Греческая классикаV-IV века до н. э.
Период высшего расцвета полисного устройства Античной Греции. Расцвет античного искусства и культуры. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин и возникает Делосский союз (во главе с Афинами) Греческая классика
К V веку до нашей эры на территории Древней Греции завершается формирование развитой рабовладельческой системы и становление первой в истории рабовладельческой демократии. Это способствует процветанию культуры и искусств. Наступает период греческой классики.
В начале IV века до нашей эры происходит череда изнуряющих войн с Персией, находящейся на вершине своего могущества. Персидские легионы наводнили Грецию, персы уничтожали города и захватывали свободных граждан в рабство, и пытались обратить греческие поселения в свои колонии. Ранее разрозненные греческие полисы перед лицом опасности были вынуждены объединиться, чтобы выступить единым фронтом против захватчиков. Центром объединения греческих городов стали Афины. После объединения свободолюбивые греки, обладающие высоким чувством гражданского долга, нанесли несколько решающих поражений персидским легионам. В частности, наиболее значимыми стали сражения при Марафоне и морская битва при Саламине. Древнегреческий поэт Эсхил писал: "Вперед, сы Освободите алтари родных богов, детей и жен своих. Ведь бой идет за все!"Разгром персидских войск ясно не только показал преимущества общественного строя городов-государств Древней Греции, но и способствовал дальнейшему росту гражданского самосознания эллинов.
Скульптор Мирон и статуя дискобола
Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением. Скульптор Мирон и статуя дискобола Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением. Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки. Новаторство Мирона заключалось в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры. Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному
Скульптор Поликлет – скульптор, который показал нам образец совершенного человека, в котором сочетается физическая и духовная красота.Юный атлет держит на плече тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле В этой скульптуре использован хиазм - изображение скрытого движения в состоянии покоя. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками ны Эллады, устремитесь в бой! пальцев. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениями о красоте человеческого тела. Вот некоторые результаты его математических вычислений, которые будут использовать художники будущих поколений. Голова человека должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть – 1/10, ступня 1/6. Свои мысли Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», который не сохранился до наших дней.
Интересная история произошла с Поликлетом. Однажды государственная комиссия заказала ему статую и все время давала советы и вмешивалась в работу. Поликлету надоело, и он стал делать одновременно две статуи, одну держал на виду и вносил все изменения, которые его просила делать государственная комиссия, а другую делал по своему усмотрению. Когда настал срок, он представил две статуи на выбор. Комиссия сказала: «Первая статуя прекрасна, а вторая ужасна!». «Так знайте же, ответил Поликлет,- первую сделал я, вторую сделали вы». Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то скульптор Поликлет ставил в своем творчестве иные цели. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, скульптор стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках Поликлет шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства. Красота человека становится для нею мерой ценности разумно устроенною мира. Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.
Фидий и статуя Афины
Третьим великим скульптором V века до н. э. был афинянин Фидий, чей творческий гений наиболее полно и целостно воплотил идеалы рабовладельческой демократии в пору ее высшего расцвета.
Фидий родился в Афинах между 500 и 480 годами до н. э. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской пелопоннесского мастера Агелада, у которого, согласно греческой традиции, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере патриотического подъема, вызванного победами Эллады над полчищами завоевателей — персов. Уже ранние его произведения ясно говорят, что скульптора посещала гордая мысль о героическом подвиге родного города, ведшего борьбу против персидского нашествия между 465 и 460 годами. Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и героев греческой мифологии мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне.
Статуя Афины
Мощь и величие Афин, «прекраснейшего из городов Эллады», прославляла и бронзовая фигура Афины, созданная Фидием в 465—455 годы до н. э. для Афинского акрополя.
В 480—479 годах до н. э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Их развалины долго сохранялись как память о нашествии врага. И первым памятником, воздвигнутым среди этих руин, стала Афина-Воительница Фидия. Ее воспринимали как символ возрождения города и его непреклонной воли к победе. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Ее голову увенчивал шлем, ниспадающие складки одежды подчеркивали монументальное величие фигуры. Семиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех концов города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. В XIII веке статую уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточной Римской империи) суеверные рыцари-крестоносцы.
