения.
• Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере применения — в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа. Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.
• Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).
Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws).
Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
• Привычки служат исходной клеточкой социальной и культурной жизни людейодновременно . Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других.
• Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.
• По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом.
• В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи — одобренные
обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
• Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.
• Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.
• Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
• Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
• Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.
• Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От этого слова происходит «нравственность» — этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества.
• Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
• Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским
или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.
Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека.
Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.
Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Ценности — это то, что оправдывает нормы и придает им смысл. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма.
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры.
В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы.
Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм.
Ключевым звеном нормативной системы культуры вы-ступает мораль общества— предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами.
• Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте.
• Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия, такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
• Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм.