Надгробная фигура Франсуа I де ла Сарра, 1363 г., часовня св. Антония в Ла Сарра, Во, Швейцария. (Chapelle St Antoine La Sarraz Vaud)
Существует также ещё одно объяснение появления таких ужасающих скульптур.
Для предотвращения возможного хаоса, могущего наступить после смерти правителя, в период позднего Средневековья была разработана политическая теория о наличии у монарха двух тел. В период междуцарствия, изображение короля замещало умершего правителя, и посредством этого сохранялась непрерывность правления, и это именовалось политическим телом. Естественно, физическое тело короля было мертво, но, тем не менее, институт монархии оставался непоколебимым. Об особой важности этой теории говорит тот факт, что наследнику трона было запрещено переступать порог помещения, в котором находилось изображение умершего короля, до тех пор, пока тело усопшего не будет погребено, так как одновременное существование двух королей являлось невозможным. Этот же принцип можно иногда наблюдать и на средневековых надгробиях, показывающих, как бы, политическое тело монарха или значительного человека той эпохи, в виде прижизненного скульптурного изображения с атрибутами власти, и его физическое, мёртвое тело, подверженное гниению.
Надгробие Жильома дАрсиньи.1393 г. Музей в Лаоне, Франция. Фрагмент.
К счастью для тех из нас, кто испытывает ужас и отвращение перед зримыми воплощениями образа смерти, подобные надгробия крайне редки. Они были наиболее популярны лишь незначительный период времени. Тем не менее, в Великобритании и в Континентальной Европе насчитывается около 150 надгробий с изображением мертвецов ( к XIV веку относится 5 примеров, к XV – 75, к XVI - 155, к XVII – 29).
Так что, при посещении какого–нибудь готического собора, в тёмном углу вы можете быть шокированы внезапно открывшейся неприглядной картиной, изображающей бренные останки.
Надгробие Жильома дАрсиньи.1393 г. Музей в Лаоне, Франция. Фрагмент.
Надгробие Жильома дАрсиньи.1393 г. Музей в Лаоне, Франция.
Надгробие Жильома де Арсиньи из бывшего монастыря Кордельеров, кон. 14 в. Музей Лаона, Лаон, Пикардия, Франция.
Одним из ранних монументов подобного рода является надгробие сэра Джона Голафра, умершего в 1442 г. и погребённого в Файфилде в Беркшире. Он был изображен в высокой степени разложения, с запавшими глазами, вытянутой шеей и выпирающими рёбрами. Фигура в верхней части надгробия показывает сэра Голафра в полном доспехе.
Надгробие сэра Джона Голафра,1442 г. Файфилд, Осфордшир (прежний Беркшир).
Надгробие сэра Джона Голафра,1442 г. Файфилд, Осфордшир (прежний Беркшир).
Фрагмент надгробия сэра Джона Голафра, Файфилд, Осфордшир (прежний Беркшир).