Этологический подход к изучению культур
Этология - наука о поведении животных в естественных условиях. В 70е возникла наука этология человека, объект - традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Этология изучает культуру и человека в естественном состоянии. Упор делается на анализе раннего детства, анализ культуры охотников и собирателей. Используют киносъемку за запечатления непрерывности культурных взаимодействий.
Структура этологии человека:
1. Изучаются дети в досоциальном естественном состоянии.
2. Ведутся поиски сходных аспектов функционирования человека и животных.
3. Анализ развития ребенка с детских лет до взрослого состояния, движения от животного способа функционирования к человеческим. Особенности поведения взрослых в современных культурах и охотников собирателей.
В этологии большое значение имеет ритуал, понимаемый как коммуникативная модель поведения, выразительные движения - атомарные составляющие ритуалов, культурная адаптация. Анализ филогенетических (врожденных) и культурных форм( ритуалов) важнейшая особенность этологии, отличающая ее от социобиологии, которая является доказательством биологической сущности культуры и человека.
Другим определяющим понятием является Коммуникация, понимаемая как синхронизация стимульно - реактивного механизма при наличии специфических сигналов. Особую роль играет изучение невербальной коммуникации., прежде всего в эмоционально - жестовой форме. С коммуникацией связано удовлетворение потребности в общении и уединении. Разработана Концепция регуляции уединенности с использованием социально-механического механизма "Я- Другие".
Фундаментальное направление - изучение эмоционально-психологических состояний в современном обществе. Ненависть, враждебность, тревожность, страх, привязанность. Именно с анализа агрессии началось этологическое изучение культур. Без привязанности трудно сформировать полноценного человека в детстве. Нейтрализуя агрессивность она обеспечивает функционирование этно культурных общностей.
Большое роль в развитии этологии сыграл К. Лоренс "за зеркалом" 1977. Новая дисциплина оформилась, когда в ФРГ была проведена конференция. (1977) В 1979 издан труд "этология челвоека: задачи и пределы новой дисциплины" - уделялось внимание разработки теории понятийного аппарата.
1989 - Эйбл-Эйбесфельд "этология человека". Проанализировал социальное поведение, индивидуальное развитие человека, коммуникацию, роль пространства в традиционной и современной культурах. Ритуалы этого типа состоят из различных видов: ухаживания, встречи, приветствия, обмен подарками. Особо западногерманский ученый выделял ритуалы синхронизации, способствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий. Сплоченность достигается также ритуалами, выражающими общезначимые интересы или объединяющими в группу, изображающую "акты совместной агрессии против общего врага"(1). Обмен подарками - наиболее простой способ установления дружеских связей как внутри общности, так и вне ее.
Согласно исследованиям этологов, человеку присуща агрессивность. У животных аналогичное поведение по отношению к особям своего вида тормозится специфическими биологическими механизмами. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные биологические механизмы заторможены.На смену им пришла культурная система торможения агрессивности. Ее И.Эйбл-Эйбесфельдт выделял в качестве второй фундаментальной функции ритуалов.
Агрессивное поведение человека ограничивается специфическими культурными моделями (правила поединков напр). "Интрагрупповая агрессия приводит к установлению иерархического устройства, которое дает преимущество не только тем, кто занимал высшие ранги, но и всей группе"(2). Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проигрывать ситуацию, будущие действия и тем самым готовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструктивные импульсы, дает им выйти в культурно-приемлемой форме. Считал, что войны - надбиологическое культурное явление.
Ритуалы выполняют также функцию сдерживания, нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д. Еще одна функция ритуалов связана со стремлением человека победить страх перед непознанными, необъяснимыми явлениями окружающего мира.
Альтман "Уединенность как межличностный и пограничный процесс". Понятие уединенность несет функциональную нагрузку. Состояние уединенности как избирательный контроль доступа к "я". Отношение "Я-другие" Альтман рассматривает как беспрерывный процесс, стремление к оптимизации желаемой и достигнутой уединенности. регуляция отношения "Я-другие" - явление универсальное для всех культур. Для доказательства своего тезиса он рассматривает этнокультурные системы, в которых уединенность максимизирована и минимизирована, и показывает, что даже в предельных случаях есть культурные регуляторы отношения "Я-другие".