На Акрополе стояли и две другие бронзовые скульптуры Фидия — Аполлон, воздвигнутый в 460—450 годах до н. э., чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи, и Афина, которую около 450 года до н. э. посвятили родному городу граждане, переселившиеся на остров Лемнос.
Парфенон Храм Афины-Ники.Строительство небольшого по своим размерам храма Афины-Ники приписывают архитектору Калликрату, который составил проект здания в 450 году до н. э. и осуществил его в 427—421 годах до н. э. Если смотреть на храм, стоя у Пропилеи, он четко вырисовывается на фоне неба, радуя глаз своей стройностью и удивительным изяществом. Почти квадратную целлу храма с востока и запада украшают портики с четырехметровыми ионическими колоннами. По свидетельству одного из древних авторов, внутри храма находилась деревянная статуя богини победы Ники Аптерос (бескрылой), хотя обычно греки представляли ее крылатой. Афиняне хотели, чтобы богиня победы никогда не покидала их город. В конце XVII века турки, захватившие Грецию, разобрали храм Афины-Ники и использовали мраморные блоки для сооружения укреплений, и лишь после освобождения страны в XIX веке храм заново сложили на прежнем месте. Центральное место в композиции Афинского акрополя занимает величественный храм Афины-Девы — Парфенон.
Главным зодчим храма Перикл назначил крупнейшего архитектора Греции Иктина, а его помощником — Калликрата. Строительство здания продолжалось девять лет, с 447 по 438 год до н. э. По своему плану Парфенон — дорический периптер размером 70x31 м, окруженный сорока шестью колоннами. Однако Иктин обогатил архитектуру храма многими элементами ионического ордера: вместо обычного шестиколонного портика на фасадах здания поставлены великолепные восьмиколонные портики; сами колонны высотой в 10.5 м стали более стройными, чем в предшествующих дорических храмах; наконец, для украшения Парфенона использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по стене здания. При сооружении храмов на Акрополе архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Главная точка зрения на Парфенон, на которую рассчитывали его создатели, — с угла, с северо-запада. Именно оттуда монументальный храм, целиком смотрящийся на фоне ярко-голубого южного неба, производит наиболее сильное впечатление. Залитые солнечным светом, его мраморные колонны имеют теплый коричневато-золотистый оттенок, а на закате, когда солнце погружается в голубую дымку. Двенадцатиметровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. С трех сторон ее окружала двухъярусная мраморная колоннада. Роскошный шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, празднично нарядная одежда, козья шкура — эгида на груди, украшенная в центре маской Медузы Горгоны, двухметровая крылатая богиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна, копье у левого плеча богини и стоявший рядом с ней на постаменте круглый щит придавали статуе особую торжественность. У ног Афины скульптор поместил громадного священного змея Эрихтония. Прекрасное лицо богини, ее обнаженные руки и маску на груди Фидий сделал из слоновой кости, одежду и оружие из тонких золотых пластинок, наложенных на деревянный каркас. По сообщениям древних писателей, на эту статую пошло около тысячи двухсот килограммов золота. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. Фидий использовал для украшений все части статуи: на сандалиях он изобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне пятиметрового в диаметре щита — сцены битвы с амазонками, на оборотной — сражение богов с гигантами. Эти события греческой мифологии перекликались с современностью, напоминая афинянам о победах, одержанных над персами. Размеры статуи были строго согласованы с внутренним пространством храма. При неярком освещении, царившем в Парфеноне, мерцание разных оттенков золота и теплые тона слоновой кости хорошо сочетались с золотистым цветом мрамора.
На мрамор ложатся серовато-голубые тени. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей и точный расчет масштабов здания но отношению к холму Акрополя делают его шедевром греческого зодчества. Созерцание храма рождает в душе зрителя чувство глубокого восхищения.
Впечатление безупречной красоты Парфенона возникает благодаря ясному чувству меры и гармонии, которые проявляются во всем облике храма. Все линии представляются глазу идеально правильными. На самом деле Парфенон построен с учетом особенностей человеческого зрения. Прямая линия стилобата, на котором возвышается здание, так же как и линия архитрава, в действительности изогнута в силу того, что идеальная прямая линия издали нам показалась бы слегка вогнутой. Чтобы избегнуть этого, строители сделали стилобат и ведущие к нему ступени в центре на 10 см выше, чем по краям. Угловые колонны Парфенона более массивны и ближе подвинуты к соседним, иначе при ярком свете они казались бы более тонкими. Измерения показали, что колонны слегка наклонены к центру здания, но кажутся строго вертикальными.
Расстояния между ними различны, хотя воспринимаются как одинаковые. Все это придает архитектурному облику Парфенона удивительную жизненность и неповторимую красоту. Внутри здание было разделено стеной на две неравные части. В главном помещении целле — стояла знаменитая статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы), созданная Фидием в 447—438 годах до н. э. из золота и слоновой кости и мрамора, из которого был построен храм. В V веке н. э. статую Афины увез в Константинополь один иэ византийских императоров, и там спустя 10 лет она погибла при пожаре. Западную половину храма занимал зал с четырьмя ионическими колоннами — комната для девушек, где юные афинянки ткали священную одежду, которую жители города приносили в дар своей богине. Там же хранились казна Афинского морского союза и государственный архив. Это помещение называли «Парфенон» от греческого слова «парфенос» «дева». С IV века до н. э. название «Парфенон» сдало относиться ко всему храму. О жизни и подвигах богини Афины, покровительницы города, связаны скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием совместно с его талантливыми учениками. В работе принял участие и целый ряд мастеров, чьи имена остались неизвестными. В процессе строительства храма, в 447—443 годах до н. э., были исполнены 92 метопы, а в 442—438 годах до н. э. — лента ионического фриза, проходящая за колоннами вокруг всего здания. В 432 году до н. э. мастера завершили работу над композициями фронтонов. Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. Он отличался редкой художественной цельностью и логической завершенностью. Это воплощенная в мраморе ясная и величавая поэма, героиней которой стала Афина.
На восточном фронтоне мастер запечатлел сцену рождения богини из головы громовержца Зевса. Это событие, как рассказывают мифы Древней Греции, произошло на горе Олимп в присутствии всех богов. Тема западного фронтона — спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон высек из скалы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и в этом месте выросло оливковое дерево, которое греки называли священным даром богини. Афину считали покровительницей Аттики, она дала свое имя городу.
На метопах восточного фриза скульптор представил изображения борьбы богов и гигантов, северного — разрушение Трои, западного — битву афинских героев с амазонками, южного — схватку греков с кентаврами. Все эти сюжеты связаны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиги. Но Фидий переосмыслил старинные предания и выразил в них настроения своей эпохи. Легендарные сражения воспринимаются как своеобразные параллели торжества греков над пришедшими с востока варварами — персами. В образно-поэтической форме утверждает мастер и мысль о красоте героической борьбы человека со стихийными силами природы. Наконец как финал этой грандиозной симфонии выступает процессия афинских граждан, которую Фидий изобразил на фризе Парфенона. Великий скульптор успешно решил одну из важнейших проблем, стоящую перед архитекторами и художниками всех времен, задачу взаимосвязи, античного синтеза архитектурного облика здания с его скульптурным убранством. Ерехион.В 421-405 годах до н. э. неподалеку от Парфенона в северной части холка воздвигли небольшой храм ионического ордера, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехгею. От его имени получило название Эрехион. В нем хранились древнейшие святыни. Эрехион стоят на месте, где в древности, согласно мифам, происходил спор, по-видимому, проект Эрехтейона был задуман еще при жизни Перикла и Фидия. Сооружая здание, строители должны были считаться со священными местами Акрополя. Особенность храма совершенно необычная планировка и асимметричное расположение помещений. Умело использовав неровности почвы, строители искусно подчинили композицию храма окружающему рельефу: восточная половина здания на 3 м выше западной. Три различных портика примыкают к храму. Стройные ионические колонны поддерживают два из них, в третьем крышу несут скульптурные изображения девушек, так называемые кареатиды.
Пропорции здания таковы, что у зрителя не возникает впечатления, будто ноша тяжела для девушек. Статуи органично согласованы с архитектурой: они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Девушки представлены в свободных позах, их одежды ниспадают богатыми складками. Кажется, что они медленно шествуют вперед, словно направляясь в сторону Парфенона. По контрасту с гордым величием Парфенона Эрехион радует глаз своей живописностью и декоративным изящество.